ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-463/19 от 26.06.2019 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

19RS0001-02-2019-004400-46 Дело №12-463/2019

РЕШЕНИЕ

26 июня 2019 г. г.Абакан Республики Хакасия

Абаканский городской суд в составе

председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,

при секретаре Коротаевой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ФИО5 Е.А. на постановление и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <адрес> от 16.05.2019 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Правительства Республики Хакасия.

Огласив жалобу, заслушав защитника, исследовав материалы дела, Абаканский городской суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <адрес> от 16.05.2019 г. Правительство Республики Хакасия привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ к административному штрафу в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник ФИО6 Е.А. обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В жалобе указывает на необоснованность привлечения Правительства Республики Хакасия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку отсутствует состав административного правонарушения. Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия разработан и согласован с Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому и атомному надзору План мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Хакасия. В соответствии с указанным Планом для приведения сооружений в нормативное техническое состояние заключен Государственный контракт от 06.07.2018 № Ф.2018.317509 на выполнение работ по объекту «Капитальный ремонт ГТС каскада прудов и водохранилища с мероприятиями по их спуску на <адрес> с<адрес> МО <адрес>». Срок выполнения работ 01.11.2019. В рамках исполнения данного контракта в 2018 году выполнена значительная часть работ, а именно - капитальный ремонт двух сооружений (ГТС пруда <адрес>, юго-западная окраина <адрес> МО <адрес>; ГТС пруда <адрес>, южная окраина с<адрес> МО <адрес>), что подтверждается актами приемочной комиссии от 12.10.2018, от 19.12.2018. Таким образом, у Правительства Республики Хакасия отсутствует объективная возможность исполнения в полном объеме решения суда в предписанные судебным приставом-исполнителем сроки, обусловленная объективными факторами. Полагает вина Правительства РХ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, отсутствует, что является обстоятельством исключающим привлечение к административной ответственности.

В судебное заседание законный представитель юридического лица, представитель Межрайонного отдела по ОВИП УФССП России по <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направлял.

В судебном заседании защитник ФИО7 Е.А. поддержал доводы жалобы, по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснил, что Правительством Республики Хакасия принимаются всевозможные меры к исполнению решения суда, действие контракта продолжается, комплекс работ выполнен. Полагает большой вины со стороны Правительства Республики Хакасия не имеется, все меры принимаются должным образом.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, Абаканский городской суд находит обжалуемый акт подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из требований ст.ст. 1.6, 24.1, 29.10 КоАП РФ, вынесенное по делу об административном правонарушении постановление должно быть законным, обоснованным и мотивированным.

При рассмотрении административного дела по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Правительства Республики Хакасия указанные требования закона административным органом не соблюдены, поскольку не все имеющиеся доказательства проверены и получили оценку.

Ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из смысла положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов: у лица имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом; данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам от 16.05.2019 г. на основании исполнительного листа, выданного Усть-Абаканским районным судом Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство , предметом которого являлось возложение на Правительство Республики Хакасия обязанности провести капитальный ремонт гидравлических сооружений с проведением соответствующих работ в срок до 01.10.2010 г. расположенных на:

- пруду <адрес>, расположенном на южной окраине <адрес>;

- пруду <адрес>, расположенном на юго-западной окраине <адрес>;

-водохранилище на <адрес>, расположенном в 2 км северо-западней <адрес>, приведя их в исправное состояние;

Определением Усть-Абаканского районного суда от 25.02.2016 г. исполнение указанного решения суда, постановленного по гражданскому делу, отсрочено до 01.12.2018 г.

В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа, 13.02.209 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ ФИО8 И.В. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Определением Усть-Абаканского районного суда от 04.03.2019 г. Правительство Республики Хакасия от взыскания исполнительского сбора освобождено.

13.02.2018 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам должнику – Правительство Республики Хакасия выдано требование об исполнении в пятидневный срок обязанности провести капитальный ремонт гидравлических сооружений, с проведением соответствующих работ.

Данное требование получено должником 20.02.2019 г., о чем имеется соответствующая запись в указанном документе. Представителем Правительства Республики Хакасия на вышеуказанное требование представлены письменные пояснения от 25.02.2019 г., отражающие объективную невозможность своевременно исполнить исполнительный документ.

Поскольку указанное требование не было исполнено в установленный срок, судебным приставом-исполнителем 21.03.2019 г. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. 16.05.2019 г. Правительство Республики Хакасия привлечено к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что объективной стороной административного правонарушения, за совершение которого юридическое лицо – Правительство Республики Хакасия привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, являлось неисполнение в пятидневный срок требований судебного пристава-исполнителя от 21.03.2019 г., обязывающих исполнить требование по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа по делу . По состоянию на дату составления протокола об административном правонарушении требование судебного пристава исполнителя исполнено не было.

Вместе с тем, привлекая данное юридическое лицо к ответственности, должностным лицом УФССП России по <адрес> не учтены положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а также положения ст. 1.5 КоАП РФ, в силу которых неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п. п.1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Как следует из материалов представленных защитником, в целях исполнения исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, 06.07.2018 за номером Ф.2018.213509 между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия и ООО «ПРОГРЕСС-М» заключен государственный контракт на выполнение работ по объекту «Капитальный ремонт ГТС каскада прудов и водохранилища с мероприятиями по их спуску на <адрес> (2км северо-западнее; юго-западная окраина; южная окраина) МО <адрес> Республики Хакасия». Срок окончания работ, по условиям контракта, установлен до 01.11.2019 г.

Актом приемочной комиссии о готовности работ по двум комплексам ГТС прудов на <адрес> (юго-западная окраина; южная окраина) от 12.10.2018 приняты работы по проведению капитального ремонта ГТС каскада прудов и водохранилища с мероприятиями по их спуску на <адрес>, соответственно можно сделать выводы, что требования по исполнительному документу частично исполнены.

Таким образом, из материалов дела следует, что Правительством Республики Хакасия предпринимались все зависящие от него меры для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Поскольку однозначных допустимых доказательств виновности юридического лица в совершении административного правонарушения судебным приставом не предоставлено, что является обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности, суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу о привлечении Правительства Республики Хакасия к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Поскольку однозначных допустимых доказательств виновности юридического лица в совершении административного правонарушения судебным приставом не предоставлено, что является обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности, суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу о привлечении Правительства Республики Хакасия к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <адрес> от 16.05.2019 г. в отношении Правительства Республики Хакасия подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <адрес> от 16.05.2019 г. о привлечении Правительства Республики Хакасия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.

Судья Ю.Н. Лоцкий