ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-463/2021 от 04.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 12-463/2021

РЕШЕНИЕ

04 октября 2021 года гор. Махачкала

Судья Ленинского районного суда гор. Махачкала – Магомедов С.И.

рассмотрев жалобу должностного лица заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г.Махачкалы Амирова Т.Т. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по делу №005/04/19.8-546/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.19.8 КоАП РФ от 30 апреля 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.19.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд <адрес>, ФИО2 просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник ФИО6, ФИО3 жалобу поддержал, просил суд е удовлетворить по основаниям в ней изложенным.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО4 надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела не явилась.

Изучив доводы жалобы, выслушав представителя, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> подлежит отмене, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РД основанием для привлечения к административной ответственности заместителя начальника ИФНС России по <адрес>ФИО6 явилось то, что Дагестанским УФАС России письмом от ДД.ММ.ГГГГ у ИФНС России по <адрес> была запрошена информация о владельце кальянного магазина «Кальянный мир», расположенного по адресу: <адрес>, по признакам нарушения законодательства о рекламе. Запрашиваемые сведения необходимо было представить не позднее 3-х рабочих дней с даты получения настоящего запроса.

Однако с указанными выводами должностного лица согласится нельзя, по следующим основаниям.

Из запроса руководителя Управления антимонопольной службы по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ адресованного начальнику ИФНС России по <адрес> усматривается, что Дагестанским УФАС России рассматривается вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы владельцем кальянного магазина «Кальянный мир» по адресу: <адрес>. В целях выполнения функций, возложенных на антимонопольные органы, для осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, на основании ст.34 Федерального Заокна «О рекламе» Управление ФАС России по <адрес> просит в срок не позднее 3-х рабочих дней с даты получения запроса представить следующие сведения:

- информацию о владельце кальянного магазина «Кальянный мир», возложенного по вышеуказанному адресу ( ФИО, ИНН, паспортные данные – для индивидуального предпринимателя; наименование, ИНН, ОГРН – для юридического лица). В целях своевременного получения просит продублировать ответ по адресам электронных почт.

Согласно ответа на запрос руководителя Управления антимонопольной службы по <адрес>ФИО5 заместителя начальника ИФНС России по <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, документация по всем видам сведений, зарегистрированных ФНС России в СМЭВ, размещена по адресу: http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/interaction_other/lic_org. Территориальным органам ФАС России предоставлена возможность получения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП и осуществления самостоятельного отбора информации по интересующим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Частью 6 ст.19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3 - 5 данной статьи, состоит в непредставлении информации в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, либо предоставлении заведомо недостоверной информации. При этом ответственность дифференцируется в зависимости от вида такой информации: ходатайства (ч. 3), уведомления (ч. 4), сведения, предусмотренные законодательством о рекламе (ч. 6), сведения, необходимые для расчета размера административного штрафа (ч. ч. 7, 8), иные сведения (ч. 5).

Субъектом правонарушения стать 19.8 КоАП РФ являются лица, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, на которых законодательством об ограничении конкуренции, экспортном контроле, о рекламе возложена обязанность представления соответствующих сведений (ходатайств, уведомлений), их должностные лица, то есть граждане, должностные лица соответствующего государственного органа, если его функционирование связано с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, руководители организаций и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.

Согласно пункту 5.5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная налоговая служба осуществляет ведение Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ведение государственных реестров осуществляется регистрирующими органами в порядке, утвержденном приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей». Согласно пункту 1 Административного регламента он регулирует предоставление Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - государственная услуга), устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых территориальными налоговыми органами (далее - налоговые органы), подведомственной Федеральной налоговой службе организацией, уполномоченной на предоставление государственной услуги (далее - уполномоченная организация), и их должностными лицами, а также определяет порядок взаимодействия между налоговыми органами, их структурными подразделениями и должностными лицами, структурными подразделениями и должностными лицами уполномоченной организации, а также порядок взаимодействия налогового органа и уполномоченной организации с иными органами государственной власти, юридическими и физическими лицами при предоставлении государственной услуги.

