ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-465/202021ОК от 21.10.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Лопатнев А.В.

СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск Дело № 12-465/2020 21 октября 2020 г.

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.Л. Полуян, рассмотрев жалобу начальника отдела контроля и ревизий аппарата Контрольно – счётной палаты Сургутского района А.С. на постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 августа 2020 года, вынесенное в отношении заместителя главы Сургутского района директора департамента жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи (далее – Департамент) Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 августа 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Д.В. прекращено в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, начальник отдела контроля и ревизий аппарата Контрольно – счётной палаты Сургутского района А.С. просит состоявшееся по делу постановление отменить.

Д.В.. в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подано возражение, в котором выражает несогласие с доводами жалобы, просит постановление Сургутского городского суда оставить без изменения.

Заместитель главы Сургутского района директор Департамента Д.В.., защитник О.П. начальник отдела контроля и ревизий аппарата Контрольно – счётной палаты Сургутского района А.С.. извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

В судебное заседание явилась защитник Д.В.. – О.П..

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, не явились.

Оснований для признания обязательным присутствия указанных лиц не имеется.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, заслушав защитника О.П.., судья приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления судьи городского суда.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Часть 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает назначение административного наказания за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что 15 июля 2020 года составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 19 августа 2019 года в 12 часов 35 минут Д.В.., являясь на основании пункта 6 приложения к постановлению администрации Сургутского района от 28 мая 2019 года № 2045-нпа главным распорядителем бюджетных средств, предоставила муниципальному унитарному предприятию «Сургутрайторф» (далее - МУП «Сургутрайторф») субсидию в размере 13 210 943,92 рублей, предусмотренную на финансовое обеспечение затрат связанных с выполнением работ по сносу жилых домов в с(адрес), на оплату работ по рекультивации полигона утилизации ТБО (адрес).

22 июля 2020 года протокол об административном правонарушении вместе с материалами дела переданы на рассмотрение в Сургутский городской суд.

Постановлением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 августа 2020 года производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях Д.В. состава административного правонарушения.

По мнению судьи городского суда материалами дела не подтверждается факт нарушения Д.В.. порядка предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по сносу жилых домов, так как денежные средства предоставлены Департаментом исключительно в соответствии с направлениями затрат, установленных пунктом 8.1. приложения к постановлению администрации Сургутского района «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по сносу жилы домов» от 28 мая 2019 года № 2045-нпа.

В соответствии с частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Согласно материалам дела 16 августа 2019 года в соответствии с Постановлением администрации Сургутского района от 28 мая 2019 года «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по сносу жилы домов» № 2045-нпа (далее - Постановление администрации Сургутского района № 2045-нпа) между Департаментом, в лице директора Д.В.. и МУП «Сургутрайторф», в лице директора М.А.., заключён договор № 25, предметом которого является предоставление из бюджета Сургутского района субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по сносу жилых домов и реализацию проектов на выполнение работ по сносу жилых домов согласно локальным сметным расчётам, на размещение отходов, образованных в процессе выполнения работ по сносу жилых домов на территории Сургутского района, на лицензионном полигоне (л.д. 24-29).

Размер субсидии составляет 13 210 943,92 рублей.

Указанная сумма перечислена на счёт МУП «Сургутрайторф» 19 августа 2019 года (л.д.40).

В период с 15 января 2020 года по 26 февраля 2020 года в соответствии с планом работы Контрольно-счётной палаты Сургутского района на 2020 год, утверждённым постановлением Контрольно-Счётной палаты от 27 декабря 2019 года № 9, и распоряжением председателя Контрольно – счётной палаты Сургутского района от 19 января 2020 года № 1р, проведена проверка МУП «Сургутрайторф» на предмет соблюдения установленного порядка использования муниципального имущества.

29 января 2020 года и.о. главного бухгалтера МУП «Сургутрайторф» в рамках проведения планового контрольного мероприятия направлен запрос о предоставлении пояснений об использовании бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидии по договору от 16 августа 2019 года № 25, не по назначению, а именно на оплату услуг по рекультивации полигона утилизации ТБО ООО «Эконадзор» (л.д. 65-66).

Из ответа и.о. главного бухгалтера МУП «Сургутрайторф» следует, что выплата за оказанные ООО «Эконадзор» услуги по контракту № Ф.2019.238495 от 06 мая 2019 года произведена юридическим лицом за счёт поступления субсидии на финансовое обеспечение по сносу жилых домов по платёжному поручению №347 от 19 августа 209 года на сумму 13 210 943,92 рубля, что подтверждается платёжным поручением № 457 от 19 августа 2019 года (л.д.68).

Данные действия согласованы Д.В. письмом от 02 августа 2019 года, в котором указано: согласовано перечисление целевых денежных средств из субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по сносу жилых домов на оплату работ по рекультивации полигона утилизации ТБО (адрес) (л.д.39).

Изложенным обстоятельствам, имеющим существенное значение для объективного разрешения дела, судьёй Сургутского городского суда надлежащая юридическая оценка не дана.

Приложением к Постановлению администрации Сургутского района № 2045-нпа установлено следующее (л.д.8-18):

-пункт 3. Целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по сносу жилых домов, расположенных на территории Сургутского района.

-пункт 8.1. Субсидия предоставляется организациям на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по сносу жилых домов, по следующим направлениям: а) выполнение работ согласно локальному сметному расчету; б) размещение отходов, образованных в процессе выполнения работ по сносу жилых домов на территории Сургутского района, на лицензионном полигоне; в) разработка проекта организации работ по сносу жилых домов, осуществляемую специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования; г) разработка и утверждение паспорта отходов, образовавшихся при выполнении работ по сносу; д) транспортные расходы при отсутствии транспортной доступности либо круглогодичной транспортной доступности населенного пункта при необходимости); е) разработка локальных сметных расчетов на выполнение работ по сносу жилых домов, расположенных на территории Сургутского района (при необходимости).

-пункт 28.12 Руководитель Департамента несёт персональную ответственность за нарушение порядка, целей и условий предоставления субсидий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Изложенное свидетельствует о том, что при заключении с МУП «Сургурайторф» договора о предоставлении из бюджета Сургутского района субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по сносу жилых домов Д.В. была осведомлена о намерении юридического лица использовать предоставляемую субсидии не по назначению, что является нарушением пункта 8.1 Порядка предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ по сносу жилы домов» № 2045-нпа и составляет объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

По смыслу статьи 26.2 данные обстоятельства устанавливается протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Судьёй городского суда при рассмотрении дела положения указанных правовых норм не соблюдены, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, руководствуясь статьями 30.6, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

решил:

жалобу начальника отдела контроля и ревизий аппарата Контрольно – счётной палаты Сургутского района А.С. – удовлетворить,

постановление судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 августа 2020 года, вынесенное в отношении заместителя главы Сургутского района директора департамента жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить,

дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья

суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.Л. Полуян