дело №12-45/2022г.
Р Е Ш Е Н И Е
08 августа 2022 года пос. Прямицыно
Судья Октябрьского районного суда Курской области Акимова Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ООО «Торговый дом «Курский бетон» на постановление начальника отдела государственного экологического надзора старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО1 № от 03.09.2021г. об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Торговый дом «Курский бетон», адрес юридического лица: признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
установил:
Постановлением начальника отдела государственного экологического надзора старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Торговый дом «Курский бетон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа размере 300 000 рублей.
Согласно постановлению, административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
ООО «Торговый дом Курский бетон» осуществляет хозяйственную деятельность по добыче общераспространенного полезного ископаемого песка в . Внеплановой выездной проверкой, проведенной комитетом природных ресурсов Курской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ТД «Курский бетон», имеющего Лицензию КРС 80139 ТЭ, выданную департаментом экологической безопасности и природопользования Курской области ДД.ММ.ГГГГ сроком действия ДД.ММ.ГГГГ и необходимую техническую документацию для осуществления добычи общераспространенного полезного ископаемого – песка, на месторождении «Участок № Восточного фланга месторождения «Пойма» в , в непосредственной близости водного объекта , ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 30 минут установлен факт использования ООО ТД «Курский бетон» прибрежной защитной полосы водного объекта реки Сейм, водоохранной зоны водного объекта реки Сейм с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, в части осуществления добычи общераспространённого полезного ископаемого – песка, что может повлечь причинение вреда жизни здоровью граждан, животным, растениям, и окружающей среде, и является нарушением п.8 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ, ч.ч.1,2 ст.34 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Торговый дом «Курский бетон» обратилось в Арбитражный суд Курской области (дело передано для рассмотрения под подведомственности в Ленинский районный суд г.Курска, затем - в Октябрьский районный суд Курской области) с жалобой об отмене указанного постановления, указывая на то, что в действиях ООО Торговый Дом «Курский бетон» отсутствуют признаки нарушения законодательства, предусмотренные п.8 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ, ч.ч.1.2 ст.34 Федерального закона № ФЗ «Об охране окружающей среды». Также отсутствует событие административного правонарушения - административный орган событие правонарушения надлежащим образом не зафиксировал. Факт нарушения запрета на ведение деятельности в водоохранных зонах и границах прибрежных защитных полос водных объектов при ведении хозяйственной деятельности может иметь место только с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости и (или) размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон. Сведения о границах водоохранной зоны в ЕГРН внесены ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о добыче песка ООО «ТД «Курский бетон» после указанной даты оспариваемое постановление не содержит. Кроме того, работы по добыче песка на 2020 год были запланированы и велись за пределами водоохранной зоны. Карьерная выемка в пределах установленной водоохранной зоны образована в результате работы предыдущего недропользователя (АО «Курскгидромеханизация). Нахождение песка на земельном участке с КН 46:17:111202:10 не относится к деятельности по добыче песка и не подпадает под запрет, установленный п.87 ч.15 ст. 65 Водного кодекса РФ. Просит признать незаконным постановление о назначении административного наказания №,8/3-08/21 от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ (л.д.5-7 т.1).
В дополнениях к жалобе (л.д.56-57 т.1, 62-63 т.4, 192-194 т.4) представителем заявителя указано, что обжалуемое постановление незаконно также ввиду следующих обстоятельств.
Заявитель считает постановление о привлечении к административной ответственности незаконным и необоснованным в связи с использованием Комитетом по делу об административном правонарушении доказательств, полученных с нарушением закона. Использование доказательств, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не допускается согласно ч.3 ст.26.2 КоАП РФ. Комитет природных ресурсов Курской области, проводя проверку ООО «ТД «Курский бетон» допустил грубое нарушение требований Закона № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что в силу п. 1 ч. 2 ст. 20 указанного Закона влечет за собой невозможность использования результатов проверки в качестве доказательства нарушения Обществом обязательных требований. Как указано в оспариваемом постановлении, нарушения установлены Комитетом в ходе проведения внеплановой выездной проверки. В частности, указывает, что Комитетом при проведении проверки были допущены грубые нарушения, а именно: в части срока уведомления о проведении проверки – Комитет начал проведение внеплановой проверки без уведомления Общества; в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц – Комитет привлек к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке лиц; в части превышения сроков проведения проверок, который не может превышать двадцати рабочих дней – срок проведения проверки составил 44 рабочих дня. Также ссылается на то, что, в нарушение ч.2 ст.15 Закона №294-ФЗ проверка проведена в отсутствие представителя либо руководителя Общества.
