ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-45/2021 от 08.06.2021 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

дело № 12-45/2021

Р Е Ш Е Н И Е

08 июня 2021 года город Усть-Джегута

Судья Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Айбазова И.Ю.,

с участием:

директора ООО «Промэкология» - ФИО1;

представителя отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора - ФИО2

рассмотрев жалобу директора ООО «Промэкология» ФИО1 на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора (номер обезличен) от 04 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении должностного лица - директора ООО «Промэкология»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора (номер обезличен) от 04 марта 2021 физическое лицо – директор ООО «Промэкология» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

С вышеуказанным постановлением ФИО1 не согласен, в поданной жалобе просит отменить постановление и прекратить производство по делу, в виду отсутствия состава правонарушения, указывая, что в момент фиксации нарушения, указанного в постановлении, необходимости в принятии мер по разработке и согласованию мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий (далее по тексту – НМУ) не имелось. Так, необходимость в проведении мероприятий при НМУ по всем веществам и источникам выброса отсутствует по причине несоблюдения условий, приведенных в п. 10 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.(приказ МПР России от 28.11.2019 № 811). Расчетные приземные концентрации при их увеличении на 20% не превышают гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Контроль за реализацией мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ на ОНВ не осуществляется по причине отсутствия целесообразности разработки мероприятий по регулированию выбросов при НМУ для объекта ОНВОС «Промплощадка по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности». По итогам проведенной работы составлена пояснительная записка, утвержденная директором ООО «Промэкология» 20.01.2021. Требований по представлению и согласованию пустых таблиц «Перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ» в Приказе МПР России от 28.2019 № 811 не предусмотрено, также отсутствуют какие-либо пояснения по данному вопросу в Приказе Министерства Природных ресурсов и экологии КЧР № 70 от 27.08.2020.

ФИО1 поддержал жалобу, предоставив краткое описание производственной деятельности ООО «Промэкология» и иные доказательства, просил ее удовлетворить.

Представитель отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 просил отказать в удовлетворении жалобы, и оставить постановление без изменения.

Проверив дело, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в несоблюдении уполномоченными лицами экологических требований, в том числе при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

В соответствии с пункта 1 статьи 34 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 3 статьи 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96 при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.

Согласно п.2 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» ( далее Требования), мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с п.4 Требований хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

Таким образом, обязанность по соблюдению вышеуказанных экологических требований возлагается на организации, фактически осуществляющие эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Установлено, что основным видом деятельности ООО «Промэкология» согласно лицензии (номер обезличен) от 25.03.2016 года, выданной Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обезвреживанию отходов I-IV класса опасности является обезвреживание отходов.

Обезвреживание отходов ООО «Промэкология» производится на территории завода по производству минерального порошка ИП ФИО3, расположенного по адресу: (адрес обезличен ). Обезвреживание опасных отходов является самостоятельным процессом.

Судом установлено, что на основании договора аренды (номер обезличен) от 09.01.2019, заключенного между ООО «Промэкология» и ИП ФИО3, ООО «Промэкология» передано в срочное возмездное пользование установка для обезвреживания различных отходов I-IV классов опасности.

Судом установлено, и из письменных объяснений ФИО3 следует, что основным видом деятельности ИП ФИО3 является производство минерального порошка - это добавка к асфальтобетонной смеси для герметизации асфальтового покрытия дорог. Сырьем для производства минерального порошка служит известняковый щебень. ИП ФИО3 приобретает щебень в ЗАО «Известняк» Джегонасский карьер, технологическое накопление сырья происходит на складе щебня. Щебень со склада подаётся по транспортерной галерее в сушильную печь, а затем поступает на шаровые мельницы. Газовоздушная смесь от помола и сжигания топлива подается в пылегазоочистную установку, имеющие ступени очистки.

ООО «Промэкология» имеет в своем составе источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - сушильная печь.

Из материалов дела следует, что разрешение на выбросы загрязняющих веществ выдается по рассмотрению предложений в проекте предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ.

Из акта проверки (номер обезличен), проведенной должностными лицами отдела государственного надзора в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха и земельного надзора Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора следует, что ООО «Промэкология», имея источник выбросов вредных веществ в атмосферный воздух – сушильную печь, при этом директор не предпринимает меры по разработке и согласованию мероприятий при НМУ.

