ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-463/18 от 26.09.2018 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

Мировой судья Конышев А.В.

судебный участок № 3

дело № 12-463/2018

Р Е Ш Е Н И Е

город Пермь 26 сентября 2018 года

Судья Индустриального районного суда г. Перми Подыниглазов В.В., при секретаре судебного заседания Гончаровой Ю.С., с участием защитников по доверенности Спренгель А.И. и Суслова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Спренгель А.И. в защиту интересов ФИО1, на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального судебного района г. Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального судебного района г. Перми от 10.08.2018,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального судебного района г. Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального судебного района г. Перми от 10.08.2018 генеральный директор краевого государственного автономного учреждения культуры «Пермский дом народного творчества» (далее – КГАУК «Пермский дом народного творчества») ФИО1 признана виновной по ч. 1 ст. 3.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

В жалобе, поданной в Индустриальный районный суд г. Перми, защитник Спренгель А.И. просит об отмене постановления. Приводит доводы о том, что между КГАУК «Пермский дом народного творчества» и индивидуальным предпринимателем гр.Б. был заключен договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, который нельзя оценивать как договор аренды, поскольку объект аренды не индивидуализирован. Договор заключен на законных основаниях.

В судебном заседании защитники Спренгель А.И. и Суслов М.В. доводы жалобы поддержали.

ФИО1, извещенная о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, представила письменные пояснения, согласно которым в нарушение ст.ст. 24.1, 26.1, 28.2 КоАП РФ по делу не установлен потерпевший, характер и размер ущерба, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Ей как лицу, привлекаемому к административной ответственности при составлении протокола не разъяснялись положения ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении, а также надзорное (наблюдательное) производство получены с нарушением закона, являются недопустимыми доказательствами. Выводы мирового судьи о том, что договор оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ между КГАУК «Пермский дом народного творчества» и ИП гр.Б. по своей правовой природе является договором аренды и фактически предметом договора является передача необособленных нежилых помещений, расположенных в здании Учреждения, ошибочны, не соответствуют ст.ст. 431, 607 ГК РФ. Краевое имущество в аренду ИП гр.Б. по договору от ДД.ММ.ГГГГ ею не передавалось. Событие административного правонарушения отсутствует. Гражданско-правовая сделка между Учреждением и ИП гр.Б. является законной, соответствует задачам и целям КГАУК «ПДНТ», Уставу учреждения.

Представитель Министерства по управлению имуществом и земельным отношения Пермского края, извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, изложил позицию в письменном виде, просил в удовлетворении жалобы отказать. Считает, что суд первой инстанции верно оценил договор от ДД.ММ.ГГГГ как договор аренды.

Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО1 и представителя Министерства по управлению имуществом и земельным отношения Пермского края.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы жалобы, материал проверки по обращению гр.А., выслушав участников судебного заседания, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» нарушение порядка распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Пермского края (за исключением жилых помещений и земельных участков), установленного законодательством Пермского края, если эти действия (бездействие) не содержат признаков административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно Уставу учредителем КГАУК «Пермский дом народного творчества» является субъект Российской Федерации – Пермский край. Функции и полномочия собственника имущества от имени Пермского края осуществляет в пределах своей компетенции уполномоченный орган – Агентство по управлению имуществом Пермского края (с 2012 года – Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края).

Согласно положениями 4.1 ст. 40 Закона Пермского края от 14.12.2007 N 150- ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края» арендодателями краевого имущества являются уполномоченный орган, унитарное предприятие, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, учреждение. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации унитарному предприятию, учреждению для передачи краевого имущества в аренду необходимо получение согласия собственника имущества, то передача имущества в аренду осуществляется с согласия уполномоченного органа (ч.2).

Порядок согласования передачи краевого имущества в аренду регламентирован ст. 41 Закона Пермского края от 14.12.2007 № 150-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края».

С учетом изложенных положений законодательства генеральный директор КГАУК «Пермский дом народного творчества» была вправе принимать решения о распоряжении недвижимым имуществом, закрепленным за учреждением, только с согласия собственника этого имущества – Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника управления имущественных отношений Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края на имя заместителя прокурора Индустриального района г. Перми Министерство не согласовывало передачу в аренду помещений Учреждения для размещения автоматов по продаже горячих напитков ИП гр.Б.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между КГАУК «Пермский дом народного творчества», в лице генерального директора ФИО1 и ИП гр.Б. - оператором вендингового оборудования, заключен договор оказания услуг .

Согласно п. 1.1 указанного договора Учреждение предоставляет Оператору на возмездной основе услуги по размещению трех аппаратов быстрого питание, в нежилом помещении, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением.

