ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-45/2022 от 17.06.2022 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

дело № 12-45/2022

УИД 19RS0010-01-2022-000469-14

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

с. Шира 17 июня 2022 г.

Судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Марков Е.А.,

при секретаре Капчигашевой В.Э.,

с участием:

защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1, действующей по доверенности,

старшего помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Ильиной И.К.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - главы администрации муниципального образования Ширинский сельсовет ФИО2 на постановление заместителя министра финансов Республики Хакасия – руководителя контрольно-правового департамента ФИО3 от 31 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), -

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя министра финансов Республики Хакасия – руководителем контрольно-правового департамента ФИО3 от 31 марта 2022 г. должностное лицо – глава администрации муниципального образования Ширинский сельсовет ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ - нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты работ при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, вышеназванное должностное лицо обжаловало его в суд, указав, что неисполнение обязательств по оплате контрактов имело место не в результате ненадлежащей работы администрации Ширинского сельсовета, а вследствие проведения мероприятий по реализации полномочий, возложенных на орган местного самоуправления Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не заключение контрактов по перечисленным мероприятиям оказали бы негативное влияние и нарушение законодательства в области безопасности дорожного движения и обеспечения населения холодной водой. В данном случае контракты были заключены при дефиците собственного бюджета в условиях крайней необходимости. Оплата по контрактам с ГУП РХ «"... ДРСУ"» произведена 01 и 11 марта 2022 г.

Вопреки требованиям п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ обжалуемое постановление не содержит сведений о наличии возражений от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что нарушает принцип объективности рассмотрения дела.

Заявитель полагает, что обжалуемое постановление подлежит отмене на основании ст. 2.9 КоАП РФ либо при наличии иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Представитель административного органа, которым вынесено обжалуемое постановление, и лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, причин своей неявки не сообщили и не ходатайствовали об отложении судебного заседания в связи с необходимостью личного участия при рассмотрении жалобы по существу.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1, участвуя в судебном заседании, доводы жалобы поддержала, дополнений представлено не было.

Прокурор полагает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, обжалуемое постановление соответствует требованиям закона, виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подтверждена имеющимися в деле доказательствами.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав участвующих лиц, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ наступает за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом и влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно ч. 13.1 ст. 34 названного Федерального закона срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 данного Федерального закона, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 данного Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Как следует из материалов дела прокуратурой Ширинского района Республики Хакасия была проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок услуг для обеспечения муниципальных нужд в администрации Ширинского сельсовета.

В ходе проверки установлено, что администрацией Ширинского сельсовета были заключены ряд муниципальных контрактов с ГУП РХ «Ширинское ДРСУ» на выполнение ремонтно-строительных работ и работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки:

- 07 июня 2021 г. на сумму 194248,80 рублей, оплата производится не позднее 10 дней со дня подписания акта выполненных работ и счет-фактуры. Акт выполненных работ подписан 16 июня 2021 г. По состоянию на 17 июня 2021 г. (дата возникновения обязательств по оплате контракта) свободный остаток собственных средств бюджета составлял 2279950,6 рублей. Срок оплаты контракта истек 28 июня 2021 г.;

- 09 июля 2021 г. на сумму 519974 рублей, оплата производится не позднее 20 дней со дня подписания акта выполненных работ и счет-фактуры. Акт выполненных работ подписан 23 июля 2021 г. По состоянию на 26 июля 2021 г. (дата возникновения обязательств по оплате контракта) свободный остаток собственных средств бюджета составлял 1801689,13 рублей. Срок оплаты контракта истек 12 августа 2021 г.;

- 16 июля 2021 г. на сумму 431 220 рублей, оплата производится не позднее 10 дней со дня подписания акта выполненных работ и счет-фактуры. Акт выполненных работ подписан 26 июля 2021 г. По состоянию на 27 июля 2021 г. (дата возникновения обязательств по оплате контракта) свободный остаток собственных средств бюджета составлял 467152,57 рублей. Срок оплаты контракта истек 05 августа 2021 г.;

- 19 июля 2021 г. на сумму 570014 рубля, оплата производится не позднее 20 дней со дня подписания акта выполненных работ и счет-фактуры. Акт выполненных работ подписан 30 августа 2021 г. По состоянию на 31 августа 2021 г. (дата возникновения обязательств по оплате контракта) свободный остаток собственных средств бюджета составлял 610395,16 рублей. Срок оплаты контракта истек 20 сентября 2021 г.;

- 15 августа 2021 г. на сумму 139 982 рубля, оплата производится не позднее 20 дней со дня подписания акта выполненных работ и счет-фактуры. Акт выполненных работ подписан 01 сентября 2021 г. По состоянию на 06 сентября 2021 г. (дата возникновения обязательств по оплате контракта) свободный остаток собственных средств бюджета составлял 790174,63 рублей. Срок оплаты контракта истек 21 сентября 2021 г.;

- 09 сентября 2021 г. на сумму 129 980 рублей, оплата производится не позднее 20 дней со дня подписания акта выполненных работ и счет-фактуры. Акт выполненных работ подписан 10 сентября 2021 г. По состоянию на 13 сентября 2021 г. (дата возникновения обязательств по оплате контракта) свободный остаток собственных средств бюджета составлял 289795,15 рублей. Срок оплаты контракта истек 20 сентября 2021 г.