В суде установлено, что инвентаризация выбросов была проведена ООО «Промэкология». После чего, Управлением Росприроднадзора по КЧР утверждены нормативы предельно допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам ООО «Промэкология» - 24 января 2018 года и выдано разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух от 24.01.2018 № В-5/241/18, действующее до 23.01.2025. Замечаний при согласовании нормативной документации и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу не было. В рамках осуществления производственного экологического контроля проводились замеры на источнике выбросов. За длительный период времени, превышения утвержденных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не обнаружено, о чем свидетельствуют акты замеров на стационарном источнике. Так, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, сернистый ангидрид и сажа при выходе из дымохода сушильной печи не превышают предельно допустимые концентрации на границе предприятия и на границах санитарно-защитных зон.

В суде также установлено, что ООО «Промэкология» были проведены работы для эффективного предотвращения повышения уровня загрязнения воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Указанная работа была проведена с учетом требований РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при НМУ; приказа Министерства Природных ресурсов и экологии КЧР № 70 от 27.08.2020; приказ МПР России от 28.11.2019 № 811 « Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ». Все необходимые расчеты были проведены при помощи программного обеспечения: модули ПК «Воздух» (версия 2.4.3.4. от 03.07.2020) УПРЗА «ЭКОцентр-Стандарт», НМУ «ЭКОцентр-Стандарт», ГИС «Стандарт», Инвентаризация, «ЭКОцентр-РРВА».

В рамках данной работы было установлено, что анализ полученной информации позволяет не проводить мероприятия при НМУ по всем веществам и источникам выброса по причине несоблюдения условий, приведенных в п. 10 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (приказ МПР России от 28.11.2019 № 811). Расчетные приземные концентрации при их увеличении на 20% не превышают гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

При этом факт отсутствия прогнозов неблагоприятных метеорологических условий не освобождает заявителя от исполнения возложенных на него законом обязанностей по учету выбросов в атмосферный воздух и принятию соответствующих мер, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В виду чего, по итогам проведенной работы была составлена пояснительная записка, утвержденная директором ООО «Промэкология» 20.01.2021 (л.д. 62-197), и предоставлена для согласования в контролирующий орган, поскольку, обоснованность отсутствия необходимости проведения таких мероприятий подтверждается в рамках согласования с уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Однако, замечаний от органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора по поводу отсутствия целесообразности по согласованию мероприятий при НМУ не поступило. Тем более, что требований по представлению и согласованию пустых таблиц «Перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ» в Приказе МПР России от 28.2019 № 811 не предусмотрено, также отсутствуют какие-либо пояснения по данному вопросу в Приказе Министерства Природных ресурсов и экологии КЧР № 70 от 27.08.2020.

Анализируя все изложенное, суд приходит к выводу, что необходимость в проведении мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий ООО «Промэкология» по всем веществам и источникам выброса отсутствует по причине несоблюдения условий, приведенных в п. 10 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.(приказ МПР России от 28.11.2019 № 811). Расчетные приземные концентрации при их увеличении на 20% не превышают гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Контроль за реализацией мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ на ОНВ не осуществляется по причине отсутствия целесообразности разработки мероприятий по регулированию выбросов при НМУ для объекта ОНВОС «Промплощадка по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности».

Вместе с тем, при рассмотрении дела установлено, что на момент проведения проверки ООО «Промэкология» должностными лицами Росприроднадзора инструментальных замеров качественно-количественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не проводилось. Доказательств наличия в составе выбросов веществ подлежащих улавливанию и обезвреживанию не предоставлено.

Таким образом, директором общества приняты все зависящие от него меры по проведению работы для эффективного предотвращения повышения уровня загрязнения воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий и по их согласованию.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора (номер обезличен) от 04 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении физического лица – директора ООО «Промэкология» подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Промэкология» ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1.- 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу директора ООО «Промэкология» ФИО1 на постановление ведущего специалиста отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора (номер обезличен) от 04 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении физического лица – директора ООО «Промэкология» - удовлетворить.

Постановление ведущего специалиста отдела государственного экологического надзора по Карачаево-Черкесской Республике Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора (номер обезличен) от 04 марта 2021 года о признании физического лица – директора ООО «Промэкология» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей - отменить.

Производство делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении физического лица – директора ООО «Промэкология» - прекратить в виду отсутствия состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в вышестоящий суд.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики И.Ю.Айбазова