Дело № 12-463/16
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 23 декабря 2016 год
Судья Заволжского районного суда г.Ульяновска Копылов В.В.,
с участием представителя ООО «Ульяновсктрансстрой» – ФИО1 (по доверенности № 112 от 12.02.2016 г.)
при секретаре Багдасарян Е.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Ульяновсктрансстрой» ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении № 18810073140003021825 от 29.07.2016 г., вынесенное государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г.Ульяновску ФИО3, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г.Ульяновску ФИО3 от 29.07.2016 г. юридическое лицо - ООО «Ульяновсктрансстрой» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
ООО «Ульяновсктрансстрой» было признано виновным в том, что 13.07.2016 г. в 16.00 час. не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при производстве краткосрочных дорожных работ по ликвидации дефектов покрытия струйно-инъекционным методом с занятием одной полосы движения, не обеспечило выставление временных дорожных знаков в полном объеме и не согласовав схему организации дорожного движения и ограждения мест производства дорожных работ с владельцем автомобильной дороги в соответствии с требованиями ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ», на 11 км автомобильной дороги «Казань-Ульяновск»- «Ульяновск-Самара» в Заволжском районе г.Ульяновска, тем самым создав угрозу безопасности дорожного движения.
Не соглашаясь с указанным выше постановлением, директор ООО «Ульяновсктрансстрой» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой указал на незаконность и необоснованность вынесенного постановления, и просит его отменить. В обоснование доводов указал о том, что фактические обстоятельства дела не соответствуют действительности, а именно: при производстве ремонтных работ покрытия дорог струйно-инъекционным методом использовалась схема № 238 организации движения транспортных средств на участке проведения работ, которая была утверждена ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области». Начальник участка ФИО4, производивший эти работы, был обеспечен необходимыми знаками согласно указанной схемы № 238, и по результатам проведенного расследования ему был объявлен выговор и, кроме того, постановлением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 30.08.2016 г. на него был наложен административный штраф в размере 2000 рублей.
В судебном заседании представитель ООО «Ульяновсктрансстрой» ФИО1 доводы жалобы директора данного ООО ФИО2 полностью поддержала и дополнительно пояснила, что согласно государственному контракту №533 от 05.12.2014 г. ООО «Ульяновсктрансстрой» является Подрядчиком по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области, в т.ч. и автомобильной дороги «Казань – Ульяновск», «Ульяновск – Самара». В соответствии с п.3.8 этого контракта Подрядчик обязан до начала выполнения работ разработать Схемы размещения временных технических средств организации дорожного движения (схемы организации движения при производстве работ в соответствии с требованиями Методических рекомендаций «Организация движения и ограждения мест производства дорожных работ (согласованы письмом Департамента ОБДД МВД России № 13/6-1029 от 19.002.2009 г.), утвердить их у Заказчика и представить на рассмотрение в подразделение ГИБДД УМВД России по Ульяновской области. При производстве работ – производить ограждение места производства работ в соответствии с утвержденными схемами.
В соответствии с этими рекомендациями Подрядчик разработал схему № 238 организации движения транспортных средств на участке проведения работ, вид и характер работ; ремонт покрытия дорог струйно-инъекционным методом, утвердил ее у Заказчика – ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» и направил в ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (исх. № 166 от 30.05.2016 г. То есть требования п.3.8 контракта Подрядчик выполнил.
В соответствии с п.6.1.1 отраслевого дорожного методического документа – «Рекомендаций по организации движения и ограждения мест производства дорожных работ» (ОДМ 218.6.019-2016) ремонт покрытия дорог струйно-инъекционным методом относится к краткосрочному передвижному виду работ. Согласно п.13 этих ОДМ установка постоянных знаков при проведении краткосрочных работ не предусмотрена и их установка допускается непосредственно на дорожные машины или машины с технологическим оборудованием. Пункт 4.7 ОДМ устанавливает, что при выполнении небольших по объему работ на проезжей части (мелкий ямочный ремонт, разметка проезжей части и т.д.) для обеспечения наименьшей потери времени проходящими автомобилями длину закрываемого участка следует выбирать минимальной с учетом требований технологии работ.
Согласно пунктам 5.6 и 5.6.1 ОДМ при производстве краткосрочных дорожных работ расстановка дорожных знаков и ограждений может выполняться по упрощенной схеме.
Пункт 6.3 ОДМ устанавливает, что контроль за обеспечением требований безопасности дорожного движения при проектировании схем организации движения и ограждения мест производства дорожных работ осуществляется ГИБДД в процессе рассмотрения указанных схем и органы управления автомобильными дорогами или владельцы автомобильных дорог при проектировании и утверждении схем. Схемы организации дорожного движения дорожного движения и ограждения мест производства дорожных работ должны быть утверждены владельцем дорог и согласованы с территориальными органами или подразделениями ГИБДД, которые осуществляют контроль за ОБДД на данном участке дорог.
