ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-465/2018 от 07.05.2018 Калужского районного суда (Калужская область)

№ 12-465/2018

РЕШЕНИЕ

город Калуга 7 мая 2018 года

Судья Калужского районного суда Калужской области Сенькин А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Кушнарева С.П. по доверенности ФИО1 на постановление № 57-03аз/2018 <данные изъяты> Калужского УФАС России ФИО9. от 13 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – <данные изъяты> ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства» Кушнарева Сергея Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

<данные изъяты>

Постановлением № 57-03аз/2018 <данные изъяты> Калужского УФАС России ФИО10 от 13 марта 2018 года (далее - Постановление) должностное лицо – <данные изъяты> ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства» Кушнарев С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.

В жалобе, поданной в Калужский районный суд Калужской области, защитник Кушнарева С.П. по доверенности ФИО1 выражает несогласие с Постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить.

Кушнарев С.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом. Его защитник по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Представитель УФАС по Калужской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагала обжалуемое постановление законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе, нахожу указанную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.8 ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п.1 ч.1 ст.33 ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п.3 ч.3 ст.66 ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 107 ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ).

Административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

2 декабря 2011 года между ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства» в лице <данные изъяты>ФИО11 и Кушнаревым С.П. заключен трудовой договор № , согласно которому последний назначен на должность заместителя начальника учреждения.

В соответствии с приказом от 21 марта 2016 года № <данные изъяты> Кушнарев С.П. с 21 марта 2016 года назначен <данные изъяты> ФКУ «Упрдор Москва-Бобруйск».

Пунктом п. 2.1.1 функциональных обязанностей руководителя контрактной службы (<данные изъяты>) ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства» в области размещения государственных заказов предусмотрен контроль за разработкой конкурсной и иной документации при размещении заказов;

Пунктом 2.1.7 функциональных обязанностей по контрактной службе предусмотрено осуществление подготовки извещений об осуществлении закупок, документации о закупках (за исключением описания объекта закупки), проектов контрактов, изменений в извещении об осуществлении закупок, в документацию о закупках, приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами; организация подготовки объекта закупки в документации о закупке.

Руководитель контрактной службы (главный инженер управления) несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных функциональными обязанностями, в пределах, определенных административным, гражданским, уголовным законодательством Российской Федерации (п. 5.1).

Согласно Распоряжению об утверждении документации об электронном аукционе № от 16 марта 2017 года Кушнарев С.П. распорядился утвердить документацию об электронном аукционе: на выполнение работ (оказание услуг) по нормативному содержанию искусственных дорожных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Планово-предупредительные работы на мостовых сооружениях и водопропускных трубах, о чем свидетельствует подпись Кушнарева Сергея Петровича.

Кроме того, в соответствии с сообщением ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства» от 26 февраля 2018 года № лицо, ответственное за утверждение документации об аукционе является главный инженер Кушнарев С.П.

Также, в соответствии с титульным листом документации об аукционе в электронной форме с целью определения подрядчика и заключения с ним Контракта: на выполнение работ (оказание услуг) по нормативному содержанию искусственных дорожных сооружений н действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Планово-предупредительные работы на мостовых сооружениях и водопропускных трубах, документация об аукционе в электронной форме утверждена Распоряжением ФКУ Упрдор Москва-Бобруйск от 16 марта 2017 года.

В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России пришла к следующему, что 17 марта 2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого являлось выполнение работ (оказание услуг) по нормативному содержанию искусственных дорожных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Планово-предупредительные работы на мостовых сооружениях и водопропускных трубах (адреса в соответствии с Техническим заданием) (далее - Аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 96 899 720, 00 рублей. Заказчиком по указанному аукциону выступало ФКУ «Упрдор Москва - Бобруйск». Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении открытого аукциона - 03.04.2017 07:00.

В ходе рассмотрения жалобы, а также проведения внеплановой проверки, Комиссия Калужского УФАС России установила, что заказчиком – ФКУ «Упрдор Москва-Бобруйск» при утверждении аукционной документации нарушены требования ч.2 ст.8, п.2 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – <данные изъяты> ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства» Кушнарева Сергея Петровича к административной ответственности.

Заместитель руководителя – <данные изъяты> Калужского УФАС России ФИО12 пришел к выводу о том, что действия должностного лица Кушнарева С.П. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Собранным по делу доказательствам должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении ФИО13. дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Довод защитника о том, что заказчик не нарушал требований ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения не установлены, является несостоятельным и опровергается материалами дела об административном правонарушении, согласно которым заказчиком ФКУ «Упрдор Москва-Бобруйск» при утверждении аукционной документации нарушены положения ч.2 ст.8, п.2 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

Доводы защитника о том, что в силу ч.9 ст.105 ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ к жалобе <данные изъяты> не были приложены документы, подтверждающие ее обоснованность, общество не обладало специальным правом для подачи жалобы на положения аукционной документации заказчика ФКУ «Упрдор Москва-Бобруйск» при проведении электронного аукциона , поскольку права общества условиями закупки нарушены не были, оно не подавало заявку на участие в электронном аукционе, являются несостоятельными.

Из ч.1 ст.105 ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ следует, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Основания для возврата жалобы без рассмотрения подавшему ее лицу, указаны в п.1 ч.11 ст.105 ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, а именно:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;

2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

В письме ФАС от 13 октября 2014 г. № ИА/41224/14 «О направлении информации о приеме к рассмотрению жалоб участников закупок» указано, что часть 8 статьи 105 Закона о контрактной системе не содержит требования о необходимости приложения к жалобе документов, подтверждающих ее обоснованность, отсутствие таких документов не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения.

Исходя из материалов дела, жалоба <данные изъяты> подана в соответствии с требованиями ч.8 и ч.9 ст.105 ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ. Оснований для ее возвращения УФАС России по Калужской области не имелось.

Содержащийся в жалобе довод о том, что требования аукционной документации не ограничивают количество участников аукциона или доступ к участию в аукционе, не является основанием для освобождения должностного лица Кушнарева С.П. от административной ответственности по инкриминируемой статье.

В силу статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции, изложенной абз. 5 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 года № 5, такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является формальным, административная ответственность наступает вне зависимости от последствий. Данное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые устанавливают единый порядок закупок, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Действия должностного лица – <данные изъяты> ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства» Кушнарева С.П. признаков малозначительности не содержат, оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.

Административное наказание Кушнареву С.П. назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и санкцией ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Кушнарева С.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах Постановление является законным и обоснованным, нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, влекущих отмену Постановления не допущено, следовательно, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление № 57-03аз/2018 заместителя руководителя – <данные изъяты> Калужского УФАС России ФИО14 от 13 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – <данные изъяты> ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства» Кушнарева Сергея Петровича оставить без изменения, жалобу защитника Кушнарева С.П. по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в соответствии со ст.30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья А.В.Сенькин