При этом в пункте 2 названного Административного регламента прямо указано, что заявителями являются физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица (за исключением государственных органов (их территориальных органов), органов государственных внебюджетных фондов (их территориальных органов), органов местного самоуправления, судов).

Таким образом, в случае необходимости получения сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП государственные органы, к которым относится Управление, руководствуются не названным Административным регламентом, а иными нормативными документами.

Таким документом является Приказ Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 165н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25н" а также, Приказ Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 238н "Об утверждении порядка, формы и сроков предоставления сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления, Банку России, нотариусам"

Согласно которого, Предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления, Банку России осуществляется в форме электронного документа: 1) при предоставлении сведений о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе: а) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия; б) с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте ФНС России, либо по адресу электронной почты, указанному в запросе о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, либо на электронных носителях органа, запрашивающего сведения. Содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведения о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе предоставляются в форме электронного документа в виде выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. В случае отсутствия в ЕГРЮЛ/ЕГРИП запрашиваемых сведений или невозможности определить конкретное юридическое лицо либо конкретного индивидуального предпринимателя ввиду отсутствия в запросе о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 7 настоящего документа, предоставляется справка об отсутствии запрашиваемой информации; 2) при предоставлении содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о юридических лицах/индивидуальных предпринимателях (за исключением сведений о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе): а) посредством предоставления доступа к разделам сайта ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащим сведения ЕГРЮЛ/ЕГРИП, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Доступ предоставляется в виде абонентского обслуживания рабочих мест в количестве, указанном в запросе о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Доступ осуществляется с использованием атрибутов доступа, которые предоставлены на основании однократно представленного запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, и которые действуют без ограничения срока.

Кроме того, согласно п.4.3 "Соглашение о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Федеральной антимонопольной службы и Федеральной налоговой службы" (утв. ФАС России, ФНС России ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-23-18/11@), запрос должен содержать в том числе следующую информацию: наименование юридического лица, о котором запрашивается информация, ОГРН и (или) ИНН/КПП, или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о котором запрашивается информация, ИНН, ОГРНИП (для индивидуального предпринимателя); обоснование (мотив) запроса, содержащее конкретную цель, связанную с исполнением Стороной настоящего Соглашения определенных федеральными законами обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую информацию; перечень вопросов, требующих рассмотрения или согласованных действий.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП органам государственной власти, иным государственным органам без указания данных об индивидуальном предпринимателе (номера ОГРН, ИНН) в случае отсутствия анкетных данных о нем, сведения о владельце ( как указано в запрос УФАС) коммерческой недвижимости.

В соответствии с 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

То есть, собственник ? это юридическое (физическое) лицо, которое в соответствие с подтверждающим документом имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

Владелец ? это лицо, фактически обладающее имуществом, однако при этом не имеющее на него документального подтверждения права собственности. То есть, у владельца, в отличие от собственника, нет права распоряжаться предметом владения.

Таким образом, в нарушении вышеуказанным нормативным документам запрос руководителя Управления антимонопольной службы по <адрес>ФИО5 не соответствует и не подлежал исполнению в установленный срок заместителем начальника ИФНС России по <адрес>ФИО6 ввиду отсутствия необходимых сведений указанных выше нормативных документах в отношении физического либо юридического лица.

В редакции статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ от 21.07.2007 "О рекламе", изложенное, что Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица указанных органов, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица и их руководители обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации. Неисполнение требований части 1 настоящей статьи влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данная редакция утратила силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 170-ФЗ).

Действующей редакцией статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О рекламе" в числе других исключены слова «Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица указанных органов».

Кроме того, с учетом изложенного федеральные государственные органы государственной власти и их должностные лица не являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.19.8 КоАП РФ, поскольку во вмененной ФИО6 нарушение статьи ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ "О рекламе" данные лица не перечислены.

При таких обстоятельствах, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> по делу .8-546/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.19.8 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, производство по делу прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по делу №005/04/19.8-546/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.19.8 КоАП РФ от 30 апреля 2021 года в отношении должностного лица заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г.Махачкалы Амирова Т.Т отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД участниками производства по делу об административном правонарушении в течение 10 суток со дня вручения им или получения ими копии решения.

Судья С.И. Магомедов