Дело 12-45/2018
Р Е Ш Е Н И Е
04 июня 2018 года г. Сортавала
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Михеев А.В., при секретаре Волковой Д.С., с участием защитника АО «Карелиянефтепродукт» ФИО1, участвующей в судебном заседании на основании доверенности от <Дата обезличена>, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Карелиянефтепродукт» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от <Дата обезличена>,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия - заместителя начальника отдела надзора и области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <Адрес обезличен>ФИО2 от <Дата обезличена>, АО «Карелиянефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей.
Считая данное постановление незаконным и подлежащим отмене, защитник АО «Карелиянефтепродукт» ФИО1, обратилась в Сортавальский городской суд с жалобой, в которой указала, что забор воды АО «Карелиянефтепродукт» осуществляет из колодца первого водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения, что не противоречит ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», в связи с чем, не требуется оформление лицензии на пользование недрами. Административным органом не доказано использование АО «Карелиянефтепродукт» добываемой воды в предпринимательской деятельности. Как собственник земельного участка АО «Карелиянефтепродукт» вправе без получения лицензии осуществлять эксплуатацию колодца с целью извлечения подземных вод для собственных нужд на основании Закона Республики Карелия от 26.10.2007 № 1122-ЗРК «О некоторых вопросах недроприродопользования на территории Республики Карелия». Административным органом нарушен процессуальный порядок привлечения АО «Карелиянефтепродукт» к административной ответственности, нарушен срок составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный ст. 28.5 КоАП РФ. Должностное лицо Административного органа было неуполномочено рассматривать дело об административном правонарушении. Просит признать незаконным и отменить обжалуемое постановление.
К жалобе заявитель приложил ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, по тем основаниям, что в постановлении не содержится информации о том, в какой суд подлежит подача жалобы в случае его обжалования. Общество в пределах установленного срока обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления в Арбитражный суд Республики Карелия.
В письменном отзыве на жалобу руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия указывает, что обжалуемое постановление вынесено без нарушения норм материального и процессуального права, компетентным органом в пределах его полномочий, просит оставить постановление без изменения, а заявление АО «Карелиянефтепродукт» без удовлетворения.
В судебном заседании защитник АО «Карелиянефтепродукт» ФИО1 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила восстановить срок обжалования, дополнительно пояснила, что административным органом использование АО «Карелиянефтепродукт» воды из колодца для предпринимательской деятельности документально не подтвержден. Добываемая из колодца вода используется исключительно для хозяйственно-бытовых нужд работников АЗК. Распоряжение Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от <Дата обезличена><Номер обезличен> о включении АО «Карелиянефтепродукт» в Реестр собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, осуществляющих в их границах добычу общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин вынесено уполномоченным государственным органом. Данное обстоятельство подтверждается также решением Верховного суда РК от <Дата обезличена> по делу <Номер обезличен>.
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по включению собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в реестр собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, осуществляющих в их границах добычу общераспространенных полезных ископаемых, строительство подземных сооружений, устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин, утвержденного приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 03 февраля 2014 №130 государственная услуга по включению собственников земельных участков землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в реестр собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, осуществляющих в их границах добычу общераспространенных полезных ископаемых, строительство подземных сооружений, устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин предоставляется субъектам предпринимательской деятельности, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, заинтересованным в предоставлении государственной услуги.
В действующем законодательстве понятие «собственные нужды» отсутствует. При этом в Указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы" (утверждены Приказом Росстата от 13.02.2017 N 88) п.5.17. производственные (собственные) нужды - расход воды, тепла, электроэнергии, газа на организацию технологического процесса производства и транспортировки услуг, а также на хозяйственно-бытовые нужды организаций.
Использование Обществом добываемой воды в предпринимательской деятельности, а не для собственных нужд, также как и установление из какого по счету от поверхности водоносного горизонта забирается вода Обществом, должно быть доказано Административным органом.
Представитель Росприроднадзора по Республике Карелия в суд не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Выслушав явившееся лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
Обжалуемое постановление вынесено <Дата обезличена> и в тот же день было получено обществом. Последним днем подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении являлось <Дата обезличена> (<Дата обезличена> выходной день). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении была подана заявителем в Арбитражный Суд Республики Карелия <Дата обезличена>, то есть по истечении срока обжалования в судах общей юрисдикции.
Однако учитывая небольшой срок пропуска подачи жалобы, объяснения заявителя о том, что общество подало жалобу в Арбитражный суд в срок в соответствии со ст. 113 АПК РФ, судья в соответствии с ч. 2 ст. 30. 3 КоАП РФ, считает, что срок обжалования постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия - заместителя начальника отдела надзора и области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия ФИО2 от <Дата обезличена>, следует восстановить.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения в силу п.п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ являются обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 ст.7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных ст.7.5 настоящего Кодекса.
Согласно ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с ч.1 ст.19 Закона РФ «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков использование для собственных нужд подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Под использованием для собственных нужд подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Из материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной должностными лицами Управления Росприроднадзора по Республике Карелия с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в отношении АО «Карелиянефтепродукт», был выявлен факт нарушения на автозаправочном комплексе <Номер обезличен> в <Адрес обезличен> на <Данные изъяты> требований ст.11 Закона РФ «О недрах», выразившегося в осуществлении водоснабжения из колодца в отсутствие разрешительных документов на право пользования подземными водами на данном участке недр.
