Судья Гонштейн Н.А.
Дело №7-1231/2017 (12-460/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 28 июня 2017 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Осколковой В.Ю. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26.05.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зориной Е.Л.,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26.05.2017 заместитель начальника Департамента социальной политики Администрации г. Перми Зорина Е.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, защитник Зориной Е.Л. по доверенности Осколкова В.Ю. просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи отсутствием в действиях Зориной Е.Л. состава административного правонарушения, указав на отсутствие вины Зориной Е.Л. во вменяемом правонарушении.
В судебном заседании в краевом суде Зорина Е.Л., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия не принимала.
Защитник Осколкова В.Ю. дала пояснения в пределах доводов жалобы, просила жалобу удовлетворить.
Представители Контрольно-счетной палаты Пермского края Радостев С.В., Шишкина А.Ф. полагали жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статья 15.14 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
В соответствии со ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Решением Пермской городской Думы от 28.10.2014 № 225 принято расходное обязательство по установлению мер социальной поддержки гражданам в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, признанного непригодным для проживания и (или) расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным.
Пунктом 2.2 данного решения установлено возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, организациям осуществляется в форме предоставления субсидий в порядке, установленном администрацией города Перми.
Постановлением Администрации г. Перми от 27.05.2014 № 349 утверждены Порядок предоставления субсидии организациям в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, (далее – Порядок) и Регламент взаимодействия департамента социальной политики администрации города Перми с функциональными органами администрации города Перми при предоставлении субсидии организациям в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» (далее – Регламент).
Согласно пункта 1.3 Порядка уполномоченным органом по предоставлению субсидии организациям в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции является департамент социальной политики администрации города Перми.
Контроль за соблюдением организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком, осуществляет Уполномоченный орган и орган муниципального финансового контроля (пункт 4.1 Порядка).
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка размер субсидии по жилому помещению, признанному непригодным для проживания, рассчитывается по формуле:
С1 = S х Р, где С1 - размер субсидии по жилому помещению, признанному непригодным для проживания, равный размеру предоставляемой гражданину меры социальной поддержки; S - площадь жилого помещения, указанная в техническом паспорте: для граждан, проживающих в отдельных квартирах, и собственников жилых помещений в коммунальных квартирах - общая площадь жилого помещения; для граждан, проживающих в отдельных комнатах жилых домов, и нанимателей жилых помещений в коммунальных квартирах - жилая площадь жилого помещения; Р - размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения.
Если размер платы за 1 кв. м общей площади жилого помещения за услуги по содержанию и ремонту, указанный в договоре управления многоквартирным домом или договоре по оказанию услуги и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, или в решении органов управления товарищества собственников жилья, управления жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, превышает размер платы за 1 кв. м площади жилого помещения за услуги по содержанию и ремонту, утвержденный администрацией города Перми по соответствующему типу дома, то размер субсидии рассчитывается по формуле, указанной в абзаце третьем настоящего пункта, где размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома (параметр Р) равен величине, утвержденной администрацией города Перми по соответствующему типу дома.
Размер субсидии по многоквартирному дому, в котором несколько жилых помещений признаны непригодными для проживания, или по многоквартирному дому, признанному аварийным, равен сумме размеров субсидий по жилым помещениям данного многоквартирного дома: С = С1 + С2 + С3 +.. ., где С2, С3 и так далее - размеры субсидий, рассчитанные аналогично С1 по другим жилым помещениям многоквартирного дома, признанным непригодными для проживания или аварийными.
При прекращении права владения и (или) пользования жилым помещением, признанным непригодным для проживания, в связи с расселением граждан по муниципальным адресным программам, по решению судов, в случае смерти гражданина расчет субсидии не осуществляется.
Размер субсидии, предоставляемой организации, не может превышать величину меры социальной поддержки, представленной организацией гражданам.
Пунктом 3.6 Порядка установлено, что уполномоченный орган проверяет данные, содержащиеся в Расчете, на соответствие условиям, указанным в пунктах 2.3.1-2.3.3, 3.4 и 3.5 настоящего Порядка, и информации управления жилищных отношений администрации города Перми о площадях жилых помещений для предоставления субсидии, направленной Уполномоченному органу в соответствии с Регламентом.
При отсутствии у Уполномоченного органа информации об этажности и о степени благоустройства многоквартирного дома (далее - информация), жилые помещения которого включены в Расчет, Уполномоченный орган запрашивает у организации копию страниц технического паспорта, содержащих такую информацию (копия заверяется в порядке, установленном пунктом 3.2 настоящего Порядка).
Согласно п. 3.1 Регламента предусмотрено, что Управление жилищных отношений администрации г. Перми ежемесячно не позднее 5 числа каждого месяца по состоянию на 1 число месяца представляет в Департамент социальной политики администрации города Перми на электронном и бумажном носителях информацию, которая должна содержать: адреса жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - жилое помещение, многоквартирный дом); реквизиты (дата, номер) заключений постоянно действующих межведомственных комиссий при территориальных органах администрации города Перми по признанию муниципальных и частных жилых помещений, расположенных на территории районов города Перми (поселка Новые Ляды), непригодными для проживания граждан, по признанию помещений соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; общую площадь жилых помещений, многоквартирных домов; площадь жилых помещений, многоквартирных домов для предоставления субсидии.
