ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-460/2022 от 12.04.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 12-460/2022

УИД 75RS0001-02-2021-006121-14

РЕШЕНИЕ

12 апреля 2022 года судья Центрального районного суда г. Читы Маркова О.А., при секретаре Верховод Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя по доверенности Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края – Гуменной Н.В. на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела - старшим судебным приставом МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель Министерства Гуменная, Н.В., обратилась в суд с жалобой с просьбой его отмены и прекращения производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала на отсутствие у Министерства реальной возможности исполнения решения суда в установленный срок по причине длительного характера процедуры формирования специализированного жилищного фонда, а также строительства жилья и проведения конкурсных процедур; на возможность использования денежные средств на приобретение жилых помещений только в соответствии с утвержденной структурой расходов бюджета Забайкальского края на соответствующий финансовый год с соблюдением объема и условий их целевого расходования путем заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений. По состоянию 01.07.2021 г. в краевом списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, состоят 8240 человек, из них численность детей-сирот, достигших 18 лет, составляет 6843 человека, имеющих судебные решения 1400 человек. В действиях Министерства отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия, поскольку расходные обязательства субъекта формируются на основании закона в пределах лимита бюджетных ассигнований, лимит бюджетных ассигнований на указанные цели распределен и срок, установленный в требовании судебного пристава-исполнителя, является явно несоразмерным для исполнения решения суда по обеспечению жилым помещением.

В судебном заседании защитник Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Гуменная Н.В. поддержала доводы жалобы в полном объеме, просила постановление отменить, производство по делу прекратить. Представила письменные пояснения, в которых обосновала невиновность Министерства тем, процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также строительство жилья и проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер и не входит в полномочия Министерства. В настоящее время Министерство не является главным распорядителем бюджетных средств. Согласно распоряжению Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ данные полномочия переданы Министерству строительства дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (Минстрою). Таким образом, Министерство принимает решение о предоставлении жилого помещения по мере формирования специализированного жилого фонда для детей-сирот на территории Забайкальского края, тогда как само формирование жилого фонда в компетенцию Министерства не входит.

Межрайонное отделение по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Выслушав защитника Министерства, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В силу ст. 6 Закона об исполнительном производстве требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В ч. 1 и 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве установлено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения (ч.2).

В соответствии с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда не менее 25 кв.м. с учетом социальной нормы площади жилья, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору специализированного найма жилого помещения на территории Забайкальского края.

На основании выданного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником Министерством ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа, судебным приставом исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ.

Данное постановление получено должником - Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края в полном объеме не исполнено требование исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются исполнительным листом , постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая данные доказательства в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, разрешая жалобу по существу, прихожу к следующему.

Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края (далее – Порядок).

Пунктом 2(1) Порядка установлено, что решение о включении в специализированный жилищный фонд Забайкальского края жилого помещения, построенного и (или) приобретенного в собственность Забайкальского края для предоставления лицам, принимается Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в течение тридцати рабочих дней с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве собственности Забайкальского края на соответствующее жилое помещение.

Департамент имущества Забайкальского края в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Забайкальского края направляет его копию в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство, в том числе принимает решение о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Приобретение жилых помещений в целях обеспечения лиц, относящихся к категории детей-сирот, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что предполагает соблюдение заказчиком процедуры, установленной данным федеральным законом.

Как следует из материалов дела, на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот Законом Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в 2021 году предусмотрено 723 488 617,02 руб. (в т.ч. 680 079 300,00 руб. федерального бюджета и 43 409 317,02 руб. краевого бюджета) на строительство жилых помещений для 280 детей-сирот. По состоянию на 01.07.2021г. численность детей-сирот в Забайкальском крае, нуждающихся в жилом помещении, составляет 8 240 человек, что составляет потребность в финансировании более 18 млр. руб. средств федерального бюджета. Число детей- сирот, которых запланировано обеспечить жилыми помещениями в 2021 году в рамках заключенного Соглашения с Министерством просвещения РФ составляет 280 человек. Заключено 6 государственных контрактов на строительство 233 жилых помещений: 45- в , 23 – в (2 контракта), 30 – в пгт. , 135 – в . Проводятся торги по 23 лотам на участие в долевом строительстве.