Кроме того, администрацией Ширинского сельсовета был заключен муниципальный контракт от 27 декабря 2021 г. с ООО «...» по реконструкции наружных сетей холодного водоснабжения на сумму 99243,73 рублей. Оплата производится не позднее 30 дней со дня подписания акта выполненных работ и счет-фактуры. Акт выполненных работ подписан 29 декабря 2021 г. По состоянию на 28 января 2022 г. (срок оплаты контракта) свободный остаток собственных средств бюджета составлял 613104,86 рублей.

Оплата за выполненные работы Заказчиком муниципальных контрактов по всем вышеуказанным контрактам на момент проверки не была произведена.

04 марта 2022 г. постановлением прокурора Ширинского района Республики Хакасия в отношении должностного лица – главы Ширинского сельсовета ФИО2 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Из содержания постановления прокурора следует, что ФИО2, являясь должностным лицом, допустил нарушение требований Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившееся в неисполнении обязанности по оплате выполненных работ по вышеназванным муниципальным контрактам.

ФИО2, будучи ознакомлен с названным постановлением, не оспаривая инкриминируемого ему правонарушения, пояснил, что оплата по контрактам своевременно не была произведена в связи с недостатком собственных средств в бюджете поселения. Кроме того, счет администрации сельского совета в 2021 г. неоднократно был заблокирован.

Таким образом, исходя из материалов дела, обязательства по оплате в установленный законом срок, предусмотренный положениями действующего законодательства, Заказчиком муниципальных контрактов в лице главы администрации Ширинского сельсовета ФИО2 не произведены.

Данные факты свидетельствует о нарушении Заказчиком своих обязательств по оплате выполненных Подрядчиками работ и приводит к нарушению прав последних, что недопустимо в силу Закона о контрактной системе.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения названного должностного лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность главы администрации Ширинского сельсовета ФИО2 подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04 марта 2022 г., муниципальные контракты на выполнении ремонтно-строительных работ, акты приемки выполненных работ, сведения о свободном остатке средств бюджета.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приходя к выводу о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, должностным лицом административного органа правильно были применены нормы действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, верно установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие значение для его правильного разрешения, и сделали обоснованный вывод о виновности ФИО2

Контракты на выполнение работ заключены при наличии лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Заказчика муниципальных контрактов - Администрации Ширинского сельсовета Решением Совета депутатов Ширинского сельсовета от 28 декабря 2020 г. № 19 «Об утверждении бюджета Ширинского сельсовета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Закупки не могли быть спланированы и осуществлены в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика. При изложенных обстоятельствах, должностным лицом административного органа довод лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о недостатке собственных средств в бюджете поселения, не мог быть принят во внимание в обоснование отсутствия виновности главы администрации Ширинского сельсовета ФИО2 в инкриминируемом ему деянии и не являлся основанием для прекращения производства по настоящему делу.

При этом, вопреки доводам жалобы, материалы дела не содержат сведений о том, что вышеназванные муниципальные контракты были заключены в условиях крайней необходимости, а именно с целью устранения какой-либо опасности, непосредственно угрожающей личности и правам неопределенного круга лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства.

Исполнение главой органа местного самоуправления полномочий, возложенных Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», также не свидетельствует о наличии условий крайней необходимости.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что отсутствие в обжалуемом постановлении оценки названным доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в частности, о дефиците собственного бюджета, не влечет оснований для отмены данного постановления, а равно для прекращения производства по делу.

Равным образом, не влечет оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении иной довод ФИО2, а именно о том, что счет администрации сельского совета в 2021 г. неоднократно был заблокирован. Как следует из представленных Управлением Федерального казначейства по Республике Хакасия сведений приостановление операций по лицевому счету администрации Ширинского сельсовета в 2021 г. имело место в период с 23 июня по 08 июля, со 02 по 04 августа, с 26 августа по 07 сентября, с 29 сентября по 01 октября и 11 октября, в 2022 г. в период с 07 по 09 февраля, 16 марта 2022 г., то есть на непродолжительный период времени, что не препятствовало Заказчику в установленный законом срок исполнить обязательства по оплате муниципальных контрактов.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, не допущено.

При вынесении обжалуемого постановления был рассмотрен вопрос о невозможности признания правонарушения малозначительным.

ФИО2, как должностным лицом заказчика, было допущено нарушение сроков оплаты товаров при осуществлении закупок по значительному количеству контрактов.

Неисполнение финансовых обязательств по контрактам влечет негативные социально-экономические последствия, в частности, возникновение долгов по оплате труда и налоговым платежам, срыв обязательств перед контрагентами.

Учитывая названные обстоятельства, прихожу к выводу о том, что оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.

Документальных сведений, подтверждающих факт привлечении ФИО2 к административной ответственности за аналогичное правонарушение, не представлено. Само по себе указание об этом в обжалуемом постановлении при отсутствии соответствующего постановления, не может быть принято во внимание.

В тоже время, оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, то есть замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, не имеется, поскольку ФИО2 является работником органа местного самоуправления, в отношении которого не распространяется действие Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а потому не относится к перечню тех субъектов, которым при определенных обстоятельствах административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение.

Таким образом, жалоба заявителя ФИО2 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья, -

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя министра финансов Республики Хакасия – руководителя контрольно-правового департамента ФИО3 от 31 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования Ширинский сельсовет ФИО2 - оставить без изменения, жалобу заявителя ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Ширинский районный суд Республики Хакасия.

Судья Ширинского районного суда Марков Е.А.