ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-466/2022 от 11.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-466/2022

43MS0061-01-2022-002896-77

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Киров 11 августа 2022 года

Судья Ленинского районного суда г. Кирова Вычегжанин Р.В., при секретаре Обоймовой И.А.,

рассмотрев жалобу Ш.О.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 55 Ленинского судебного района г. Кирова от 24.06.2022 № 55/5-440/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, в отношении Ш.О.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 55 Ленинского судебного района г. Кирова от 24.06.2022 по делу об административном правонарушении № 55/5-440/2022 Ш.О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 15 000 руб.

Мировым судьей установлено, что должностное лицо - главный бухгалтер МКУ «КЖУ» Ш.О.В. допустила грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению и представлению бюджетной отчетности по состоянию на {Дата изъята}.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, Ш.О.В. обратилась в суд с жалобой, в которой указала на отсутствие состава правонарушения, поскольку неотражение долгосрочной дебиторской задолженности не привело к искажению итоговых показателей активов учреждения. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Ш.О.В. и ее защитник Л.В.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, также указали, что нарушение требований по ведению бухгалтерского учета является незначительным, в связи с чем усматриваются признаки малозначительности деяния.

В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты по доверенности Ш.И.В. возражала против удовлетворения жалобы, считает постановление мирового судьи законным и обоснованным.

Выслушав стороны, изучив поданную жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судом установлено, что оспариваемое постановление в резолютивной части вынесено 20.06.2022. Мотивированная часть постановления изготовлена 24.06.2022. Согласно расписке копия постановления получена Ш.О.В.{Дата изъята}. Жалоба поступила в судебный участок № 55 Ленинского судебного района г. Кирова {Дата изъята}, то есть в пределах 10-дневного срока для подачи жалобы, предусмотренного КоАП РФ.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу требований ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ оценка доказательств по административному делу должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Согласно части 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно под пункту 1 пункта 4 примечания к статье 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

более чем на 10 процентов;

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Формирование и представление бюджетной отчетности главными распорядителями и получателями бюджетных средств осуществляется в соответствии с Инструкцией № 191н.

Согласно п. 11.1 Инструкции № 191н в состав бюджетной отчетности получателя бюджетных средств включается, в том числе, Баланс главного распорядителя, распорядителя получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета ф. 0503130 и Пояснительная записка ф. 0503160.

Согласно абз. 34 п. 152 Инструкции № 191н Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) включены в раздел 4 Пояснительной записки (ф. 0503160).

Согласно абз. 1 п. 12 и абз. 4 п. 167 Инструкции № 191 н Баланс ф. 0503130 и Сведения ф. 0503169 формируются, в том числе, получателем бюджетных средств.

Согласно п. 26 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 №260н (далее - ФСБУ «Представление отчетности»), активы и обязательства в бухгалтерском балансе представляются с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные).

В силу подпункта «а» и абз. 6 п. 27 ФСБУ «Представление отчетности»:

активы субъекта отчетности классифицируются как краткосрочные, если предназначены для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты;

все прочие активы классифицируются как долгосрочные.

Понятие «долгосрочной задолженности» в целях формирования форм бюджетной отчетности аналогично разъяснено Минфином России в письме от {Дата изъята}{Номер изъят}.

Учитывая изложенное, под «долгосрочной задолженностью» следует понимать задолженность, по которой ожидается исполнение, при этом срок исполнения на отчетную дату должен превышать 12 месяцев.

Таким образом, в бюджетной отчетности по состоянию на {Дата изъята} в качестве долгосрочной задолженности подлежит отражению задолженность, срок исполнения которой исчисляется с {Дата изъята}.

Согласно Инструкции № 191 н:

в разделе «Финансовые активы» Баланса ф. 0503130 отражаются остатки по стоимости финансовых активов в разрезе счетов бюджетного учета, в том числе: по строке 251 долгосрочная дебиторская задолженность по доходам, отраженная в общей сумме показателя по строке 250 (абз. 12 п. 17);

активы и обязательства в Балансе ф. 0503130 представляются с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные) (абз. 2 п. 13);

в гр. 3, гр. 10, гр. 13 Сведений ф. 0503169 отражается информация о долгосрочной задолженности (задолженности, срок исполнения которой на отчетную дату превышает 12 месяцев) (абз. 19 п. 167).

