ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-461/2022 от 07.07.2022 Люберецкого городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГ

Судья Люберецкого городского суда Московской области Штейнберг О.Г., при секретаре Акулининой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Криворучко М. В. на постановление от ДД.ММ.ГГ, вынесенное заместителем главного государственного инспектора городского округа Люберцы по пожарному надзору – заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Люберцы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Криворучко М. В.,

установил:

Постановлением от ДД.ММ.ГГ, вынесенным заместителем главного государственного инспектора городского округа Люберцы по пожарному надзору – заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Люберцы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области, Криворучко М.В. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере рублей.

Не согласившись с вынесенным по делу постановлением, Криворучко М.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление от ДД.ММ.ГГ отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что оспариваемым постановлением вменяются нарушения в части не очистки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и т.д. Как предусмотрено ст. 3 решения Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы МО от ДД.ММ.ГГ, к зеленым насаждениям относится древесная, древесно-кустарниковая, кустарниковая и травянистая растительность как искусственного, так и естественного происхождения. Статьей 41 Решения Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы МО от ДД.ММ.ГГ (ред. от ДД.ММ.ГГ) «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Люберцы Московской области» обеспечение сохранности зеленых насаждений на территории городского округа Люберцы Московской области закреплено за управлением благоустройства администрации городского округа Люберцы Московской области. Таким образом, к его полномочиям не относится обеспечение и в том числе содержание зеленых насаждений на территории городского округа Люберцы. В свою очередь, поскольку Постановлением Губернатора Московской области от ДД.ММ.ГГ-ПГ «Об установлении на территории Московской области особого противопожарного режима», а также Постановлением администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ на территории городского округа Люберцы установлен особый противопожарный режим, он заблаговременно в адрес управления благоустройства администрации городского округа Люберцы Московской области ДД.ММ.ГГ направил служебную корреспонденцию о необходимости проведения работ по подготовке всей территории городского округа к летнему сезону. Учитывая вышеизложенное, он не является ответственным лицом, а также субъектом привлечения к административной ответственности. В соответствии с Распоряжением Главы городского округа Люберцы Московской области от ДД.ММ.ГГ с должности начальника правового управления он переведен на должность заместителя Главы администрации городского округа Люберцы. В соответствии с должностной инструкцией он координирует и контролирует работу органов администрации городского округа Люберцы, в том числе, управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Распоряжением администрации городского округа Люберцы от ДД.ММ.ГГ он наделен полномочиями, в том числе полномочиями по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, в соответствии с должностной инструкцией начальника управления и по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации городского округа Люберцы (Управление), утвержденной Заместителем Главы администрации, определено следующее. Должность начальника управления является должностью муниципальной службы администрации с установленным кругом обязанностей. Начальник Управления в своей деятельности непосредственно подчиняется заместителю Главы администрации и обязан, в числе прочего, организовать работу и принимать участие в планировании мероприятий гражданской обороны, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории округа; осуществлять контроль за разработкой документов гражданской обороны, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; контролировать состояние средств коллективной и индивидуальной защиты;

участвовать в реализации планов гражданской обороны и защиты населения; контролировать в пределах своей компетенции готовность функционирования предприятий и организаций для работы в особый период; участвовать в разработке, согласовании и утверждении планов предупреждения и тушения пожаров на территории округа, планов взаимодействия сил и средств звена городского округа системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организовать работу по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории округа; нести ответственность за своевременность и качественное исполнение возложенных на управление задач. Таким образом, начальник управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, является должностным лицом, в соответствии со ст. 2.4 КоАП.

Будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела, заявитель Криворучко М.В., должностное лицо Главного управления МЧС России по Московской области в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

При таких обстоятельствах суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствии указанных лиц.

Представитель Криворучко М.В.Мялов С.Д., в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Проверив доводы жалобы, выслушав представителя Криворучко М.В.Мялова С.Д., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что постановление должностного лица подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела, суд обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из протокола об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГ в , по результатам проведённой внеплановой выездной проверки в части контроля по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктах подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в отношении администрации муниципального образования г.о. Люберцы Московской области юридический адрес: по адресам: (указанные населенные пункты утверждены и согласованы перечнем населенных пунктов г.о. Люберцы, граничащих с лесными участками, подверженных угрозе лесных пожаров, в 2022 году и входят в границы территории городского округа Люберцы, согласно ст. 2 Устава муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, п. 14 ст. 12 Устава предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа Люберцы относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, Постановлением Губернатора Московской области от ДД.ММ.ГГ-ПГ «Об установлении на территории Московской области особого противопожарного режима» в целях обеспечения пожарной безопасности на территории Московской области установлен особый противопожарный режим с ДД.ММ.ГГ. Постановлением администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской -ПА от ДД.ММ.ГГ на территории городского округа Люберцы с ДД.ММ.ГГ установлен особый противопожарный режим), заместителем Главы администрации городского округу Люберцы Московской области Криворучко М.В. допущены нарушения в реализации первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, установленных федеральным законодательством, а именно: имеется участок прилегающей к лесу, на котором не обеспечена его очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделен лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. На данных участках частично сохранились борозды ранее проложенных минерализованных полос которые не обновлены. Не реализуется п. 4.3 положения к Постановлению -ПА от ДД.ММ.ГГ администрации муниципального образования городского округа Люберцы, а именно не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенном пункте и на прилегающих к нему территориях (имеющиеся на территории 3 пожарных гидранта тупиковой сети 150мм, в пожарных гидрантах давление воды отсутствует)

В юго-западной части со стороны имеется участок прилегающей к лесу, на котором не обеспечена его очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделен лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. На данном участке частично сохранились борозды ранее проложенных минерализованных полос которые не обновлены. Не реализуется п. 2.2 Постановления -ПА от ДД.ММ.ГГ администрации муниципального образования городского округа Люберцы, а именно на землях, прилегающих к жилым домам и лесным массивам допущена свалка горючих отходов (ориентир: за участком ).Участки территории с южной, западной и восточной стороны д. Сосновка в соответствии с ранее согласованной схемой администрацией муниципального образования городского округа Люберцы, прилегающее к лесу, не обеспечено их очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделен лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Не реализуется п. 2.2 Постановления -ПА от ДД.ММ.ГГ администрации муниципального образования городского округа Люберцы, а именно на землях, прилегающих к жилым домам и лесным массивам допущена свалка горючих отходов (ориентир: за участком ). Участки территории с восточной части в соответствии с ранее согласованной схемой администрацией муниципального образования городского округа Люберцы, прилегающее к лесу, не обеспечена их очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделен лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Не реализуется п. 2.2 Постановления -ПА от ДД.ММ.ГГ администрации муниципального образования городского округа Люберцы, а именно на землях, прилегающих к жилым домам и лесным массивам допущена свалка горючих отходов (ориентир: за участками домов и ). Участки территории с южной и восточной части в соответствии с ранее согласованной схемой администрацией муниципального образования городского округа Люберцы, прилегающее к лесу, не обеспечено их очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделен лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Участки территории в соответствии с ранее согласованной схемой в границах со стороны , прилегающее к лесу, не обеспечено их очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделен лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Не реализуется информирование населения о мерах пожарной безопасности установленных п. 2.4 и п. 6 Постановления -ПА от ДД.ММ.ГГ администрации муниципального образования городского округа Люберцы; п. 1.3 и п. 4.3 положения к Постановлению -ПА от ДД.ММ.ГГ администрации муниципального образования городского округа Люберцы.(представлен контракт который на момент проверки не реализован). Не представлены копии актов о результатах проверок систем и средств оповещения населения о пожаре установленных п. 3.3 Постановления -ПА от ДД.ММ.ГГ администрации муниципального образования городского округа Люберцы.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя Главы администрации г.о. Люберцы Московской области Криворучко М.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Между тем, с указанным выводом должностного лица суд не может согласиться, считая его сделанным преждевременно и без надлежащей оценки всех обстоятельств настоящего дела.

Из постановления должностного лица следует, что часть нарушений совершены по адресам: , ; , участок прилегающей к лесу; земля, прилегающая к жилым домам и лесным массивам, за участком земля, прилегающая к жилым домам и лесным массивам, за участком ; земля, прилегающая к жилым домам и лесным массивам, за участками домов .

Вместе с тем, в материалах дела нет достоверных данных о месте нахождения земельных участков, не указаны характеристики земельных участков, географические координаты или кадастровые номера участков.

В связи с чем невозможно сделать однозначный вывод о том, что ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности является должностное лицо администрации г.о. Люберцы Московской области.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу положений ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Кроме того, из представленной в ходе рассмотрения дела должностной инструкции начальника управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации следует, что в обязанности последнего входит осуществление контроля за разработкой документов гражданской обороны, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 2.10); участвовать в разработке, согласовании и утверждении планов предупреждения и тушения пожаров на территории округа, планов взаимодействия сил и средств звена системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 2.19); организовывать работу по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа (п. 2.20).

В ходе рассмотрения дела, должностным лицом административного органа не исследовалась должностная инструкция начальника управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации , не проверялись его полномочия и обязанности.

Одновременно с этим, в описательно-мотивировочной части обжалуемого постановления не указаны доказательства, на основании которых должностное лицо пришло к выводу о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо не раскрыло содержание этих доказательств и не дало им надлежащей оценки.

В нарушение п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в резолютивной части обжалуемого постановления Криворучко М.В. не признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, должностному лицу без признания его вины назначено наказание в виде штрафа.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица вынесено с нарушением требований процессуального законодательства, что является существенным нарушением требований действующего административного законодательства, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене.

Учитывая, что в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ не истек, постановление должностного лица подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению в ГУ МЧС России по Московской области на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление от ДД.ММ.ГГ, вынесенное заместителем главного государственного инспектора городского округа Люберцы по пожарному надзору – заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Люберцы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении г Криворучко М. В. - отменить.

Возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Криворучко М. В., на новое рассмотрение в ГУ МЧС России по Московской области.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Штейнберг О.Г.