ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-45/2022 от 05.05.2022 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело № 12-45/2022

РЕШЕНИЕ

05 мая 2022 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании протест прокурора Майминского района Мунатова А.Е. на постановление судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 30 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении начальника Управления финансов Администрации МО «Майминский район» Агеевой ТС,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 30 марта 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении начальника Управления финансов Администрации МО «Майминский район» Агеевой Т.С. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прокурором Майминского района Мунатовым А.Е. в Верховный Суд Республики Алтай принесен протест, в котором ставится вопрос об отмене указанного постановления судьи, с указанием на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, исследовав доводы протеста, заслушав помощника прокурора Дедина А.С., поддержавшего доводы протеста, Агееву Т.С. и ее защитника Цвингер К.В., полагавших постановление судьи законным и обоснованным, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по результатам проведенной прокуратурой Майминского района проверки соблюдения бюджетного законодательства установлено, что в нарушение ч.1 ст.138.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.11.4 Закона Республики Алтай от 27.017.2005 №54-РЗ «О межбюджетных трансфертах Республики Алтай», п.3 Правил предоставления дотаций местным бюджетам в Республике Алтай на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай, утвержденных Постановлением Правительства РА от 16.12.2019 №357 начальником Управления финансов Администрации МО «Майминский район» Агеевой Т.С. допущено нарушение порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, выразившееся в неправомерном распределении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Республике Алтай в общей сумме 1053686 рублей на фонд оплаты труда и страховые взносы за счет средств, поступивших в бюджет МО Администрации МО «Майминский район» из республиканского бюджета Республики Алтай, направленных в качестве дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности из республиканского бюджета Республики Алтай на поощрение муниципальных управленческих команд в Республике Алтай.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Статьей 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 15.15.3 настоящего Кодекса, рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Согласно части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.3 данного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

В силу абзаца 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Согласно правовому подходу, сформулированному в подпункте "в" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.

Системный анализ приведенных норм с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что часть 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должна применяться с учетом положений частей 1 и 2 статьи 23.1 названного Кодекса.

По смыслу части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность передачи дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме на рассмотрение судье, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица правомочного рассматривать административное дело, а не прокурора.

Таким образом, положение абзаца 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.

Исходя из изложенного, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом передача таких дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей в данном случае в виде дисквалификации.

Согласно ч. 2 Закона Республики Алтай от 27.11.2007 N 66-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Алтай" (ред. от 26.10.2021, с изм. от 17.12.2021) органом внутреннего государственного финансового контроля Республики Алтай в сфере бюджетных правоотношений является Министерство финансов Республики Алтай.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.11.2018 N 356, Министерство финансов Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной финансовой (бюджетной, налоговой) политики в Республике Алтай.

Согласно подпункту 3 пункта 5 Положения о Министерстве финансов Республики Алтай Министерство финансов Республики Алтай является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Алтай по реализации (контролю) мероприятий в рамках соглашения, заключенного между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и Правительством Республики Алтай, о передаче осуществления части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, изначально постановлением заместителя прокурора Майминского района Республики Алтай Белявцевой Е.С. от 23 декабря 2021 года в отношении начальника Управления финансов Администрации МО «Майминский район» Агеевой Т.С. постановлено возбудить дело об административном правонарушении по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, постановление в соответствии со ст.23.7.1 КоАП РФ направить в Министерство финансов Республики Алтай для рассмотрения и принятия решения по существу.

Согласно сопроводительному письму от 29 декабря 2021 года прокуратурой Майминского района Республики Алтай дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении начальника Управления финансов Администрации МО «Майминский район» Агеевой Т.С. направлено мировому судье судебного участка №1 Майминского района Республики Алтай, которое было принято к производству мировым судьей.

16 февраля 2022 года заместителем прокурора Майминского района Республики Алтай Белявцевой Е.С. вынесено определение об исправлении опечатки, допущенной в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 декабря 2021 года, которым определено постановление от 23 декабря 2021 года в соответствии со ст.23.7.1 КоАП РФ направить для рассмотрения и принятия решения по существу мировому судье судебного участка №1 Майминского района Республики Алтай.

Определением мирового судьи судебного участка №1 Майминского района Республики Алтай 21 февраля 2022 года постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 декабря 2021 года и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении начальника Управления финансов Администрации МО «Майминский район» Агеевой Т.С. переданы в Майминский районный суд Республики Алтай для рассмотрения по подсудности.

30 марта 2022 года судьей Майминского районного суда Республики Алтай по настоящему делу вынесено постановление о прекращении производства по делу.

Следовательно, при вынесении постановления судьей Майминского районного суда Республики Алтай правила подведомственности нарушены, поскольку прокурором настоящее дело подлежало направлению по подведомственности в Министерство финансов Республики Алтай для рассмотрения и принятия решения по существу, а уже последним в случае необходимости применения к виновному лицу административного наказания в виде дисквалификации направить в суд для рассмотрения, но как следует из материалов дела, районный прокурор, вышел за пределы своих полномочий, предусмотренных ст. 25.11 КоАП РФ, и, будучи не наделенным законом правом выбора подведомственности рассмотрения административных дел по которым он возбуждает и оформляет материалы дел об административных правонарушениях обязан был передать его на рассмотрение органу полномочному в соответствии с главой 23 КоАП РФ рассматривать это дело.

Из вышеизложенного следует, что по настоящему делу допущено существенное процессуальное нарушение, что влечет за собой отмену постановления судьи районного суда.

В соответствии п.п.4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, постановление судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 30 марта 2022 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 30 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении начальника Управления финансов Администрации МО «Майминский район» Агеевой ТС, отменить.

Настоящее дело направить по подведомственности в Министерство финансов Республики Алтай для рассмотрения по существу.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья Верховного суда

Республики Алтай Б.Е. Антух