Согласно п. 6.4.3 этих Рекомендаций (абзац 4) при выполнении передвижных ремонтных работ автомобиль прикрытия должен двигаться вдоль рабочей зоны вслед за дорожной машиной с технологическим оборудованием или вслед за персоналом на расстоянии от 5 до 10 метров. В соответствии с п.13 этих же Рекомендаций при выполнении передвижных краткосрочных работ применяется автомобиль прикрытия на расстоянии 10-15 метров за машиной с технологическим оборудованием на полосе движения или на обочине, чтобы максимально закрыть зону производства работ и работающих в ней людей от транспортных средств, двигающихся по смежным полосам.
Рабочие, которые производили ремонт дорожного покрытия на Президентском мосту, были обеспечены всем необходимым технологическим оборудованием, в т.ч. и машиной прикрытия, а также необходимыми дорожными знаками, которые должны были быть установлены на этой машине. За неустановление одного дорожного знака на машине прикрытия решением суда от 30.08.2016 г. к административной ответственности был привлечен непосредственный виновник -начальник участка ФИО4.
Кроме того, обратила внимание суда на то, что за совершение ДТП со смертельным исходом, произошедшего 13.07.2016 г., обвинение предъявлено водителю автомашины, который проявил невнимательность на дороге и совершил столкновение с машиной прикрытия.
Таким образом, ООО «Ульяновсктрансстрой» со своей стороны в полном объеме выполнило все требования нормативных документов, в связи с чем постановление государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г.Ульяновску ФИО3 от 29.07.2016 г. о наложении штрафа в размере 300.000 руб. должно быть отменено.
Свидетель ФИО5, главный инженер ООО «Ульяновсктрансстрой», в судебном заседании пояснил, что его службой в соответствии с Методическими рекомендациями (ОДМ) была разработана схема № 238 организации движения транспортных средств на участке проведения работ, связанных с ремонтом дорог струйно-инъекционным методом, после чего эта схема была утверждена Заказчиком (ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области), и копия этой схемы была направлена в контролирующий орган – в ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, откуда никаких замечаний не поступило, в связи с чем работы на Президентском мосту производились в точном соответствии с этой схемой. Установка постоянных дорожных знаков при производстве данных работ не предусмотрено, т.к. они должны производиться как можно быстро и с минимальным ограничением движения транспортных средств. Бригада начальника участка ФИО4, которая и осуществляла эти работы, была обеспечена всем необходимым оборудованием и дорожными знаками для обеспечения безопасности дорожного движения.
Свидетель ФИО6, начальник отдела технического надзора автодорог и искусственных сооружений ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», в судебном заседании пояснил, что в соответствии с заключенным контрактом ООО «Ульяновсктрансстрой» в июле 2016 г. осуществляло работы, связанные с ремонтом покрытия дорог струйно-инъекционным методом. Днем 13.07.2016 г. такие работы производились на Президентском мосту в соответствии заранее утвержденной им (ФИО6) схемой № 238. Поскольку такие работы относятся к подвижным краткосрочным работам (в соответствии с п.6.1.1 ОДМ), то установка постоянных дорожных знаков в зоне производства работ в соответствии с рекомендациями по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ, утвержденных Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), не предусмотрена, а достаточна их установка непосредственно на дорожных машинах (пункт 13 указанных Рекомендаций). В данном случае в соответствии с утвержденной им схемой на машине «прикрытия» должны были быть установлены три дорожных знака: «Объезд препятствия справа», «Дорожные работы» и «Выброс гравия». Установка других дорожных знаков в зоне производства такого вида работ Методическими рекомендациями не предусмотрено, т.к. в соответствии с п.4.1.3 работы, производимые на автомобильных дорогах, планируются таким образом, чтобы их продолжительность и протяженность как можно меньше затрудняли движение транспортных средств и обеспечивали пропускную способность, достаточную для пропуска транспортных потоков в рабочей зоне. Кроме того, в соответствии с п.п. 6.1.2 и 6.1.6 продолжительность и протяженность участка проведения краткосрочных работ определяется из условия наименьших помех движению транспортных средств; и эти краткосрочные работы на проезжей части и обочинах рекомендуется проводить с использованием автомобиля прикрытия.
Государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г.Ульяновску ФИО3 в судебном заседании пояснил, что 13.07.2016 г. в 15 час. 30 мин. на Президентском мосту автодороги «Казань - Ульяновск»–«Ульяновск - Самара» автомашина ВАЗ-21154 под управлением ФИО7 совершила наезд на а/м КАМАЗ, в результате чего пассажир автомашины ВАЗ-21154 ФИО8 скончалась на месте ДТП, а другой пассажир ФИО9 получила многочисленные повреждения. При проведении проверки было установлено, что на том месте, где произошло ДТП, ООО «Ульяновсктрансстрой» производились краткосрочные дорожные работы по ликвидации дефектов покрытия струйно-инъекционным методом с занятием одной полосы движения, при этом были выявлены следующие нарушения: отсутствие временных дорожных знаков 3.24 «70 км/час» и «60 км/час», а также дорожных знаков 1.20.2, 1.18, 1.25, 4.2.2 и отсутствие направляющих устройств (сигнальных конусов), а также были допущены многочисленные нарушения требований отраслевого дорожного методического документа – «Рекомендаций по организации движения и ограждения мест производства дорожных работ (ОДМ 218.6.019-2016). С учетом наступивших последствий разработанная ООО «Ульяновсктрансстрой» схема № 238 организации дорожного движения на участке проведения ремонтных работ не обеспечивала необходимую безопасность движения. Допущенные нарушения и стали основной причиной произошедшего дорожно-транспортного происшествия, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении № 18810073140003021825 от 29.07.2016 г. является законным и обоснованным, а в удовлетворении жалобы директора ООО «Ульяновсктрансстрой» необходимо отказать.
