ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-461/18 от 26.07.2018 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №12-461/2018Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 26 июля 2018 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Белобровой Н.В. на постановление начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по РМЭ от 27 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, которым

Белоброва Н.М., <данные изъяты>, ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшаяся,

привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <данные изъяты> от 27 апреля 2018 года Белоброва Н.В., как должностное лицо, привлечена к административной ответственности и подвергнута административному взысканию в виде штрафа в размере 4000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Согласно постановлению, в действиях ФИО1 установлен факт нарушения части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», выразившийся в распространении рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции в рекламных листовках.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просила признать постановление незаконным и отменить. В обоснование жалобы указала, что ООО «<данные изъяты>» не является рекламодателем и распространителем рекламы.

Заявитель принадлежит к торговой сети «<данные изъяты>», как и другие юридические лица группы, в своей хозяйственной деятельности ООО «<данные изъяты>» использует интернет-сайт <данные изъяты>. Согласно договору на обслуживание сайта, администратором домена указанного сайта является ООО «<данные изъяты>», который размещает информацию об ООО «<данные изъяты>», в том числе о его товарах и услугах и иной необходимой информации согласно действующей законодательства РФ. Согласно приказу директора о проведении служебной проверки в целях выяснения лица, ответственного за распространение ненадлежащей рекламы, было установлено, что журналы с ненадлежащей рекламой (изображение алкоголя) были распечатаны и разнесены администратором Ц.Д.Л., которая является сотрудником магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>. Магазин по данному адресу принадлежит ООО «<данные изъяты>». Заявитель считает, что противоправные действия имелись исключительно со стороны должностного лица ООО «<данные изъяты>». Директор ООО «<данные изъяты>» к данному случаю не имеет никакого отношения.

ФИО1, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явилась, соответствующее ходатайство от нее не поступило, поэтому считаю возможным рассмотреть жалобу без ее участия.

Представитель УФАС по РМЭ Ж.Н.В. (доверенность от 09.01.2018 ) с доводами жалобы не согласилась, считает постановление законным и обоснованным.

Выслушав представителя УФАС по РМЭ, исследовав материалы административного дела и Управления Федеральной антимонопольной службы по РМЭ, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Как следует из материалов дела, в ходе мониторинга, проведенного 20 июня 2017 года Марийским УФАС России, рекламы, распространенной в многоквартирных домах <адрес>, в почтовых ящиках многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, установлен факт распространения рекламы алкоголя в журнале «<данные изъяты>» /20 июня – 3 июля/2017», которая содержала информацию о следующих видах алкогольной продукции: пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; винный напиток газированный <данные изъяты>; Шампанское <данные изъяты>; Шампанское <данные изъяты>.

В ходе мониторинга 12 сентября 2017 года в почтовых ящиках многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> установлен факт распространения рекламы «<данные изъяты>» /12 – 25 сентября/2017», которая содержала информацию о следующих видах алкогольной продукции: пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>; пиво <данные изъяты>.

ООО «<данные изъяты>» письмом от 08.11.2017 вх. сообщило, что пиво <данные изъяты>, пиво <данные изъяты>, пиво <данные изъяты>, пиво <данные изъяты>, пиво <данные изъяты>, пиво <данные изъяты>, пиво <данные изъяты>, пиво <данные изъяты>.

В тексте рекламы также приводится процентное содержание алкоголя в объеме готовой продукции в отношении следующих товаров: винный напиток газированный <данные изъяты>; Шампанское <данные изъяты>; Шампанское Российское <данные изъяты>.

Согласно п.7 ст.2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Согласно ч.2.1 ст.21 Федерального закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

За нарушение указанных требований в силу ч.7 ст.38 Закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель рекламной продукции.

В данном случае материалами дела установлено, что рекламируемая продукция содержит этиловый спирт более 0,5 процента объема готовой продукции, а потому она является алкогольной продукцией. Поскольку реклама указанной выше алкогольной продукции распространялась через почтовые ящики многоквартирных жилых домов, то данная реклама не соответствует требованиям части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе.