Министерством принимались меры для увеличения финансирования по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Так, 28.02.2020г. имело место обращение должника к министру финансов РФ об увеличении финансирования для строительства жилых помещений для обеспечения детей-сирот, нуждающихся в них. Ответ на обращение отсутствует. Кроме того, должник обращался ДД.ММ.ГГГГ в Министерство просвещения РФ с предложением увеличить субсидии в 2020 году из федерального бюджета на софинансирование приобретения квартир детям –сиротам на 175,7 млн. руб. Ответ на данное предложение должнику не поступал. Также в адрес Президента РФ за подписью губернатора Забайкальского края направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой поручить Министерству финансов РФ обеспечить ежегодное предоставление Забайкальскому краю дополнительных средств на исполнение государственных гарантий по обеспечению жильем детей-сирот в объеме не менее 2,4 млрд. руб., а Министерству просвещения РФ расширить формы обеспечения жильем детей-сирот путем предоставления использования средств федерального бюджета в качестве первоначального взноса установленной кредитором процентной ставки для ипотечного кредитования под 2% годовых. Кроме того, Министерством внесены предложения по внесению изменений в законодательство РФ по обеспечению детей –сирот жилыми помещениями. Также Министерством сделаны заявки в Министерство просвещения РФ о потребности в предельных объемах финансирования на сумму 182 196 085,61 руб. федерального бюджета. Финансирование Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта в Забайкальском крае доведено в сумме 119 952 604,41 руб. Кассовый расход данного Министерства на реализацию 6 контрактов составляет 59 191 467,66 руб. До Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края доведены средства в размере 109 015 180,88 руб. на приобретение 42 жилых помещений (Распоряжение -р от 30.06.2021г. и -р от 4.06.2021г.). Заключено 4 государственных контракта. В настоящее время для установления дополнительных мер обеспечения жилищных прав детей-сирот Министерством разрабатывается законопроект о введении на территории края нормы, предоставляющей право на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в виде жилищных сертификатов детям –сиротам, достигшим возраста 23 лет и не реализовавших право на обеспечение жилым помещением. Кроме того, разрабатывается План мероприятий («дорожная карта») по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа, включенных в списки нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, из материалов дела не усматривается, что перечисленные выше меры приняты во исполнение конкретного требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

При этом письма от 28 февраля и ДД.ММ.ГГГГг. были направлены до вынесения судебного решения о предоставлении жилого помещения ФИО5, следовательно, они не могли свидетельствовать о принятии Министерством мер, направленных на исполнение указанного судебного акта.

Направление губернатором в адрес Президента РФ письма о ежегодном предоставлении Забайкальскому краю дополнительных средств на обеспечение жильем детей-сирот, не свидетельствует о том, что Министерством приняты меры по исполнению требований указанного выше исполнительного документа.

Таким образом, данные, указывающие на то, что Министерством приняты должные меры, которые могли бы привести к реальному и своевременному исполнению требования исполнительного документа о предоставлении жилого помещения ФИО5, в материалах данного дела об административном правонарушении отсутствуют.

Доводы защитника Министерства о том, что Министерство не отвечает за процедуру формирования специализированного жилищного фонда также не свидетельствуют об отсутствии его вины. Распоряжение Правительства Забайкальского края о передаче полномочий по распоряжению бюджетных средств принято ДД.ММ.ГГГГ, Соглашение между Минстроем и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о предоставлении субсидии из федерального бюджет бюджету Забайкальского края на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений заключено ДД.ММ.ГГГГ, то есть - после истечения срока исполнения и после привлечения Министерства к административной ответственности. Данные доказательства не свидетельствуют об отсутствии возможности исполнить решение суда и о предпринятых мерах, направленных на исполнение судебного акта в срок, установленный для его исполнения.

Каких-либо обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о наличии законных оснований для освобождения Министерства от обязанности неукоснительного исполнения вступившего в законную силу судебного акта и содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, из материалов данного дела не усматривается.

Оснований для прекращения производства по делу, в том числе на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.

Порядок вынесения постановления по делу об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении должностным лицом службы судебных приставов не нарушен.

Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в минимальном размере.

Все процессуальные документы составлены в соответствии с требованиями КоАП РФ, содержат необходимые реквизиты, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП, признаются судом допустимыми доказательствами по делу.

Постановление о привлечении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

решил:

постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

Судья О.А. Маркова