ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-462/2017 от 21.06.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-462-17

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово 21 июня 2017 г.

Судья Кемеровского областного суда Недорезов Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденном по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Сибпром», находящегося в <адрес>

по жалобе исполняющей обязанности начальника отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Ростехнадзора ФИО7 на постановление судьи Кировского районного суда г. Кемерово от 18 мая 2017 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Кировского районного суда г. Кемерово от 18 мая 2017 г. ООО «Сибпром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе исполняющая обязанности начальника отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Ростехнадзора ФИО7 просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение, полагая, что действия ООО «Сибпром» следовало квалифицировать по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, а наказание подлежало назначению в виде административного приостановления деятельности.

Проверив материалы дела, выслушав должностных лиц Сибирского управления Ростехнадзора ФИО7, ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы жалобы, законного представителя ООО «Сибпром» ФИО3, защитников ФИО4 и ФИО5, возражавших против отмены судебного постановления, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 9.1 предусмотрена ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, предусмотрена ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с Примечанием 1 к ст. 9.1 КоАП РФ, под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 6 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. N 492, грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а" - "г", "е" - п" и "с" - "у" пункта 5 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Подпунктами «к» и «у» пункта 5 Положения установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются:

- наличие и функционирование приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах - в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

- эксплуатация объектов в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", а также требованиями, установленными в обоснованиях безопасности объектов, - в случае, если деятельность осуществляется лицензиатом с применением обоснования безопасности объекта.

В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», к грубым нарушениям лицензионных требований, могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Из материалов дела следует, что 12 мая 2017 г. исполняющей обязанности начальника отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Ростехнадзора ФИО7 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, согласно которому ООО «Сибпром» при эксплуатации опасного производственного объекта – площадки МНПУ-2М (III класс опасности), расположенной в <адрес>, допустило грубые нарушения условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, судьей районного суда было установлено, что ООО «Сибпром» совершило следующие нарушения лицензионных требований в области промышленной безопасности:

- в нарушение ст. 6, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 1, 8 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», не переоформлена лицензия от 25.10.2013 № ВХ-68-002199 на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (пункт 1 протокола).

- в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 4.5.8.3. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96, п. 5 пп «к» и «у» Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492, не обеспечивается противоаварийная автоматическая защита нагреваемых элементов (змеевиков) печей поз. П-1, поз. П-1/2 аварийным освобождением змеевиков от нагреваемого жидкого продукта при повреждении труб или прекращении циркуляции сырья (пункт 4 протокола).

- в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 2.2. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96, п. 5 пп «у» Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492, отсутствует оценка энергетического уровня технологического блока «Наливная железнодорожная эстакада» с определением категории его взрывоопасности (пункт 5 протокола).

- в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 5.4.8. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96, п. 5 пп «к» Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492, не оснащены системой контроля и сигнализации утечки уплотняющей жидкости центробежные насосы типа КМН поз. М-9; М-10, применяемые для нагнетания легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (пункт 6 протокола).

- в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 3.134. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.03.2016 № 125, п. 5 пп «к» Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492, не оснащены блокировкой, прекращающей работу насоса при падении давления уплотняющей жидкости на торцевом уплотнении ниже допустимого, центробежные насосы типа КМН поз. М-9; М-10, применяемые для нагнетания легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (пункт 7 протокола).

- в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 5.6.9. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96, п. 5 пп «к» и «у» Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492, не установлены средства защиты от распространения пламени (огнепреградители) на дыхательных линиях резервуаров: подземная аварийная емкость поз. Р-23, расходные резервуары поз. Р-20; Р-21 (пункт 11 протокола).

- в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 6.1.1. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96, п. 5 пп «к» и «у» Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492, отсутствуют приборы контроля, управления противоаварийной автоматической защиты, предусмотренные проектной документацией «Техническое перевооружение малогабаритной нефтеперерабатывающей установки МНПУ-2М, шифр 1056-15-Н, том 1, а именно: сигнализатор уровня ультразвуковой взрывозащищенный тип «РИЗУР»-9018-0-0-250-6-М-80-Д поз. LSA-M7 насос шестеренный типа Ш80-2.5 поз. М-7 (пункт 12 протокола).

- в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 3.135 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.03.2016 № 125, п. 6.1.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96, п. 5 пп «к» и «у» Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492, не оборудованы системой автоматического отключения насосов при достижении концентрации горючих газов 50 % от НКПР насосы поз. Ml, М2, МЗ, М6, М7, М8, М9, М10, М12, М22, перекачивающие легковоспламеняющиеся и горючие жидкостей, расположенные в продукционной насосной (пункт 16 протокола).

- в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 6.1.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96, пункты 2.36, 2.37 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.03.2016 № 125, п. 5 пп «к» и «у» Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492, отсутствует устройство световой и звуковой сигнализации загазованности воздушной среды перед входными дверями продукционной насосной (пункт 17 протокола).

При рассмотрении дела, судья районного суда пришел к выводу о том, что нарушения, перечисленных требований, не являются грубыми, и квалифицировал действия ООО «Сибпром» по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

При этом судья исходил, в том числе, из того, что отсутствие оценки энергетического уровня технологического блока «Наливная железнодорожная эстакада» с определением категории его взрывоопасности, отсутствие средств защиты от распространения пламени на дыхательных линиях резервуаров, а также и отсутствие устройства световой и звуковой сигнализации загазованности воздушной среды перед входными дверями продукционной насосной, не являются грубыми нарушениями условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, ввиду их устранения до рассмотрения дела.

Между тем, судом не принято во внимание, что устранение допущенных нарушений до рассмотрения дела, в силу ст.ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, может быть учтено при назначении наказания, однако, на квалификацию действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влиять не может.

Таким образом, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования, предусмотренные статьями 24.1, 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом, судом первой инстанции соблюдены не были.

Указанное выше нарушение процессуальных требований является существенным, носило фундаментальный, принципиальный характер, повлияло на исход дела, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть его.

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда нельзя признать законным, поэтому оно подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение, в ходе которого следует устранить допущенное нарушение и принять обоснованное решение.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу исполняющей обязанности начальника отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Ростехнадзора ФИО7 - удовлетворить.

Постановление судьи Кировского районного суда г. Кемерово от 18 мая 2017 г. – отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении ООО «Сибпром» - направить в тот же суд на новое рассмотрение в ином составе.

Судья (подпись) Д.В. Недорезов