Также заявитель указывает на что, что Общество осуществляет добычу ОПИ с 2018 года в пределах горного отвода в соответствии Техническим проектом от 2018 года, согласованным Курскоблприроднадзором. В 2018 году Общество обращалось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о разъяснении местоположения береговой линии и водоохранной зоны р.Сейм в связи с оформлением документации по добыче полезных ископаемых. Сведения о границах водного объекта р.Сейм, береговой линии и водоохранной зоны в в Росреестре по Курской области отсутствовали. Согласно Техническому проекту (пояснительная записка), на момент его утверждения береговые линии и водоохранные зоны р.Сейм не установлены; в результате нанесения границ горного отвода в ПСП на картографический материал, полученный в Курском филиале АО «Южное АГП», границы уточненного горного отвода в ПСВП и ПСП не попадают в двухсотметровую предполагаемую водоохранную зону р.Сейм. Обязанность по установлению информационных знаков на протяжении соответствующей границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы в характерных точках рельефа до настоящего времени органами государственной власти не исполнена. Акт проверки, а также Заключение экспертов не содержат утвердительных доводов о том, что после 25.05.2020 года (внесение данных о водоохранной зоне в Росреестр по Курской области) Общество осуществляло добычу ОПИ в водоохранной зоне. При этом, в ходе проверки (согласно заключению экспертов от 06.08.2021г) на момент проведения проверки земснаряд находился за пределами водоохранной зоны, то есть добычные работы в этой зоне не велись. Карьерная выемка в пределах водоохранной зоны образована в результате работы предыдущего недропользователя (АО «Курскгидромеханизация).
В судебном заседании защитник ООО «ТД Курский бетон» - Беженова О.Н., поддержала жалобу, с учетом ее уточнений, по изложенным в ней основаниям, пояснила, что постановление о назначении административного наказания вынесено на основании доказательств, полученных с нарушением закона; а также при отсутствии события административного правонарушения:
при проведении контрольного мероприятия, проводимого комитетом природных ресурсов Курской области на основании распоряжения от 02.06.2021г №, по результатам которого ООО «ТД Курский Бетон» признано виновным в совершении административного правонарушения, допущено нарушение п.5 ч.2 ст.20 Закона № 294-ФЗ в части превышения сроков проведения проверки. Согласно акту проверки срок ее составил 44 дня, решения о приостановлении проведения проверки не выносилось. Информация о проверке и сроках ее проведения (44 дня) также размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФГИС «Единый реестр проверок»; к проведению данного мероприятия были привлечены не аккредитованные в области маркшейдерских или геологических исследований лица;
не установлен факт извлечения ОПИ – песка из недр в водоохранной зоне. Согласно вышеназванного заключения на момент проведения исследований земснаряд находился за пределами водоохранной зоны р.Сейм; апелляционном определением судебной коллегией по гражданским делам Курского облсуда от ДД.ММ.ГГГГ по иску к ООО «ТД Курский бетон» о запрещении деятельности по добыче общераспространенного полезного ископаемого – песка на месторождении «Участок № Восточного фланга месторождения «Пойма» в водоохранной зоне р.Сейм в границах координат.. » исключены из мотивировочной части решения суда первой инстанции выводы суда о том, что ООО «ТД «Курский бетон» после ДД.ММ.ГГГГ осуществляло деятельность по добыче ОПИ – песка в водоохранной зоне р.Сейм, поскольку доказательств, с достоверностью свидетельствующих об этом, суду представлено не было.
