ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-465/2022 от 17.08.2022 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело –465/2022

УИД 91RS0001-01-2022-003726-75

Р Е Ш Е Н И Е

17 августа 2022 года г. Симферополь

Судья Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым Липовская И.В., рассмотрев с участием:

защитника – ФИО6,

представителя государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым - ФИО9,

жалобу ФИО4 на постановление заместителя председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым ФИО1 о привлечении фармацевта ФИО11ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ фармацевт ФИО10ФИО4 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере рублей.

ФИО4 обратилась с жалобой на указанное постановление в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым, просит отменить постановление, а производство по делу прекратить, ссылаясь, что она не является субъектом административного правонарушения. Также просила применить положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании защитник ФИО6 поддержал доводы, изложенные в жалобе, обращал внимание суда, что его доверитель не является субъектом административного правонарушения, поскольку в должностной инструкции не возложено на ФИО4 обязанность по контролю цен. В судебном заседании просил в случаи установления вины его доверителя применить положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или снизить наказание до ниже нижнего предела, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель комитета ФИО9 просила постановление оставить без изменений, жалобу без удовлетворения, обращала внимание суда, что ФИО4 является субъектом административного правонарушения, в материалах дела имеется приказ руководителя организации о возложении на ФИО4 обязанности по формированию розничных цен в аптеке. Также возражала о замене административного штрафа на предупреждение, поскольку действия ФИО4 могли принести угрозу жизни и здоровью. Возражала против снижения административного наказания в виде административного штрафа.

Помощник прокуратура Бахчисарайского района Республики Крым в судебное заседание не явился извещен надлежащим образом, причины не явки суду не сообщил.

ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, обеспечила явку своего защитника в судебное заедание.

Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав защитника, представителя государственного комитета по ценам т тарифам Республики Крым ФИО9, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Как следует из содержания статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Реализация этого права невозможна без соответствующего лекарственного обеспечения.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон №61-ФЗ) организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность., осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цены производителя (на дату реализации лекарственного препарата производителем), и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.

Согласно п.6 Правил формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года №865, размер розничной надбавки, рассчитанный исходя из фактической отпускной цены производителя, подлежащий применению аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.

Предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, на территории Республики Крым установлены Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 02 сентября 2021 года №33/4 «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, на территории Республики Крым».

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Бахчисарайского района Республики Крым с привлечением специалистов Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации при установлении предельных размеров розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП) ФИО11., осуществляющей деятельность в аптеке по адресу: .

В ходе проверки был составлен акт фиксации фактической отпускной розничной цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты в аптеке, расположенной по вышеуказанному адресу. Протоколы согласования цен и правоустанавливающие документы были предоставлены в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым.

В ходе рассмотрения вышеуказанных протоколов и акта фиксации фактической отпускной розничной цены на ЖНВЛП, специалистами Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым были выявлены нарушения установленного порядка ценообразования, выразившиеся в нарушении пункта 1 Приказа №33/4 от 02 сентября 2021 года, согласно которому установлены предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, о чем в прокуратуру Бахчисарайского района направлено соответствующее заключение.

Итогом рассмотрения предоставленных документов является выявление специалистами Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым завышения установленного законодательством уровня надбавок на 9 лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП:

Согласно предоставленному протоколу согласования цен поставки : фактическая розничная цена в аптеке - руб.;

предельная розничная цена - руб.;

превышение розничной надбавки составляет - %;

превышение розничной надбавки в рублях составляет - руб.

. Согласно предоставленному протоколу согласования цен поставки фактическая розничная цена в аптеке - руб.;

предельная розничная цена - руб.;

превышение розничной надбавки составляет - %;

превышение розничной надбавки в рублях составляет - руб.

. Согласно предоставленному протоколу согласования цен поставки :

фактическая розничная цена в аптеке - руб.;

предельная розничная цена - руб.;

превышение розничной надбавки составляет - %;

превышение розничной надбавки в рублях составляет - руб.

Согласно предоставленному протоколу согласования цен поставки :

фактическая розничная цена в аптеке - руб.;

предельная розничная цена - руб.;

превышение розничной надбавки составляет - %;

превышение розничной надбавки в рублях составляет - руб.

Согласно предоставленному протоколу согласования цен поставки :

фактическая розничная цена в аптеке - руб.;

предельная розничная цена - руб.;

превышение розничной надбавки составляет - %;

превышение розничной надбавки в рублях составляет - руб.;

цена реализации -. (кассовый чек , от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласие предоставленному протоколу согласования цен поставки :

фактическая розничная цена в аптеке - руб.;

предельная розничная цена - руб. ;

превышение розничной надбавки составляет - %;

превышение розничной надбавки в рублях составляет - руб.

