ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-460/19 от 08.10.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Кислянникова Т.П. дело № 12-460/2019

РЕШЕНИЕ

г.Самара 08 октября 2019 года

Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Сызранского городского суда Самарской области от 26 августа 2019 года, которым должностное лицо- ведущий специалист отдела муниципального жилищного контроля Комитета ЖКХ ФИО1 ФИО12 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Сызранского городского суда Самарской области от 26 августа 2019 года должностное лицо- ведущий специалист отдела муниципального жилищного контроля Комитета ЖКХ ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Оспаривая законность вынесенного постановления суда, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения ее к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. При этом в обоснование своей жалобы указывает, что требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле не нарушала, поскольку в силу своих полномочий только осуществила выезд на место и произвела осмотр лифта. Данный осмотр не повлек в отношении юридического лица ООО «УК «Центр» никаких мер административного воздействия. Кроме того, полагает, что при рассмотрении судом первой инстанции не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просит состоявшиеся по делу постановление судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в ее действиях состава вмененного правонарушения.

Проверив представленные материалы дела, заслушав доводы защитника Репниковой Ю.Ю. в поддержание жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч.1 ст.1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля(надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.20208 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с положениями ч.4 ст.2 указанного Федерального закона муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.

Частью 5 названной статьи установлено, что мероприятия по контролю - это действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности.

Проверка, как следует из ч.6 данной статьи, - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Пунктом 4 ч.2 ст.20 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" нарушение требований (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) отнесено к грубым нарушениям.

Согласно ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

При рассмотрении настоящего дела указанных статей судьей Сызранского городского суда Самарской области не соблюдены.

Как следует из представленных материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой города Сызрани в рамках исполнения приказа прокурора области № 229 от 23.11.2017 года «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», на основании решения заместителя прокурора г.Сызрани Демина С.А. № 420 от 13.06.2019 года проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории г.о.Сызрань, в ходе которой были выявлены грубые нарушения требований вышеуказанного законодательства, а именно: 15.01.2019 года в адрес главы г.о. Сызрань посредством телефонной связи поступило обращение гр.ФИО6 о неисправности лифта во 2 подъезде жилого <адрес>.

Рассматривая дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 судья районного суда, пришел к выводу о том, что фактические мероприятия по контролю с обследованием территории – подъезда жилого многоквартирного дома № 44 по пр.50 лет Октября г.Сызрани в отношении ООО «Управляющая компания «Центр» проведены с нарушением вышеназванных требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Вместе с тем, с такими выводами суда согласиться нельзя

Из материалов дела следует, что в адрес главы г.о. Сызрань посредством телефонной связи поступило обращение гр.ФИО6 о неисправности лифта во 2 подъезде жилого <адрес>.

В связи с указанными обстоятельствами, 18.01.2019 года, ведущим специалистом отдела муниципального жилищного контроля Комитета ЖКХ ФИО1 совместно с ведущим специалистом Комитета ЖКХ ФИО7, при участии инженера ПТО ООО «Управляющая компания» «Центр» ФИО8 проведено обследование второго подъезда жилого <адрес>, в результате которого был зафиксирован факт исправности лифтового оборудования, отраженный в соответствующем акте, подписанным всеми участниками обследования.

При этом, акт комиссионного обследования второго подъезда жилого <адрес> от 18.01.2019 года лишь отражает сведения об осмотре указанной территории многоквартирного дома, и констатации факта исправности лифтового оборудования. Целью обследования являлась лишь проверка информации, содержащейся в обращении гр. ФИО6, и выявление факта неисправности или исправности лифтового оборудования и его пригодность для дальнейшей эксплуатации.

По результатам осмотра должностными лицами, осуществляющими проведение визуального осмотра, предписаний об устранении нарушений действующего законодательства ООО «УК «Центр» не выдавалось.

Учитывая изложенное и анализируя положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" судья пришел к выводу о том, что к возникшим правоотношениям положения указанного выше закона не могут быть применены, а проведенные мероприятия не соответствуют критериям муниципального контроля в смысле указанного закона.

Таким образом, из материалов дела не следует, что при проведении данной проверки требовалось взаимодействие ООО «УК «Центр» и органа, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, и на указанных лиц возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований проверяющего органа. Равным образом данный акт не подтверждает, что в ходе визуального осмотра осуществлялась проверка соблюдения юридическим лицом требований установленных в отношении муниципального жилищного фонда, а потому письмо, направленное главным инженером ООО «УК «Центр» ФИО9 в адрес заместителя главы г.о. Сызрань по городскому хозяйству –руководителю КЖКХ ФИО10, в котором содержится информация о том, что в подъездах 1,2,3,4 многоквартирного жилого <адрес> были выполнены работы по устранению неисправности лифтов, и в настоящее время они технически исправны и пригодны к дальнейшей эксплуатации, не свидетельствует о том, что оно выдано по результатам мероприятий муниципального контроля, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Само по себе то обстоятельство, что ведущим специалистом отдела муниципального жилищного контроля Комитета ЖКХ ФИО1 осуществлялся выход и осмотр территории подъезда жилого дома по вышеуказанному адресу, не свидетельствует о необходимости соблюдения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в действиях ФИО1 нарушения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не усматривается.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В силу п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2,9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи Сызранского городского суда Самарской области от 26 августа 2019 года, которым должностное лицо- ведущий специалист отдела муниципального жилищного контроля Комитета ЖКХ ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей не может быть признано законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене.

Руководствуясь ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Сызранского городского суда Самарской области от 26 августа 2019 года, которым должностное лицо- ведущий специалист отдела муниципального жилищного контроля Комитета ЖКХ ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях ФИО1 состава вмененного правонарушения.

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков