РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тверь 09 ноября 2020 года
Судья Заволжского районного суда г. Твери Зварич Е.А.
с участием: лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Решетова А.А. и его защитника Неунывалова Д.В.,
представителя Контрольно-счетной палаты Тверской области Селезнёва А.А.,
должностного лица составившего протокол об административном правонарушении Волковой Н.М.,
рассмотрев жалобу Решетова А.А. на постановление мирового судьи судебного участка №67 Тверской области Роговой В.В. от 25.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 КоАП РФ, в отношении председателя Комитета по физической культуре и спорту Тверской области Решетова А.А.,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №67 Тверской области Роговой В.В. от 25.09.2020 председатель Комитета по физической культуре и спорту Тверской области Решетов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Как указано в постановлении, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: Решетов А.А., будучи председателем Комитета по физической культуре и спорту Тверской области, расположенного по адресу: г. Тверь, Комсомольский пр-т, д. 4/4, допустил нарушение порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
В рамках реализации Контрольно-счетной палатой Тверской области полномочий, закрепленных ст.ст. 157, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 9 закона Тверской области от 29.09.2011 №51-ЗО «О Контрольно-счетной палате Тверской области», при проведении контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности государственных физкультурно-оздоровительных и спортивных комплексов, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту Тверской области» установлен факт нарушения Комитетом по физической культуре и спорту Тверской области положений Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Тверской области, за исключением государственных учреждений здравоохранения Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 11.08.2015 №380-пп, при перечислении в ноябре, декабре 2018 года субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственному бюджетному учреждению Тверской области «Физкультурно-оздоровительный комплекс имени Султана Ахмерова» (далее Учреждение).
Согласно постановлению Правительства Тверской области от 06.05.2017 №122-пп «О подведомственности государственных унитарных предприятий Тверской области и государственных учреждений Тверской области исполнительным органам государственной власти Тверской области», пункту 1.4 устава Учреждения, утвержденного приказом Комитета от 01.12.2011 №296-од, полномочия учредителя Учреждения осуществляет Комитет.
В соответствии с п. 12 Порядка №380-пп Комитетом 16.01.2018 утверждено государственное задание на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов для Учреждения (приказ Комитета от 16.01.2018 №8-од). В течение года Комитетом дважды вносились изменения в госзадание (20.09.2018, 17.12.2018).
Согласно п. 37 Порядка №380-пп Комитетом с Учреждением заключено Соглашение от 16.01.2018 № 11, в которое внесены изменения дополнительным соглашением от 21.09.2018 №11.
Согласно подп. «б» п. 1 Соглашения № 11 Комитет обязуется перечислять Учреждению субсидию в суммах и в сроки в соответствии с графиком предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, являющимся неотъемлемой частью Соглашения №11.
В соответствии с Графиком перечисление субсидии осуществляется Комитетом ежемесячно два раза в месяц: первый платеж - в срок до 10 числа соответствующего месяца, второй платеж - до 25 числа соответствующего месяца.
Согласно Графику Комитетом субсидия Учреждению за ноябрь 2018 года в сумме 1 006 100,00 рублей должна быть перечислена до 25.11.2018 года, за декабрь 2018 года в сумме 164 140,00 рублей - до 25.12.2018 года.
Фактически Комитетом Учреждению субсидия на финансовое выполнение государственного задания (КБК 164 1102 3410110030 611) перечислена:
- в ноябре 2018 года - в сумме 800 000,00 руб. (что подтверждается платежными поручениями от 07.11.2018 №1759 на сумму 300 000,00 руб., от 20.11.2018 №1886 на сумму 500 000,00 руб.), что на 206 100,00 руб. меньше объема субсидии, подлежащей перечислению Учреждению в ноябре 2018 года в соответствии с Графиком (1 006 100,00 руб.);
- в декабре 2018 года - в сумме 370 240,00 руб. (что подтверждается платежными поручениями от 05.12.2018 №1942 на сумму 114 140,00 руб., от 17.12.2018 №2059 на сумму 50 000,00 руб., от 19.12.2018 №2158 на сумму 206 100,00 руб.), что на 206 100,00 руб. превышает объем субсидии, подлежащей перечислению Учреждению в декабре 2018 года в соответствии с Графиком (164 140,00 руб.).
Указанные платежные поручения подписаны председателем Комитета Решетовым А.А..
Комитетом нарушены требования пунктов 37, 37.1 Порядка №380-пп, подп. «б» п. 1 Соглашения №11 при перечислении Учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в ноябре, декабре 2018 года.
Приказом Комитета от 08.02.2017 №321-од «О предоставлении права подписи финансовых документов» председателю Комитета Решетову А.А. предоставлено право первой подписи финансовых и бухгалтерских документов.
Председателем Комитета Решетовым А.А. допущены нарушения пунктов 37, 37.1 Порядка №380-пп, выразившееся в несоблюдении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, установленного в Соглашении №11, при перечислении Учреждению субсидии в ноябре, декабре 2018 года (субсидия, перечисленная Учреждению в ноябре 2018 года, занижена на сумму 206 100,00 руб.; субсидия, перечисленная Учреждению в декабре 2018 года, завышена на сумму 206 100,00 руб.), что является административными правонарушениями, ответственность за которые установлена статьей 15.15.15 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Решетов А.А. обратился с жалобой, в которой, не оспаривая фактические обстоятельства правонарушения, просит отменить принятое постановление, прекратить производство по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании Решетов А.А. и его защитник Неунывалов Д.В., доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Контрольно-счетной палаты Тверской области Селезнёв А.А. просил оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения. Дополнил, что нарушение бюджетного законодательства не является малозначительным.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Волкова Н.М. поддержала доводы письменного отзыва. Дополнив, что возражает против применения ст. 2.9 КоАП РФ, полагает постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 15.15.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.
Комитетом по физической культуре и спорту Тверской области нарушены положения Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 11.08.2015 №380-пп, при перечислении в ноябре, декабре 2018 года субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственному бюджетному учреждению Тверской области «Физкультурно-оздоровительный комплекс имени Султана Ахмерова» (далее – Учреждение).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункту 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ (в отношении федеральных учреждений), высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (в отношении учреждений субъекта РФ), местной администрацией (в отношении муниципальных учреждений).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания должны определять в том числе правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, включая: - расчет и утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ; - сроки и объемы перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания; - возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9.2 Закона №7-ФЗ, пунктами 4, 5 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства Тверской области от 11.08.2015 №380-пп утвержден Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Тверской области, за исключением государственных учреждений здравоохранения Тверской области (далее – Порядок №380-пп).
В разделе III Порядка №380-пп определен порядок финансового обеспечения государственного задания, которым определен порядок определения объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – субсидия) (подраздел I), предоставления субсидии (подраздел II), использования остатков субсидии (подраздел III).
Согласно пункту 37 Порядка №380-пп предоставление субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – Соглашение), заключаемого между учредителем и государственным учреждением Тверской области, в соответствии с примерной формой соглашения, установленной в приложении 2 к Порядку №380-пп.
В соответствии с пунктом 37.1 Порядка №380-пп сроки и объемы перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определяются Соглашением.
Пунктом 38 Порядка №380-пп в качестве условий предоставления субсидии определены: наличие утвержденного учредителем государственного задания государственному учреждению; наличие заключенного между учредителем и государственным учреждением Соглашения; выполнение государственным учреждением требований, установленных Соглашением.
Согласно постановлению Правительства Тверской области от 06.05.2017 №122-пп «О подведомственности государственных унитарных предприятий Тверской области и государственных учреждений Тверской области исполнительным органам государственной власти Тверской области», пункту 1.4 устава Учреждения, утвержденного приказом Комитета от 01.12.2011 №296-од, полномочия учредителя Учреждения осуществляет Комитет.
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 12 Порядка №380-пп Комитетом 16.01.2018 утверждено государственное задание на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов для Учреждения (приказ Комитета от 16.01.2018 №8-од). В течение года Комитетом дважды вносились изменения в госзадание (20.09.2018, 17.12.2018).
Согласно пункту 37 Порядка №380-пп Комитетом с Учреждением заключено Соглашение от 16.01.2018 №11, в которое внесены изменения дополнительным соглашением от 21.09.2018 №11.
Согласно подпункту «б» пункта 1 Соглашения №11 Комитет обязуется перечислять Учреждению субсидию в суммах и в сроки в соответствии с графиком предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее - График), являющимся неотъемлемой частью Соглашения №11.
В соответствии с Графиком перечисление субсидии осуществляется Комитетом ежемесячно два раза в месяц: первый платеж - в срок до 10 числа соответствующего месяца, второй платеж - до 25 числа соответствующего месяца.
Согласно Графику Комитетом субсидия Учреждению за ноябрь 2018 года в сумме 1 006 100,00 руб. должна быть перечислена до 25.11.2018, за декабрь 2018 года в сумме 164 140,00 руб. - до 25.12.2018.
Фактически Комитетом Учреждению субсидия на финансовое выполнение государственного задания (КБК 164 1102 3410110030 611) перечислена:
- в ноябре 2018 года - в сумме 800 000,00 руб. (что подтверждается платежными поручениями от 07.11.2018 №1759 на сумму 300 000,00 руб., от 20.11.2018 №1886 на сумму 500 000,00 руб.), что на 206 100,00 руб. меньше объема субсидии, подлежащей перечислению Учреждению в ноябре 2018 года в соответствии с Графиком (1 006 100,00 руб.);
- в декабре 2018 года - в сумме 370 240,00 руб. (что подтверждается платежными поручениями от 05.12.2018 №1942 на сумму 114 140,00 руб., от 17.12.2018 №2059 на сумму 50 000,00 руб., от 19.12.2018 №2158 на сумму 206 100,00 руб.), что на 206 100,00 руб. превышает объем субсидии, подлежащей перечислению Учреждению в декабре 2018 года в соответствии с Графиком (164 140,00 руб.).
Указанные платежные поручения подписаны председателем Комитета Решетовым А.А.
Это свидетельствует о том, что Комитетом нарушены требования пунктов 37, 37.1 Порядка №380-пп, подпункта «б» пункта 1 Соглашения №11 при перечислении Учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в ноябре, декабре 2018 года.
В соответствии с пунктом 11 Положения о Комитете по физической культуре и спорту Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 №84-пп, Комитет возглавляет председатель комитета Тверской области, являющийся руководителем Комитета по физической культуре и спорту Тверской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Тверской области. Председатель Комитета руководит деятельностью Комитета, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач, распоряжается финансовыми средствами Комитета (п. 15 Положения №84-пп).
В соответствии с распоряжением Губернатора Тверской области от 08.02.2017 №63-рг, служебным контрактом о прохождении государственной гражданской службы от 08.02.2017 №23 Решетов А.А. назначен на должность председателя Комитета по физической культуре и спорту Тверской области с 08.02.2017.
Согласно пунктам 2, 7 Служебного контракта Решетов А.А.: - обязуется исполнять должностные обязанности по должности председателя Комитета, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Комитета, в соответствии с прилагаемым к Служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Тверской области (п. 2 Служебного контракта); - обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Тверской области, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в т.ч. соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение (п. 7 Служебного контракта).
Пунктом 21 Служебного контракта предусмотрено, что Решетов А.А. несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством РФ и Тверской области.
В соответствии с подпунктами «а», «б», «т» пункта 13 должностного регламента председателя Комитета по физической культуре и спорту, утвержденного Губернатором Тверской области 10.02.2014, председатель Комитета руководит деятельностью Комитета, представляет его без доверенности, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач; организует работу Комитета, подведомственных государственных учреждений спортивной направленности; распоряжается финансовыми средствами, выделенными на содержание Комитета и подведомственных государственных учреждений спортивной направленности, подписывает финансовые документы. Пунктом 16 Должностного регламента предусмотрена ответственность председателя Комитета за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности.
Приказом Комитета от 08.02.2017 №321-од «О предоставлении права подписи финансовых документов» председателю Комитета Решетову А.А. предоставлено право первой подписи финансовых и бухгалтерских документов.
Таким образом, председателем Комитета Решетовым А.А. допущены нарушения пунктов 37, 37.1 Порядка №380-пп, выразившееся в несоблюдении объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, установленного в Соглашении №11, при перечислении Учреждению субсидии в ноябре, декабре 2018 года (субсидия, перечисленная Учреждению в ноябре 2018 года, занижена на сумму 206 100,00 руб.; субсидия, перечисленная Учреждению в декабре 2018 года, завышена на сумму 206 100,00 руб.), что является административными правонарушениями, ответственность за которые установлена статьей 15.15.15 КоАП РФ.
Изложенное выше явилось основанием для составления в отношении должностного лица 07.07.2020 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 КоАП РФ.
Факт совершения Решетовым А.А. административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 и его вина в нем подтверждены материалами дела: протоколом об административном правонарушении № 3 (125) от 07 июля 2020 года в отношении должностного лица - председателя Комитета по физической культуре и спорту Тверской области Решетова А.А., а также материалами в копиях: отчет Контрольно-счетной палаты Тверской области по результатам контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственно деятельности государственных физкультурно-оздоровительных и спортивных комплексов, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту Тверской области» приложение 1-6; приказ №8 от 16 января 2018 года об утверждении государственных заданий на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов; приказ № 350-од от 20 сентября 2018 года о внесении изменений в приказ Комитета по физической культуре и спорту Тверской области от 16.01.2018 года № 8-од; приказ № 463 от 17 декабря 2018 года о внесении изменений в приказ Комитета по физической культуре и спорту Тверской области от 16.01.2018 года № 8-од; государственное задание №164002 на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов; государственное задание №164002 на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов; государственное задание №164007 на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов; соглашением № 11 о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с государственным заданием от 16 января 2018 года; график предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ГБУ «ФОК имени Султана Ахмерова»; дополнительное соглашение № 11 к соглашению № 11 от 16 января 2018 года о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным заданием от 21 сентября 2018 года; платежное поручение № 1886 от 20.11.2018 года; платежное поручение № 1759 от 07.11.2018 года; платежное поручение № 1942 от 05.12.2018 года; платежное поручение №2059 от 17.12.2018 года; платежное поручение № 2158 от 19.12.2018 года; распоряжение № 63-рг от 08 февраля 2017 года о председателе Комитета по физической культуре и спорту Тверской области; служебный контракт № 23 от 08 февраля 2017 года; должностной регламент председателя Комитета по физической культуре и спорту Тверской области от 10 февраля 2014 года; приказ № 32 от 08 февраля 2017 года о предоставлении права подписи финансовых документов.
Совершенное должностным лицом правонарушение верно квалифицировано по ст. 15.15.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса. В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения должностного лица к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при принятии постановления о назначении административного наказания по делу не установлено.
Каких-либо неустранимых сомнений по рассматриваемому делу, которые на основании ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу Решетова А.А. не усматривается.
Доказательств, подтверждающих принятие должностным лицом всех зависящих от него достаточных своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению своих обязанностей, в материалах дела не имеется.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, по настоящему делу необходимым установить не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, но и решить вопрос о социальной значимости и общественной опасности правонарушения.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ выступают экономические интересы государства, выражающиеся в определении порядка финансового обеспечение выполнения государственного задания.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.15 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица, ответственного за финансовое обеспечение выполнения государственного задания к исполнению своих обязанностей.
Приняв во внимание характер и общественную опасность правонарушения, полагаю невозможным признать совершенное должностным лицом правонарушение малозначительным.
С учетом конкретных обстоятельств дела, указав на отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, мировой судья, не допустив избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначил справедливое наказание в минимальном размере санкции ст. 15.15.15 КоАП РФ, оснований для его снижения не имеется.
Оснований для применения при назначении наказания положений ст. 4.1.1 КоАП РФ также не усматриваю.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств, с учетом приведенного выше, не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №67 Тверской области Роговой В.В. от 25.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 КоАП РФ, в отношении председателя Комитета по физической культуре и спорту Тверской области Решетова А.А. оставить без изменения, жалобу Решетова А.А. - без удовлетворения.
Судья Е.А. Зварич
1версия для печатиДело № 12-462/2020 (Решение)