Также, защитник Беженова О.Н. указала на то, что за указанное в оспариваемом постановлении правонарушении уже привлечено должностное лицо - генеральный директор ООО «ТД Курский бетон» ФИО3
Начальник отдела государственного экологического надзора, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Курской области ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что Комитетом была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки факта нарушения ООО «ТД «Курский бетон» требований законодательства в области недропользования. В ходе проверки установлено, что Обществом в нарушение п.10.2 условий пользования недрами к лицензии КРС 80139 ТЭ, а также требований п.8 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ в границах горного отвода, предоставленного по лицензии КРС 80139 ТЭ в период времени с 2018 по 2021 используется прибрежная защитная полоса, водоохранная зона реки Сейм, путем добычи ОПИ песка. Результаты экспертного заключения основаны на исследовании объемов добычи ОПИ как до получения Обществом лицензии, так и в период действия лицензии, в том числе рассчитан объем и площадь добычи Обществом ОПИ (песка) в водоохранной зоне реки Сейм. Указал на то, что сроки проведения внеплановой проверки не нарушены, поскольку после первых 20 дней (после ДД.ММ.ГГГГ), никакие фактические действия по проверке комитетом не совершались и непосредственного взаимодействия с проверяемым лицом не осуществлялось. Акт проверки был составлен в установленный срок (3 дня) с момента получения результатов. Законом не предусмотрены основания для приостановления внеплановой выездной проверки. По размещенной в ФГИС «Единый реестр проверок» информации о проведенной проверке, нарушений в сроках ее проведения не имелось. Указание защитника ООО «ТД «Курский бетон» о нарушении законодательства при проведении экспертного исследования ООО «Экоцентр», в виду отсутствия аккредитации, не основано на законе. Лицензия на осуществление маркшейдерских и геодезических работ у названной организации имеется.
Представитель Комитета природных ресурсов Курской области ФИО2 в судебном заседании высказала мнение об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления, сообщила, что в ходе проверки в отношении ООО «ТД «Курский бетон» было установлено, что Обществом в нарушение п.10.2 п.8 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ, ч.ч.1, 2 ст.34 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в границах горного отвода, предоставленного по лицензии КРС 80139 ТЭ, в период времени с 2018 по 2021 г.г., используется прибрежная защитная полоса, водоохранная зона реки Сейм путем осуществления добычи ОПИ песка, что подтверждается заключением экспертов ООО «Центр экологических анализов и расчетов от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с допущенным нарушением указанных норм права, Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст.8.42 КоАП РФ. При этом указала, что доводы жалобы о том, что только после ДД.ММ.ГГГГ (момента внесения сведений в ЕГРН) Общество могло быть привлечено к административной ответственности не основаны на законе, поскольку обязательное требование п.8 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ о запрете на осуществление разведки и добычи ОПИ в границах водоохранных зон водных объектов вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Также указала на то, что ООО «ТД «Курский бетон» намеренно не представляет заявленные к истребованию в ходатайстве письменных доказательств, ссылаясь на их отсутствие, поскольку эти документы явились бы подтверждением осуществления Обществом деятельности по добыче ОПИ в водоохранной зоне.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 ст. 1.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно требованиям ст. 26.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 8.42 ч.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, за совершение данного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
При этом, при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренное ч.1 ст.8.42 КоАП РФ подлежит установлению факт осуществления конкретным лицом, которому вменяется совершение данного правонарушения, хозяйственной или иной деятельности в границах территории, имеющей статус прибрежной полосы и (или) водоохранной зоны водного объекта. В судебном заседании установлено, что ООО «ТД «Курский бетон» осуществляет деятельность по разработке месторождения «Участок № Восточного фланга месторождения «Пойма» в » на основании лицензии на право пользования недрами КРС 80139 ТЭ, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ (срок действия – до 01.10.2029г).
Постановлением начальника отдела государственного экологического надзора, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТД «Курский бетон» признано виновным в совершении административного правонарушения. предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Из текста обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.53-59 т.4) следует, что ООО «Торговый дом «Курский бетон» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах: ООО «ТД «Курский бетон» хозяйственную деятельность по добыче общераспространенного полезного ископаемого песка осуществляет в д на основании лицензии на пользование недрами КРС 80139 ТР от ДД.ММ.ГГГГ, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча общераспространенного полезного ископаемого - песка на месторождении «Участок N2 Восточного фланга месторождения «Пойма». Срок действия лицензии с ДД.ММ.ГГГГ. В результате внеплановой выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 30 минут установлен факт использования ООО Торговый Дом «Курский бетон» прибрежной защитной полосы водного объекта реки Сейм, водоохранной зоны водного объекта реки Сейм с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности в части осуществления добычи общераспространённого полезного ископаемого - песка на территории месторождения «Участок №2 Восточного фланга месторождения «Пойма» в Октябрьском районе Курской области, на основании Лицензии на пользования недрами КРС 80139 ТЭ от 27.09.2017г., что подтверждается заключением экспертов №ЭЗ-106аМ/21 от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленным ООО «Центр экологических анализов и расчетов», что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, и является нарушением п.8 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ, ч.ч.1,2 ст.34 «7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Судом установлено, что Распоряжением заместителя председателя комитета природных ресурсов Курской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица – ООО «Торговый дом «Курский бетон» с целью проверки факта нарушения ООО «ТД «Курский бетон» требований законодательства в области недропользования на основании письма УФСБ России по от ДД.ММ.ГГГГ№, мотивированного представления от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела государственного экологического надзора ФИО1. Лицом, уполномоченным на проведение проверки назначен ФИО1; указано: привлечь к проведению проверки в качестве экспертов, представителей экспертных организаций следующих лиц: ООО «Центр экологических анализов и расчетов». Установлен срок проведения проверки - 20 рабочих дней: приступить к проведению проверки с ДД.ММ.ГГГГ, проверку окончить – ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 11 определен перечень мероприятий и сроки проведения, в том числе ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – оформление результатов проверки (л.д.92-96 т.1).