Пункт 4.1.1 Регламента предоставляет Департаменту социальной политики администрации г. Перми право запрашивать у управления жилищных отношений администрации г. Перми, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми и получать от них сведения, документы и иные материалы по вопросу предоставления субсидии в рамках компетенции.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении, в ходе проведенного Контрольно-счетной палатой города Перми на основании решения от 10.01.2017 № ** «О проведении контрольного мероприятия», п. 1.3 плана работы Контрольно-счетной палаты Пермского края на 2017 года контрольного мероприятия «Проверка целевого использования средств бюджета города Перми, выделенных на предоставление мер социальной поддержки гражданам, проживающим в непригодном для проживания и аварийном жилищном фонде» в Департаменте социальной политики администрации г. Перми выявлено нецелевое использование бюджетных средств при предоставлении субсидий в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением ООО «***» гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, *** рублей *** копеек на основании платежных поручений от 05.07.2016 №** (за период январь – апрель 2016 года), от 25.08.2016 №** (период май - июнь 2016 года), от 11.07.2016 №** (период сентябрь – декабрь 2015 года).
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 24.04.2017 протокола об административном правонарушении по ст.15.14 КоАП РФ в отношении заместителя начальника Департамента социальной политики администрации г. Перми Зориной Е.Л.
Привлекая Зорину Е.Л. к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, судья районного суда исходил из доказанности в действиях должностного лица состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия оснований для освобождения от административной ответственности. При рассмотрении дела судья районного суда установил, что сумма нецелевого расходования бюджетных средств составила *** рублей *** копеек.
Оценка имеющихся в деле доказательств, подтверждающих факт наличия правонарушения, произведена судьей районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, выводы судьи о наличии в действиях Зориной Е.Л., являющейся должностным лицом - заместителем начальника Департамента социальной политики администрации г. Перми, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, должным образом мотивированы.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда о наличии в действиях Зориной Е.Л. состава вменяемого административного правонарушения судья краевого суда не усматривает.
Материалами дела подтверждается, что Зорина Е.Л., являясь заместителем начальника Департамента социальной политики при исполнении договоров о предоставлении субсидий от 01.06.2015 № ** (получатель субсидии ООО «***» с 19.02.2016 переименовано на ООО «***» (ООО «***»)), и от 24.03.2016 № ** (получатель субсидии ООО «***»), приняв и подписав к оплате расчеты ООО «***» с указанием сумм, а также подписав заявки на оплату расходов по суммам, указанным в представленных ООО «***» расчетах субсидий в части возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в виде уменьшения размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и (или) расположенных в аварийных домах за указанные выше периоды, допустила нецелевое использование бюджетных средств в размере *** рублей *** копеек, выразившееся в направлении средств бюджета и оплате денежных обязательств ООО «***» по пустующим помещениям, то есть по помещениям, где граждане прекратили право владения и (или) пользования и фактически не являлись получателями мер социальной поддержки. Зориной Е.Л. допущено нарушение пунктов 3.4, 3.6 Порядка, пунктов 2.2, 5.3 договоров о предоставлении субсидий, что не соответствует целям, определенным решениями Пермской городской Думой о бюджете г. Перми от 22.12.2015 № **, от 20.12.2016 № **, решением Пермской городской Думы от 28.10.2014 № ** по адресам: **** (период с ноября 2015 года по октябрь 2016 года, сумма *** рубль *** копеек); **** (период с сентября 2015 года по октябрь 2016 года, сумма *** рублей *** копеек); **** (период с сентября 2015 года по октябрь 2016 года, сумма *** рублей *** копеек).
Судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что поскольку расчетно-платежная операция, произведенная не по целевому назначению, образует оконченный состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, в действиях заместителя начальника Департамента социальной политики Администрации г.Перми Зориной Е.Л., не обеспечившей надлежащий контроль за целевым использованием бюджетных средств, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Совершенное Зориной Е.Л. административное правонарушение квалифицировано по статье 15.14 КоАП РФ верно.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в постановлении судьи районного суда, в которых, в том числе, дана оценка доводам, аналогичным доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
Стороной защиты не представлены в дело доказательства того, что у должностного лица Зориной Е.Л. С доводами жалобы о том, что Зорина Е.Л. не знала и не могла знать о прекращении права владения и (или) пользования жилым помещением у граждан, жилые помещения которых вошли в расчеты субсидии, предоставленные ООО «***», согласиться с учетом возложенных приведенными выше нормами на орган, предоставляющий субсидии, обязанностей и предоставленных ему прав при проверке обоснованности истребуемого размера субсидии.
Несогласие в жалобе с оценкой фактических обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствует об ошибочности выводов судьи районного суда и не влечет отмену принятых по делу актов.
То обстоятельство, что ООО «***» возвратило полученные денежные средства, не свидетельствует об отсутствии в действиях Зориной Е.Л. состава вменяемого административного правонарушения по основаниям, изложенным выше.
Административное наказание назначено Зориной Е.Л. в минимальном размере, установленном ст.15.14 КоАП РФ.
Относительно доводов о возможности освободить Зорину Е.А. от административной ответственности в связи с признанием правонарушения малозначительным и ограничиться устным замечанием, то возможность применения ст.2.9 КоАП РФ являлась предметом оценки при рассмотрении дела об административном правонарушении в районном суде. Исключительных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для признания совершенного правонарушения малозначительным, судьей районного суда не установлено. Размер суммы, признанной нецелевым использованием, к таким обстоятельствам не относится.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Зориной Е.Л. допущено не было.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л а:
Постановление судьи Ленинского районного суда г.Перми от 26.05.2017 оставить без изменения, жалобу защитника Осколковой В.Ю. - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись