ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-45/20 от 27.11.2020 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело № 21-134/2020, в суде первой инстанции дело № 12-45/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

27 ноября 2020 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Чертков С.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 в лице защитника Митрофанова О.С. на решение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 14 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлениями заместителя главного государственного инспектора Республики Алтай по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай ФИО3, , , , , от 20 января 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административных штрафов по каждому постановлению в размере 10000 рублей.

01 июня 2020 года судьей Чемальского районного суда Республики Алтай при рассмотрении жалобы защитника ФИО1 на постановления заместителя главного государственного инспектора Республики Алтай по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай ФИО3, , , , , от 20 января 2020 года административные дела объединены в одно производство. Решением судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 14 сентября 2020 года указанные постановления должностного лица административного органа оставлены без изменения.

ФИО1 в лице защитника Митрофанова О.С. обратился в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой на указанное решение, указывая на его незаконность и необоснованность. Жалоба мотивирована тем, что действующее законодательство допускает строительство (нахождение) на земельном участке для дачного строительства возведенных на нем объектов. Предпринимательская деятельность на данном земельном участке ФИО1 не ведется. Материалы дела не содержат доказательств использования ФИО1 земельного участка не по целевому назначению. Фактически проверка в отношении земельного участка не проводилась. Из фотографий невозможно сделать вывод о принадлежности земельных участков ФИО1 Сведения из информационных ресурсов также не относятся к ФИО1 и его земельному участку. Заявитель, вместе с тем, указывает на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности. Кроме того, полагает, что настоящее дело подлежит рассмотрению в Арбитражном суде.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, прихожу к следующему.

Согласно ст.24.1, ст.26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, в том числе подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу положений ст.ст. 7, 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Как следует из материалов дела, на основании задания на проведение административного обследования объекта земельных отношений от <дата> государственным инспектором проведено административное обследование земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , расположенных в Аносинском сельском поселении Чемальского района Республики Алтай, принадлежащих на праве собственности ФИО1

По результатам административного обследования указанных земельных участков, выявлены нарушения ФИО1 требований ст.ст. 1, 7, 42 Земельного кодекса РФ, выраженные в их использовании не по целевому назначению, а именно фактически осуществляется деятельность по туристическому обслуживанию, о чем 05 августа 2019 года составлен акт административного обследования объекта земельных отношений .

Согласно сведениями из ФГИС ЕГРН земельные участкки с кадастровыми номерами , , , , , , расположенные в Аносинском сельском поселении Чемальского района Республики Алтай, относятся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для дачного строительства. Фактически на указанных земельных участках расположена база отдыха <данные изъяты>, земельные участки огорожены единой деревянной изгородью. В границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1049 кв.м. находится деревянное одноэтажное строение с вывеской «<данные изъяты> кафе», двухэтажное строение из деревянного бруса с надписью «Банька». На земельных участках с кадастровым номером , расположены отдельно стоящие благоустроенные коттеджи из массива сосны. Земельный участок с кадастровым номером используется под размещение деревянной беседки и детской площадки. На земельном участке с кадастровым номером расположен каркасный бассейн. Земельный участок с кадастровым номером используется под размещение двух деревянных беседок.

Тот факт, что разрешенное использование земельных участков допускает строительство (нахождение) на них объектов не влияет на квалификацию правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Нахожу, что должностное лицо и судья районного суда правильно установили, что фактически земельные участки используются не в соответствии с их разрешенным использованием, вышеуказанное свидетельствует о нарушении собственником земельных участков правового режима использования земельных участков, установленного требованиями ст. ст. 1, 7, 42 Земельного кодекса РФ.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: заданием на проведение административного обследования объектов земельных отношений, актом административного обследования объекта земельных отношений и приложенными к нему фототаблицей, сведениями из ФГИС ЕГРН на земельные участки, протоколами об административных правонарушениях от <дата> и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что отсутствуют сведения, с помощью каких геодезических приборов проводилась обследование участков, и каким именно методом было определено, что вышеуказанные объекты находится на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , , , отклоняются как не обоснованные.

Согласно п. 91 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года №486 (действовал в период проведения административного обследования и составления протокола об административном правонарушении) должностное лицо при подготовке к проведению административного обследования объектов земельных отношений: собирает информацию, содержащуюся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информацию, полученную в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, информацию, полученную дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информацию, полученную по результатам визуального осмотра, и другими методами; запрашивает у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, являющихся операторами государственных и муниципальных информационных систем, владельцев архивных фондов, правообладателей полученной дистанционными методами информации, сведения, хранящиеся в указанных ресурсах и необходимые для проведения административного обследования объектов земельных отношений.