Решением Прокуратуры Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ заявление комитета природных ресурсов Курской области о проведении внеплановой выездной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласовано (л.д.99 т.1).
Уведомление № от 08.06.2021г о месте и времени проведения проверки - в период с ДД.ММ.ГГГГ по 07 07.2021 г. (20 рабочих дней) направлено заказным письмом в адрес ООО «ТД Курский бетон» ДД.ММ.ГГГГ и вручено (согласно уведомлению о вручении – 17.06.2021г. (л.д.100-104 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курской области ФИО1 вынесено определение № о проведении инженерно-геодезических изысканий в ООО «Торговый дом «Курский бетон», проведение которой поручено ООО «Центр экологических анализов и расчетов» (ООО «Экоцентр») (л.д.105-108 т.1).
Как установлено судом, данное учреждение аккредитовано в установленном порядке, специалисты прошли необходимую подготовку.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон № 412-ФЗ).
Под аккредитацией в национальной системе аккредитации, согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 412-ФЗ, понимается подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
При осуществлении аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяется положение об особенностях аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Экспертами, согласно п.9 ст.2 Закона №294-ФЗ, являются граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие специальные познания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованные в установленном Правительством Российско Федерации порядке в целях привлечения органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
Проведение аттестации сотрудников аккредитованных организаций законом не предусмотрено, поскольку наличие у организации аттестата аккредитации само по себе свидетельствует о компетентности его владельца осуществлять деятельность в определенной (аккредитованной) области.
Аттестат аккредитации у привлеченной в участию в проверке ООО «Экоцентр» имеется (RA.RU.515855 от ДД.ММ.ГГГГ). Он размещен в установленном законом порядке в публичном реестре на официальном сайте Росаккредитации (национального органа по аккредитации).
Таким образом, компетентность ООО «Экоцентр» в части исследований и испытаний официально засвидетельствована аттестатом аккредитации, эксперты и специалисты, проводившие экспертизу, являются сотрудниками ООО «Экоцентр».
Доводы заявителя о допущенных нарушениях при проведении в ходе проверки маркшейдерских исследований несостоятельны, поскольку Общество не учитывает, что деятельность по производству маркшейдерских работ подлежит лицензированию в порядке, установленном Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 43 части 1 статьи 12).
Соответствие лицензиата установленным законом лицензионным требованиям устанавливается при получении лицензии в ходе проведения лицензионных проверок соискателя лицензии.
ООО «Экоцентр» имеет полученную в установленном законом порядке лицензию на производство маркшейдерских работ № ПМ-07-014384 от ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанного экспертного исследования следует, что ООО «ТД «Курский бетон» нарушений пользования недрами в соответствии с Лицензией на пользование недрами не допущено, работы по добыче полезного ископаемого за пределами горного отвода (как в плановом, так и в высотном положении) не проводилось; карьерная выемка частично расположена в водоохранной зоне реки Сейм; определен объем ОПИ, извлеченного с карьерной выемки, за период с даты выдачи лицензии, для определения которого были проведены расчеты по определению объема ОПИ, извлеченного с исследуемой карьерной выемки в пределах горного отвода по Лицензии на пользование недрами КРС 80139 ТЭ в водоохранной зоне р.Сейм как до начала добычных работ (по графическим материалам технического проекта) (2018 год), так и по результатам инженерно-геодезических изысканий (батиметрической съемки) проведенных ДД.ММ.ГГГГ, то есть за период с 2018 года по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «ТД «Курский бетон» производится добыча ОПИ как на момент проведения проверки, а равно производилась после ДД.ММ.ГГГГ (дата внесения сведений о границах водоохранной зоны в ЕГРН) экспертное заключение не содержит. Материалы дела об административном правонарушении также не содержат доказательств этому, как и не содержат доказательств наличия информационных знаков на протяжении соответствующей границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы в характерных точках рельефа в указанный период (с 2018 года).