В подтверждение вины АО «Карелиянефтепродукт» в совершении указанного административного правонарушения в материалах дела представлены доказательства: протокол об административном правонарушении от <Дата обезличена>; копия акта проверки <Номер обезличен> от <Дата обезличена>; копия письма министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от <Дата обезличена>; копия письма Карельского филиала ФБУ «ТФГИ по Северо- Западному федеральному округу» от <Дата обезличена>; копия выписки из ЕГРЮЛ; копия паспорта колодца с приложениями; копия письма генерального директора АО «Карелиянефтепродукт» министру по природопользованию и экологии Республики Карелия от <Дата обезличена>; копия схемы участка недр <Данные изъяты>; копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок; копия свидетельства о постановке на налоговый учет; копия уведомления АО «Карелиянефтепродукт» министру по природопользованию и экологии Республики Карелия от <Дата обезличена> о намерении использовать земельный участок для добычи подземных вод из колодца; копия распоряжения министра по природопользованию и экологии Республики Карелия от <Дата обезличена> о включении АО «Карелиянефтепродукт» в Реестр собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков,
осуществляющих в их границах добычу общераспространенных полезных ископаемых, строительство подземных сооружений, устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин; объяснение от <Дата обезличена>; копия протокола лабораторных исследований от <Дата обезличена>; копия протокола лабораторных испытаний от <Дата обезличена>; копия протокола результатов количественного химического анализа воды от <Дата обезличена>; копия экспертного заключения от <Дата обезличена>; копия протокола лабораторных испытаний от <Дата обезличена>; копия журнала учета водопотребления; копия схемы колодца.
В связи с установлением обстоятельств пользования юридическим лицом недрами без соответствующей лицензии постановлением уполномоченного должностного лица от
<Дата обезличена> АО «Карелиянефтепродукт» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
Между тем при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, не были учтены следующие значимые для правильного разрешения дела обстоятельства.
Изданным на основании ст.19 Закона РФ «О недрах» и ст.12 Закона РК от 26.10.2007 №1122-ЗРК «О некоторых вопросах недропользования на территории Республики Карелия» постановлением Правительства РК от 11.01.2013 №5-П утвержден Порядок использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, а также строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в границах данных земельных участков на территории Республики Карелия (далее - Порядок).
В силу п.3 Порядка для использования земельного участка в целях, указанных в п.2 Порядка (использование для собственных нужд подземных вод), собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков (далее - заявители) обязаны направить в орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный в сфере регулирования отношений недропользования (далее - уполномоченный орган), письменное уведомление о намерении использовать земельный участок в целях, указанных в п.2 Порядка, оформленное в произвольной форме и подписанное заявителем (уполномоченным им лицом).
Перечень данных, подлежащих указанию в уведомлении, и представляемых документов и сведений указан в п.4 и подп.2 п.6 Порядка.
Уполномоченный орган рассматривает уведомление в течение 20 дней со дня его поступления и принимает решение о включении (отказе во включении) заявителя в Реестр собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, осуществляющих использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительство подземных сооружений (далее - Реестр). Решение о включении (отказе во включении) заявителя в Реестр оформляется распоряжением уполномоченного органа (п.п.9, 10 Порядка).
Исследование материалов настоящего дела показало, что АО «Карелиянефтепродукт», являющимся собственником земельного участка, на котором расположен автозаправочный комплекс, в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия <Дата обезличена> было представлено уведомление о намерении использования земельного участка для добычи подземных вод из колодца в целях хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения нужд автозаправочного комплекса <Номер обезличен>, по результатам рассмотрения которого упомянутым уполномоченным органом принято решение о включении юридического лица в Реестр, оформленное распоряжением от <Дата обезличена><Номер обезличен>.
С учетом анализа положений приведенного правового регулирования применительно к конкретной сложившейся ситуации, свидетельствующей о том, что право на использование собственником земельного участка в безлицензионном порядке, предусмотренном ст.19 Закона РФ «О недрах», было удостоверено распоряжением органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регулирования отношений недропользования, и на день вынесения постановления по делу об административном правонарушении и до настоящего времени предприятие является включенным в упомянутый выше Реестр, обстоятельства виновности АО «Карелиянефтепродукт» в совершении вменяемого правонарушения и основания привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, нельзя считать безусловно установленными.
С учетом изложенного, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия - заместителя начальника отдела надзора и области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия ФИО2 от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении АО «Карелиянефтепродукт» на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу - прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава вменяемого Обществу административного правонарушения.
Другие доводы жалобы не подлежат судебной оценке, поскольку судом установлено безусловное основание для отмены постановления и прекращения производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6., 30.7. КоАП РФ, судья
решил:
ВосстановитьАО «Карелиянефтепродукт» срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении от <Дата обезличена>.
Жалобу защитника АО «Карелиянефтепродукт» ФИО1 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия - заместителя начальника отдела надзора и области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия ФИО2 от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении АО «Карелиянефтепродукт» отменить, производство по делу прекратить, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение десяти дней, с момента получения его копии.
Судья А.В. Михеев