Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«24» сентября 2019 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
Председательствующего Жметкина Р.Г.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя директор ГКУ КК «Кубаньбиоресурсы» ФИО1 – ФИО4, доверенность от 17.05.2019 № б/н,
представителей Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края – ФИО5, ФИО6, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ директор государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньбиоресурсы» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.7 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб.
В жалобе на указанное постановление ФИО1 просит его отменить, производство по делу прекратить, поскольку в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения.
Представитель ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал.
Представители Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в судебном заседании возражали против доводов жалобы, представили отзыв на жалобу, в котором указали на то, что вынесенное постановление является законным и обоснованным.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Состав правонарушения, предусмотренного нормой статьи 15.15.7 КоАП РФ, образует нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.
В соответствии с частью 1 статьи 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Федеральными органами исполнительной власти в отношении подведомственных государственных учреждений приняты соответствующие нормативные акты, регламентирующие Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных органов исполнительной власти и подведомственных федеральных казенных учреждений.
В частности, такой порядок и общие требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы центрального аппарата и территориальных органов для территориальных органов Росприроднадзора утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Порядок).
Этот нормативный акт принят в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения» и от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
На основании пункта 13 Правил составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора, утвержденных приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, внесение изменений в бюджетную смету, не требующее изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств федерального бюджета, осуществляется получателем средств федерального бюджета (центральный аппарат, территориальный орган) самостоятельно в течение всего финансового года после каждого внесения изменения, осуществленного через территориальные Управления Федерального казначейства.
Получатели средств федерального бюджета (центральный аппарат, территориальные органы) данные перераспределения осуществляют самостоятельно через территориальные Управления Федерального казначейства в установленном порядке.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ№/Д-1 об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№/Д/1 директор государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньбиоресурсы» ФИО1 нарушил порядок утверждения бюджетных смет на 2018 и 2019 годы. Указанные нарушения были выявлены в ходе осуществленной проверки и сводятся к следующему.
В 2018 году расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ№ Учреждению доведены лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) на текущий финансовый год на общую сумму 15 735 700 руб. Бюджетная смета Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ на 2018 финансовый год утверждена директором ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, согласована заместителем министра природных ресурсов ФИО8 и подписана главным бухгалтером ФИО9 в общей сумме 15 735 700 руб., с учетом всех изменений за 2018 год бюджетная смета утверждена ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 15 755 500 руб. Поскольку на дату утверждения сметы ЛБО не были доведены, у учреждения не имелось оснований для утверждения бюджетной сметы, что является нарушением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, установленных требованиями пунктов 1 и 2 статьи 221 БК РФ, 3 раздела 2 Общих требований №н, пунктом 2.1 раздела 2 Порядка №, выраженное в том, что директором ФИО1 была утверждена бюджетная смета от ДД.ММ.ГГГГ на 2018 финансовый год ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии на дату её утверждения доведенных ЛБО.
Кроме того, учреждением также допущено нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет при утверждении сметы на 2019 год. Министерство расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ№ довело Учреждению ЛБО на 2019 год на общую сумму 28 483 500 руб. Бюджетная смета учреждения от ДД.ММ.ГГГГ на 2019 финансовый год утверждена директором ГКУ ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, согласована заместителем министра природных ресурсов ФИО8 и подписана главным бухгалтером ФИО9 в общей сумме 28 483 500 руб. Таким образом, в результате утверждения бюджетной сметы от ДД.ММ.ГГГГ на 2019 финансовый год директором ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 28 483 500 руб. при отсутствии на дату утверждения сметы доведенных лимитов бюджетных обязательств, учреждением нарушен порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы, установленный в соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 статьи 221 БК РФ, пунктом 6 раздела 2 Общих требований №н, пунктов 2.1,2.9 Порядка №.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Вместе с тем, в ходе производства по делу должностным лицом не были учтены следующие значимые для соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности обстоятельства.
Действительно, административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении, и наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет особенности их административной ответственности.
Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Таким образом, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности при нарушении своими собственными действиями установленных правил; при даче ими подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
В рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ (ст. ст. 1.5, 2.1, 26.1 КоАП РФ).
Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Как установлено результатами внутреннего расследования в учреждении и подтверждено объяснительной начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности и материально-технического обеспечения - главным бухгалтером ФИО9, даты под подписями на экземплярах смет, переданных проверяющим, были поставлены ей собственноручно в марте 2019 года, по настоянию проверяющего, без учета хронологии (дат) реальных событий 2018 года. Главный бухгалтер поставила даты под утверждающей и согласующей подписями, аналогичные дате формирования экземпляров смет для утверждения и согласования - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, не принимая во внимание фактические даты наложения подписей. Главный бухгалтер поставила даты на документ по в спешке, по добросовестному заблуждению, не имея умысла искажения требований Порядка к утверждению бюджетных смет. За допущенное нарушение главный бухгалтер привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора в соответствии со ст. 193 ТК РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № 197-ФЗ.
Согласно представленному в материалы дела приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ ГКУ КК «Кубаньбиоресурсы», начальнику отдела бухгалтерского учета, отчетности и материально-технического обеспечения – главному бухгалтеру ФИО9 возложена обязанность неукоснительно соблюдать нормы и требования ст. 221 БК РФ, порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет министерства природных ресурсов Краснодарского края и подведомственных ему казенных учреждений Краснодарского края, утвержденного приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9 изложенные ранее обстоятельства подтвердила. Дополнительно пояснила, что даты под подписями на экземплярах смет были проставлены ей по настоянию проверяющих, которые требовали привести их в соответствие при проведении проверки. Проставляя даты, она не осознавала, что это, впоследствии, повлечет привлечение директора ГКУ КК «Кубаньбиоресурсы ФИО1 к административной ответственности.
Кроме того, из информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте https://bus.gov.ru/pub/agency/17077/budgets следует, что смета на 2019 года была размещена на сайте ДД.ММ.ГГГГ, то есть после доведения учреждению лимитов ЛБО, а размещенная на указанном сайте скан-копия, сделанная с оригинала сметы, в разделах «УТВЕРЖДАЮ» и «СОГЛАСОВАНО» под подписями и печатями не содержит соответствующих дат утверждения и согласования; смета на от ДД.ММ.ГГГГ была размещена на сайте ДД.ММ.ГГГГ, то есть после доведения учреждению лимитов ЛБО, а размещенная на указанном сайте скан-копия сметы, в разделах «УТВЕРЖДАЮ» и «СОГЛАСОВАНО» под подписями и печатями не содержит соответствующих дат утверждения и согласования.
Установленные обстоятельства свидетельствуют об ошибочном выводе о наличии состава административного правонарушения в действиях директора ГКУ КК «Кубаньбиоресурсы ФИО1, поскольку совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, с учетом показаний свидетеля, его вина прямо не подтверждена.
Таким образом, оснований полагать, что ФИО1 были утверждены бюджетные сметы при отсутствии на дату их утверждения доведенных лимитов бюджетных обязательств оснований не имеется, в связи с чем суд констатирует отсутствие в действиях директора ГКУ КК «Кубаньбиоресурсы ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ.
По изложенным выше мотивам постановление должностного лица на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица – директора ГКУ КК «Кубаньбиоресурсы» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№/Д/1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№/Д/1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ, в отношении директора ГКУ КК «Кубаньбиоресурсы» ФИО1 – отменить, производство по делу – прекратить, в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий: