Дело № 12-45/2021
РЕШЕНИЕ
15 июня 2021 года г.Орел
Судья Железнодорожного районного суда г.Орла Севостьянова Н.В., рассмотрев жалобу главного инженера вокзала Орел Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов- Структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области, главного специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № № от 15 декабря 2020 по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 статьи 8.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области, главного специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № от 15 декабря 2020 г. главный инженер вокзала Орел Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов- Структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обжаловал его в суд.
В поданной жалобе ФИО1 просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Указывает на то, что он не является субъектом указанного административного правонарушения. В соответствии с договором оказания услуг № от 30.08.2019г. помещение, где хранились отработанные лампы, было передано по акту ООО «ПРИМЕКС-ДЕЙЛИ» с персональной ответственностью за неисполнение всех мероприятий по охране окружающей среды.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник Черкалина Т.А. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям. Также указали, что при проведении проверки в отношении ФИО1 не было установлено, какие именно лампы были обнаружены в контейнере, и относятся ли они к категории 1 класса опасности.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч.2 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу ч.1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 34 Федеральный закон №7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу статей 9, 22.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» работы по обеспечению экологической безопасности, а также по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения осуществляются не только владельцами инфраструктур, но также перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ отношения в области обращения с отходами производства и потреблений, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 4, 5, 7, 14, 15 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681,
потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.
В постановлении Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 дано понятие тара - упаковочная емкость, обеспечивающая сохранность ртутьсодержащих ламп при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.Допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и оно не обязано доказывать свою невиновность.
Из материалов дела следует, что Орловской транспортной прокуратурой на основании решения от 28.09.20120 № в Орловском Железнодорожном вокзале Орел Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» (далее - Железнодорожный вокзала Орел), расположенном по адресу: г. Орел, Привокзальная площадь, 1, 29.09.2020 г. проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления, по результатам которой выявлены нарушения закона.
Проверкой установлено, что в процессе деятельности Железнодорожного вокзала Орел образуются отходы 1 класса опасности «Лампы ртутные, ртутно - кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства», которые хранятся в специально выделенном помещении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного инженера вокзала Орел Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов- Структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Факт обнаружения ламп зафиксирован с помощью фотокамеры. При этом количество обнаруженных ламп, их маркировка, а также их неисправность в акте осмотра не указана. Указанные лампы не изымались и не осматривались.
Материалы дела не содержат никаких доказательств, свидетельствующих о том, что обнаруженные лампы являются электрическими лампами с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента.
Указанные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании лицами, участвующими в деле.
При установленных обстоятельствах однозначно установить обстоятельства совершения вмененного заявителю административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, его вину в его совершении не представляется возможным, а иного не представлено, в связи с чем оснований считать, что вина должностного лица доказана, не имеется, в связи с чем оспариваемый акт не может быть признан законным и обоснованным.
По смыслу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ усматривается, что постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено с прекращением производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, является одним из оснований для отмены постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу, которое может быть принято на стадии пересмотра дела об административном правонарушении в порядке главы 30 КоАП РФ вышестоящим должностным лицом или судьей, рассматривающими жалобу на такое постановление.
При таких обстоятельствах принятое по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. ст.30.1 - 30.2, 30.6 -30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу главного инженера вокзала Орел Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов- Структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области, главного специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № от 15 декабря 2020 по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 статьи 8.2 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.В. Севостьянова