Согласно положений п. п. 1, 2 постановления Правительства РФ от 18 марта 2015 года №251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений», административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - должностные лица). При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами. В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.

Судья районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотрел административные дела в отношении ФИО1 и правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановлений должностного лица.

Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу ФИО1, материалы дела не содержат.

Все фактические обстоятельства по делам, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными, и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решении при рассмотрении жалоб.

Нарушений порядка проведения административного обследования не установлено.

Доводы, сводящиеся к тому, что фактически проверка в отношении земельных участков не проводилась, а проведенное административное обследование является только основанием для проведения внеплановой проверки, а выявленные при обследовании нарушения не являются основанием для привлечения к административной ответственности, нахожу несостоятельными ввиду следующего.

Порядок осуществления государственного земельного надзора закреплен в статьях 71 - 71.2 Земельного кодекса РФ. При его осуществлении применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных названным Кодексом.

Подпунктом 4 п. 5 ст. 71 Земельного кодекса РФ установлено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.

В соответствии с подп. 2 п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Пунктом 3 ст. 71.2 Земельного кодекса РФ, абз. 2 п. 8 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года №251, определено, что в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

Согласно п. 6 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года №486, систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства является одной их форм государственного земельного надзора. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется, помимо иных действий, путем проведения административного обследования объектов земельных отношений.

Предметом административного обследования объектов земельных отношений является соблюдение юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе осуществления деятельности обязательных требований (п. 86 Административного регламента).

Нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ предусмотрена обязанность принятия решения уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя после административного обследования объекта земельных отношений не во всех случаях, а только при необходимости.

При этом согласно п.1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

В соответствии с п. 99 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 года №486, в случае выявления при проведении административного обследования объектов земельных отношений достаточных данных, указывающих на наличие нарушения законодательства Российской Федерации, принимается решение о проведении внеплановой проверки, а в случае наличия достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ установление в ходе обследования земельного участка достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, является самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Обследование земельных участков 05 августа 2019 года проведено главным государственным инспектором Республики Алтай по охране и использованию земель ФИО4 на основании соответствующего задания в порядке, предусмотренном ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, при этом ФИО1 не был лишен возможности ознакомиться с актом обследования, а равно и с иным материалами при составлении протокола об административном правонарушении.

В рассматриваемом случае главным государственным инспектором Республики Алтай по охране и использованию земель ФИО4 по результатам административного обследования установлены достаточные данные для возбуждения дела об административном правонарушении в порядке ст. 28.1 КоАП РФ, что отражено в резолютивной части акта административного обследования от 05 августа 2019 года. Обязательного проведения проверки в рассматриваемом случае не требовалось.

Таким образом, требованиям закона не противоречит то обстоятельство, что по результатам соответствующего мероприятия без проведения проверки было возбуждено дело об административном правонарушении. Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай не допущено.

Указание заявителем на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности несостоятельно, поскольку родовым объектом правонарушений, объединенных в гл. 8 КоАП РФ, в которую входит статья 8.8, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, а в силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Закрепленное в КоАП РФ правовое регулирование порядка исчисления срока давности привлечения к административной ответственности подразумевает, что его течение оканчивается фактом вынесения постановления о привлечении виновного лица к административной ответственности. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек: правонарушение выявлено 05 августа 2019 года, постановления по делам об административных правонарушениях вынесены 20 января 2020 года. Истечение настоящего процессуального срока в период, предоставленный для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, а равно в период пересмотра такого акта не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания. Изложенное отвечает правовой позиции, нашедшей отражение в абз.8 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». ФИО1 привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.

Иные доводы жалобы, в частности о том, что дело подлежит рассмотрению Арбитражным судом, не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку исследовались судьей районного суда, им была дана надлежащая оценка, не соглашаться с которой оснований не усматриваю.

Доводы жалобы о подведомственности указанной жалобы Арбитражному суду Республики Алтай нахожу необоснованными, поскольку субъектом землепользования является физическое лицо – ФИО1

В целом доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного акта.

Судьей проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления.

На основании изложенного, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых актов.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Решение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 14 сентября 2020 года и постановления заместителя главного государственного инспектора Республики Алтай по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай , , , , , от 20 января 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 в лице защитника Митрофанова О.С. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Алтай С.Н. Чертков