Таким образом, вмененное заявителю нарушение п.8 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ, ч.ч.1,2 ст.34 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не нашло своего подтверждения материалами дела об административном правонарушении.
Данное обстоятельство также установлено апелляционным Определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО «ТД «Курский бетон» на решение Октябрьского районного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ТД «Курский бетон» о запрете деятельности по добыче общеполезного ископаемого, согласно которому суд апелляционной инстанции исключил из мотивировочной части решения суда первой инстанции выводы о том, что ООО «ТД «Курский бетон» после ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по добыче ОПИ – песка, в водоохранной зоне р.Сейм.
Обоснованными суд находит и доводы защитника ООО «ТД «Курский бетон» о допущенных Росприроднадзором грубых нарушениях при проведении проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 данного Закона предусмотрено, что к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 1.2. пунктом 3 (в части требования документов н относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст. 13 Закона №294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 (выездная проверка как плановая, так и внеплановая) настоящего Федерального закона не может превышать двадцать рабочих дней.
В силу п.6 ст.15 названного Закона при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.
Согласно заключению экспертов ООО «Экоцентр» №ЭЗ – 106аМ/21 от ДД.ММ.ГГГГ экспертное исследование начато – ДД.ММ.ГГГГ и окончено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94- 199 т.3, 1-11 т.4).
По результатам проведенной внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТД «Курский бетон» ДД.ММ.ГГГГ Комитетом природных ресурсов Курской области (ФИО1) составлен Акт проверки №. Согласно указанному акту, общая продолжительность проверки: 44 рабочих дня (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Из данного акта следует, что проведенной внеплановой выездной проверкой в отношении ООО «ТД «Курский бетон» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 30 минут установлен факт использования ООО «ТД «Курский бетон» прибрежной защитной полосы водного объекта реки Сейм, водоохранной зоны водного объекта реки Сейм с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, в части осуществления добычи ОПИ – песка на территории месторождения «Участок 2 Восточного фланга месторождения «Пойма» в Октябрьском районе Курской области.
Таким образом, срок проведения проверки в отношении ООО «ТД «Курский бетон» превысил 20 рабочих дней. Данное обстоятельство подтверждается, как указанными выше доказательствами, так и данными единого реестра проверок, размещенными на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФГИС «Единый реестр проверок», где отражены сведения о проведении на основании распоряжения комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТД «Курский бетон»; срок проведения проверки 44 рабочих дня.
При этом в судебном заседании установлено, что проведение мероприятий по выездной проверке в отношении ООО «ТД «Курский бетон» не приостанавливалось.
Таким образом, с учетом положений ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ комитетом превышены установленные законом сроки проведения проверки, что влечет недействительность результатов проверки.
Учитывая указанные обстоятельства, суд считает результаты выездной проверки в отношении ООО «ТД «Курский бетон» недействительными, составленными в нарушение указанных выше норм материального права.
Таким образом, Комитет природных ресурсов Курской области допустил грубое нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", что влечет за собой невозможность использования результатов проверки, в качестве доказательств нарушения ООО «ТД «Курский бетон» обязательных требований п.8 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ ч.ч.1,2 ст.34 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
При этом иных доказательств, объективно подтверждающих совершение ООО «ТД «Курский бетон» нарушений норм действующего законодательства, влекущих за собой административную ответственность по ч.1 ст. 8.42 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», материалы административного дела не содержат, вследствие чего вынесенное постановление подлежит отмене, а производство по административному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела государственного экологического надзора старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - ООО «Торговый дом «Курский бетон» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере , отменить, производство по административному делу в отношении ООО «Торговый дом «Курский бетон» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Октябрьский районный суд Курской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья: подпись.