Согласно предоставленному протоколу согласования цен поставки фактическая розничная цена в аптеке - руб.;

предельная розничная цена- руб.;

превышение розничной надбавки составляет - %;

превышение розничной надбавки в рублях составляет - руб.

Согласно предоставленному протоколу согласования цен поставки :

фактическая розничная цена в аптеке - руб.;

предельная розничная цена - руб.;

превышение розничной надбавки составляет - %;

превышение розничной надбавки в рублях составляет - руб.

. Согласно предоставленному протоколу согласования цен поставки :

фактическая розничная цена в аптеке - руб.;

предельная розничная цена - руб.;

превышение розничной надбавки составляет - %;

превышение розничной надбавки в рублях составляет - руб.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления заместителем прокурора Бахчисарайского района Республики Крым о возбуждении дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, среди которых постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 08 апреля 2022 года, решение о проведение проверки от 01 марта 2022 года, свидетельство о постановке на учет, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, лицензия № ЛО-82-02-000939 от 04 августа 2020 года, приказ № 73-к от 01 сентября 2020 года, заключение о выявленных нарушениях порядка ценообразования предприятия, осуществляющего деятельность по реализации лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛ от 28 марта 2022 года с приложением к заключению, протоколами согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, товарными накладными и другие доказательства оцененные в совокупности с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.

Довод жалобы в той части, что ФИО4 не является субъектом административного правонарушения при рассмотрении жалобы не нашел своего подтверждения.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО4 принята на работу к ФИО11 на должность фармацевта. ФИО4 с приказом ознакомлена.

Согласно приказу ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГФИО4 назначена ответственной за порядок формирования розничных цен в аптеке , расположенной по адресу: , в том числе за ценообразование на лекарственные средства и препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

Следовательно, фармацевт ФИО11ФИО4 наделена организационно-распорядительными функциями и несет ответственность как должностное лицо в соответствии с действующим административным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопреки доводам жалобы в действиях фармацевта ФИО4 установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.

Таким образом, фармацевт ФИО4 обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за завышение регулируемых государством цен на товары.

При рассмотрении дела об административном правонарушении заместителем председателем Государственного комитета по ценам и тарифам РК ФИО1 порядок и срок привлечения фармацевта ИП ФИО8ФИО4 к административной ответственности соблюдены, приняты все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения имеющих значение для дела обстоятельств, при надлежащем исследовании имеющихся по делу доказательств.

Завышение должностным лицом регулируемых государством тарифов признано федеральным законодателем административным правонарушением независимо от каких бы то ни было обстоятельств, включая, повлекло ли такое нарушение какие-либо последствия. При этом законодатель, установив увеличенный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение таких правонарушений, возможность назначения за них наказания исключительно в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей и дисквалификации, отнес такое правонарушение к разряду, существенно нарушающих охраняемые общественные правоотношения, посягающих на государственный порядок правоотношений в сфере регулирования цен.

В настоящем случае, ФИО4 имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако, ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Учитывая положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характер общественных отношений, на которые посягает допущенное должностным лицом - фармацевтом ФИО4 правонарушение (социальную значимость деятельности), а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения и наличие угрозы причинения вреда, личность лица привлекаемого к административной ответственности, судом вопреки доводом жалобы не усматриваются основания для замены наказания в виде штрафа на наказание в виде предупреждения.

Однако, заслуживают внимания доводы защитника заявленные в судебном заседании, в части размера назначенного административного штрафа.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 №515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 2.2

В соответствии счастью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.

При рассмотрении дела установлено, что фармацевтом ФИО11ФИО4 к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлекается впервые, иного материалы дела не содержат, на иждивении у нее находятся малолетние дети, ее средний заработок составляет 13 000 рублей, отягчающие ответственность обстоятельства, отсутствуют.

Поскольку назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, считаю, что имеются основания для назначения фармацевту ФИО11ФИО4 административного штрафа с применением положений части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 названного Кодекса), то есть в размере 25 000 рублей.

Снижение размера санкции до 25 000 рублей соответствует характеру допущенного должностным лицом правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении фармацевта ФИО11ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению, путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30,6, 30.7, 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -

р е ш и л:

Жалобу фармацевта ФИО11ФИО4 – удовлетворить частично.

Постановление заместителя председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении фармацевта ФИО11ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизить назначенное фармацевту ИП ФИО8ФИО4 административное наказание в виде административного штрафа до рублей.

В остальной части постановление заместителя председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым ФИО1.2-04/8 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней со дня вручения или получения копии решения в Верховный Суд Республики Крым в порядке ст.ст.30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Судья И.В. Липовская