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 09 января 2018 года по делу реклама алкогольной продукции в листовках «<данные изъяты>» /20 июня – 3 июля/2017» и «<данные изъяты>» /12 – 25 сентября/2017» признана ненадлежащей, нарушающей требования ч.2.1 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ «О рекламе», поскольку реклама распространена в ящиках жилых домов <адрес>, которые не являются стационарными торговыми объектами, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Из содержания распространенной Обществом информации, указанной на листовках, с учетом ее размещения в подъездах многоквартирных домов, следует, что таковая является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование поддержания интереса к нему и его продвижению на рынке продаж алкогольной продукции.

При этом установлено, что ООО «<данные изъяты>», имеющее согласно сведениям из ЕГРЮЛ лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляет предпринимательскую деятельность в сети магазинов «Красное&Белое» через обособленные подразделения - магазины на территории города <данные изъяты>.

Рекламные листовки распространялись в многоквартирном доме <адрес>, а также в многоквартирном доме по адресу <адрес>.

ООО «<данные изъяты>» на момент обнаружения рекламы 20.06.2017 осуществляло торговую деятельность в следующих магазинах на территории города <данные изъяты>, являющихся обособленными подразделениями общества: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Таким образом, Общество имело прямой коммерческий интерес к рекламе алкогольной продукции, указанной в листовках. При этом целью распространения рекламы являлось увеличение продаж этой продукции в сети магазинов «<данные изъяты>».

Поскольку реклама алкогольной продукции в данном случае распространялась способом, противоречащим требованиям ч.2.1 ст.21 Закона о рекламе, антимонопольный орган обоснованно признал подтвержденным наличие в действиях должностного лица общества объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

При этом коммерческое обозначение «<данные изъяты>» используется в городе <данные изъяты> исключительно хозяйствующими субъектами ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>».

ООО «<данные изъяты>» в период 2017 года осуществляло реализацию товаров, указанных в рассматриваемых рекламных листовках, что подтверждается представленными материалах дела товарными накладными о приобретении указанной продукции, информацией о количестве и движении товаров в магазинах ООО «Лабиринт-Волга».

Доводы ФИО2 о том, что ООО «<данные изъяты>» не осуществляет рекламную деятельность, какую-либо рекламную кампанию не проводило, не осуществляло фактическое распространение спорной рекламы и изготовление листовок, признаются несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае не имеет правового значения, кто физически осуществлял изготовление листовок и их фактическое распространение. Из материалов дела однозначно следует, что распространялись рекламные листовки в связи с торговлей в магазинах на территории <адрес> и прямой коммерческий интерес к рекламе алкогольной продукции, указанной в листовках, имеет именно ООО «<данные изъяты>» с целью увеличения продаж в магазинах "<данные изъяты>".

Товары, указанные в листовках, в том числе алкогольная продукция, имелись в сети магазинов "<данные изъяты>" на территории <адрес>. Номера телефонов, домен <данные изъяты>, названные в листовках, зарегистрированы за хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц с ООО «<данные изъяты>», а значит, данные информационные ресурсы фактически использовались обществом для обеспечения его деятельности.

Таким образом, административный орган пришел к правильному выводу о том, что в силу положений частей 5 и 7 статьи 3, частей 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе, ООО «<данные изъяты>» является рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы, следовательно, именно оно несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, законным представителем юридического лица ООО «<данные изъяты>» является директор ФИО2, которая наделена организационно-распорядительными полномочиями при осуществлении деятельности ООО «<данные изъяты>», как директор. директор ООО «<данные изъяты>» она является ответственным за решение организационных вопросов, в том числе принятие решений о производстве и распространении рекламной информации.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, ФИО2 является директором ООО «<данные изъяты>» с 03 июля 2015 года.

В соответствии с решением от 03 июля 2015 года ФИО2 назначена на должность директора ООО «<данные изъяты>».