Согласно протоколу об административном правонарушении три вендинговых аппарата были установлены в помещении КГАУК «Пермский дом народного творчества» на первом этаже здания по адресу: <адрес>, в части помещения на площади 3,0 кв.м.

Согласно положениям п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37,38,40,41,44,45,46,47,49,51, 53 настоящего Кодекса (п.2).

В силу положений ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (п. 1 ст. 607 ГК РФ).

В силу положений ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Оценив указанные положения в совокупности мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что фактически между КГАУК «Пермский дом народного творчества» и ИП гр.Б. был заключен договор, являющийся по своей правовой природе договором аренды.

Суд апелляционной инстанции соглашается с этим выводом. Анализ правоотношений, сложившихся между КГАУК «Пермский дом народного творчества» и ИП гр.Б. свидетельствует о том, что вопреки положениям ст. 779 ГК РФ Учреждение никакие услуги гр.Б. не оказывало, соответственно они не являлись исполнителем и заказчиком.

В действительности КГАУК «Пермский дом народного творчества» предоставило ИП гр.Б. помещение для размещения в нем трех торговых аппаратов, а ИП гр.Б. обязался оплачивать это.

Изложенное следует и из п. 1.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за предоставление возможности размещения Оборудования и обеспечения их сохранности ИП гр.Б. выплачивает Учреждению ежемесячно не позднее 5 числа каждого месяца оплату в размере 18 000 рублей.

Таким образом, фактически генеральный директор КГАУК «Пермский дом народного творчества» ФИО1, заключив ДД.ММ.ГГГГ договор с ИП гр.Б., не получив согласия собственника недвижимого имущества, распорядилась этим имуществом, предоставив ИП гр.Б. возможность разместить в помещении, собственником которого является Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, торговые аппараты с целью осуществления гр.Б. предпринимательской деятельности.

Доводы защитников и лица, привлеченного к административной ответственности, о том, что договор от ДД.ММ.ГГГГ не является договором аренды, поскольку не соответствует ст.ст. 606, 607, 608 ГК РФ, не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения в деянии ФИО1

В данной ситуации не имеет значения, как договор был назван и каковы условия договора. Фактические действия ФИО1 свидетельствуют о том, что она нарушила порядок распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Пермского края, предоставив во временное пользование ИП гр.Б. часть помещения по <адрес>.

При таких обстоятельствах ссылка ФИО1 на п. 2.3 Устава, согласно которому КГАУК «ПДНТ» вправе осуществлять организацию торговли и общественного питания, является необоснованной. В п. 2.3 Устава перечислены виды деятельности, которыми вправе заниматься Учреждение. Вместе с тем деятельность Учреждения должна соответствовать требованиям законодательства, в том числе в части распоряжения закрепленным за ним имуществом.

Изложенные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Министерства по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, договором оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема передачи вендингового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ.

Совокупность изложенных доказательств подтверждает вину генерального директора КГАУК «Пермский дом народного творчества» ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».

Имеющиеся в деле доказательства, оценка которым дана мировым судьей по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, получены с соблюдением процессуальных требований и обоснованно признаны мировым судьей достоверными относительно обстоятельств правонарушения. Из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода мирового судьи о доказанности вины ФИО1 в совершении ей административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае». Совершенное ФИО1 административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Закона.

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленный в отношении ФИО1, соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Оснований для признания его недопустимым доказательством не имеется. Указание в протоколе об административном правонарушении фамилии «гр. В.» является явной технической ошибкой. Содержание протокола не оставляет сомнений в том, что он составлен в отношении ФИО1

Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, были разъяснены ФИО1 в извещении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Факт явки ФИО1 и участия в составлении протокола об административном правонарушении свидетельствует о получении ею указанного извещения.

Законных оснований для признания недопустимым доказательством материала проверки по обращению гр.А. (надзорное (наблюдательное) производство ), который был истребован в прокуратуре Индустриального района г. Перми, и исследован судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, не усматриваю. Более того, сам по себе материал проверки не является доказательством. Доказательством могут быть содержащиеся в нем конкретные документы.

Вопреки доводам ФИО1 постановление мирового судьи судебного участка № 10 Индустриального района г. Перми от 21.10.2014 не могло быть оценено мировым судьей при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, поскольку это не входит в его компетенцию. Равно как не может быть оценено судом апелляционной инстанции.

Назначенное ФИО1 административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения. При определении ФИО1 вида и размера административного наказания, мировой судья верно установил и проанализировал обстоятельства совершения указанным лицом административного правонарушения, и применил административное наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 3.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».

При указанных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального судебного района г. Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального судебного района г. Перми от 10.08.2018 в отношении генерального директора краевого государственного автономного учреждения культуры «Пермский дом народного творчества» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 3.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья В.В. Подыниглазов

Копия верна. Судья-