Изучив доводы жалобы, исследовав приложенные к ней материалы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии частью второй статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении № 18810073140003021825 от 29.07.2016 г., вынесенного государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г.Ульяновску ФИО3, ООО «Ульяновсктрансстрой» было признано виновным в том, что при производстве краткосрочных дорожных работ по ликвидации дефектов покрытия струйно-инъекционным методом с занятием одной полосы движения, не обеспечило выставление временных дорожных знаков в полном объеме и не согласовало схему организации дорожного движения и ограждение мест производства дорожных работ с владельцем автомобильной дороги в соответствии с требованиями ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ» на 11 км автомобильной дороги «Казань-Ульяновск» – «Ульяновск-Самара» в Заволжском районе города Ульяновск, тем самым создав угрозу безопасности дорожного движения. Тем самым ООО «Ульяновсктрансстрой» допустило нарушение п.14 ОП ПДД РФ.
Действия ООО «Ульяновсктрансстрой», как юридического лица, государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г.Ульяновску были квалифицированы по ст.12.34 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
Однако суд приходит к выводу о том, что представленными материалами не доказана вина данного ООО в совершении инкриминируемого ему правонарушения.
Согласно пункту 14 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
Пункт 4.1.3 «Рекомендаций по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ» (ОДМ 218.6.019-2016) устанавливает, что работы, проводимые на автомобильных дорогах, планируются таким образом, чтобы: - их продолжительность и протяженность как можно меньше затрудняли движение транспортных средств, велосипедистов и пешеходов; - обеспечивалась пропускная способность, достаточная для пропуска транспортных потоков в рабочей зоне; - организация движения обеспечивала безопасные условия для движения транспортных средств, пешеходов и велосипедистов; а также, чтобы обеспечивались безопасные условия труда для людей, осуществляющих работы.
Согласно п. 6.1.1 (ОДМ 218.6.019-2016) к местам краткосрочных работ относятся, в том числе передвижные места производства работ по содержанию дорог (нанесение дорожной разметки, очистка проезжей части от мусора, обеспыливание, планировка откосов насыпей и выемок и т.п.), выполняемые рабочими и дорожными машинами в движении. А п. 6.1.2 этих же ОДМ устанавливает, что продолжительность и протяженность участка проведения краткосрочных работ определяется из условия наименьших помех движению транспортных средств. Согласно п.6.1.6 временные технические средств организации движения, направляющие и ограждающие устройств в местах производства краткосрочных работ выбираются с учетом категории дороги, местоположения и длины рабочей зоны, дорожных условий. Краткосрочные работы на проезжей части и обочинах рекомендуется проводить с использованием автомобиля прикрытия
Согласно п. 13 (ОДМ 218.6.019-2016) при выполнении передвижных краткосрочных работ, при необходимости, допускается устанавливать дорожные знаки непосредственно на дорожные машины и машины с технологическим оборудованием (спереди или сзади).
Начальник отдела технического надзора автодорог и искусственных сооружений ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» ФИО6 в судебном заседании показал, что должностными лицами ООО «Ульяновсктрансстрой» специально была разработана схема № 238 организации движения транспортных средств при производстве ремонта дорожного покрытия струйно-инъекционным методом, действие которой распространялось, в том числе, и на ремонт дорожного покрытия на Президентском мосту. Эта схема была утверждена департаментом автомобильных дорог Ульяновской области, как собственником дорог, и каких-либо замечаний по ней не было, поскольку обеспечивалась безопасность движения транспортных средств на ремонтируемом участке в соответствии с требованиями ОДМ (218.6.019-2016)
Таким образом, в судебном заседании установлено, что вмененные ООО «Ульяновсктрансстрой» требования нормативных актов фактически не были нарушены, в связи с чем суд полагает необходимым удовлетворить жалобу руководителя данного ООО ФИО2, а производство по делу прекратить.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу директора ООО «Ульяновсктрансстрой» удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении №18810073140003021825 от 29.07.2016, вынесенное государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г.Ульяновску ФИО3, в привлечении к административной ответственности юридическое лицо - ООО «Ульяновсктрансстрой» по ст. 12.34 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 300.000 руб. отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: В.В. Копылов