Согласно ст.6 Устава ООО «<данные изъяты>», руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органов Общества – директором Общества и имеет иные полномочия, которые не отнесены к компетенции Общего собрания участников Общества, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

Таким образом, ФИО2 является должностным лицом в том понимании, какое предусмотрено статьей 2.4 КоАП РФ.

Материалами дела подтверждается, что ФИО2 осуществляет руководство деятельностью общества в целом, следовательно, обязана предпринимать необходимые и достаточные меры для размещения надлежащей рекламной информации.

ФИО2 имела возможность при наличии организационно-распорядительных полномочий не допустить указанное нарушение законодательства о рекламе и должна была принять необходимые меры для размещения надлежащей рекламной информации.

Факт совершения ФИО2 административного правонарушения подтверждается материалами дела: , , протоколом об административном правонарушении от 26 марта 2018 года, рекламной листовкой "<данные изъяты>", Уставом ООО «<данные изъяты>», сведениями ЕГРЮЛ, решением от 03 июля 2015 года, списком магазинов и товаров, предоставленных ООО «<данные изъяты>» по запросу административного органа; сообщением от 19.09.2017 ФАС России о наделении Марийского УФАС полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе по факту распространения рекламных листовок «<данные изъяты>», актом от 12.09.2017 по результатам проведения мониторинга рекламы, в процессе которого, обнаружены листовки «<данные изъяты>» с рекламой алкогольной продукции в почтовых ящиках многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, другими материалами дела, оцененными в совокупности.

Довод жалобы о том, что администратором магазина «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, Ц.Д.Л. была осуществлена распечатка журналов «<данные изъяты>» с размещением на страницах алкоголя, не принимается судом во внимание, т.к. на основании вышеизложенного является несостоятельным.

При этом, в рассматриваемой рекламе также имеется коммерческое предложение о получении в аренду торговых площадей следующего содержания: «Возьмем в аренду торговые площади от 80 до 400 кв.м. , <данные изъяты>», кроме того, указан также номер для вопросов и комментариев .

Материалами дела подтверждается, что абонентом номеров , , указанных в качестве контактного в рекламе, на момент распространения рассматриваемых листовках является ООО «<данные изъяты>» что подтверждается письмом ПАО «<данные изъяты>» от 28 июня 2017 вх..

Между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор от 01.10.2014 (доп. соглашение к договору от 01.01.2016, 01.06.2016) на техническое обслуживание и эксплуатацию нежилых помещений и оборудования, в соответствии с которыми ООО «<данные изъяты>» осуществляет техническое обслуживание, ремонт, содержание торговых залов, производственных помещений, оборудования. Кроме того, ООО «<данные изъяты>» осуществляет также разработку сайта заказчика (ООО «<данные изъяты>»), разработку и размещение на сайте мобильного приложения, отправку смс-сообщений покупателям и потребителям заказчика, подписанный директором ООО «<данные изъяты>». В связи с этим, администратор магазина «<данные изъяты>» к изготовлению и распространению названной рекламы отношения не имеет.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 года N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1-4.5 КоАП РФ).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Оценив представленные доказательства в совокупности, приняв во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, не усматриваю оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в том, что установленные законом ограничения по рекламе алкогольной продукции, проигнорированные директором ООО «<данные изъяты>», направлены на защиту населения, его здоровья с учетом воздействия рекламы на желания, потребности, поведение людей.

Остальные доводы жалобы не являются юридически значимыми, так как не опровергают обстоятельств, на основании которых установлена вина ФИО2, а сводятся к изложению своей позиции по делу.

С учетом изложенного, привлечение ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ является законным и обоснованным, наказание назначено минимальное в пределах санкции указанной статьи, соответствует требованиям закона и характеру совершенного правонарушения, оснований для отмены постановления зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РМЭ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Марийского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 27 апреля 2018 года о признании директора ООО «<данные изъяты>» ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл либо через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня получения или вручения копии данного решения.

Судья- Т.Н. Касаткина