Согласно абз. 2 п. 31 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 25 8н (далее - ФСБУ «Аренда») права пользования активом, отложенные (предстоящие) доходы от предоставления прав пользования активом, дебиторская и кредиторская задолженности пользователя (арендатора) представляются в бухгалтерской (финансовой) отчетности с разделением их на краткосрочные и долгосрочные.

Ш.О.В. в нарушение п. 17 и п. 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191 н (далее - Инструкция № 191 н), не отразила долгосрочную дебиторскую задолженность по доходам от операционной аренды в гр. 6, гр. 8 по коду строки 251 раздела II Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета ф. 0503130 (далее - Баланс ф. 0503130) и в гр. 10 по строкам «1 11 05034 04 0000 120 120521007» и «Итого по коду счета 1 205 21 000» раздела 1 формы 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (вид задолженности: дебиторская) (далее - Сведения ф. 0503169) на сумму 1199 750,77 рубля, что привело к искажению информации об активах МКУ «КЖУ» на 100 %.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что МКУ «КЖУ» заключен договор аренды нежилого помещения от {Дата изъята}{Номер изъят} с Г.Т.А. со сроком действия договора с {Дата изъята} по {Дата изъята} (далее - договор аренды от {Дата изъята}{Номер изъят}).

На основании ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1,4 Устава МКУ «КЖУ», утвержденного постановлением администрации города Кирова от {Дата изъята}{Номер изъят}, приказа начальника департамента городского хозяйства администрации города Кирова от {Дата изъята}{Номер изъят} МКУ «КЖУ» является получателем бюджетных средств.

В бюджетной отчетности по состоянию на {Дата изъята} в качестве долгосрочной задолженности подлежит отражению задолженность, срок исполнения которой исчисляется с {Дата изъята}.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Планы счетов бюджетного учета и инструкции по их применению утверждаются Минфином России.

Согласно Плану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, для учета операций по расчетам по доходам от операционной аренды применяется счет 0.205.21.000.

Установлено наличие долгосрочной дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды.

Согласно договору аренды от {Дата изъята}{Номер изъят} на {Дата изъята} имеется дебиторская задолженность, поступление которой ожидается в период с {Дата изъята} по {Дата изъята}:

с {Дата изъята} по {Дата изъята} в сумме 303 404 рубля;

с {Дата изъята} по {Дата изъята} в сумме 303 404 рубля;

с {Дата изъята} по {Дата изъята} в сумме 303 404 рубля;

с {Дата изъята} по {Дата изъята} в сумме 278 120,33 рубля;

с {Дата изъята} по {Дата изъята} в сумме 11 418,44 рубля.

Всего, исходя из условий договора аренды от {Дата изъята}{Номер изъят}, сумма арендной платы, поступление которой ожидается в МКУ «КЖУ» в период с {Дата изъята} по {Дата изъята} годов, составила 1 199 750,77 рубля (без НДС), что является долгосрочной дебиторской задолженностью.

Согласно карточке счета 205.{Дата изъята} год начислен доход будущих периодов на основании договора аренды от {Дата изъята}{Номер изъят} в сумме 1 820 424 руб.

В нарушение абз. 12 п. 17, абз. 19 п. 167 Инструкции № 191н в гр. 6, гр. 8 по стр.251 раздела II Баланса ф. 0503130 и в гр. 10 раздела 1 Сведений ф. 0503169 по строкам «1 11 05034 04 0000 120 120521007» и «Итого по коду счета 1 205 21 000» долгосрочная дебиторская задолженность по доходам от операционной аренды на конец отчетного периода в сумме 1 199 750,77 рубля не отражена.

В соответствии с разделом 2 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, расчеты по доходам входят в состав финансовых активов.

В результате информация об активах, в части долгосрочной дебиторской задолженности, искажена на 100 %.

Указанное нарушение является грубым нарушением требований к составлению и представлению бюджетной отчетности.

Годовая бюджетная отчетность МКУ «КЖУ» на 01.01.2022, в том числе, Баланс ф. 0503130 и Пояснительная записка ф. 0503160, подписана директором МКУ «КЖУ» М.И.А., главным бухгалтером МКУ «КЖУ» Ш.О.В. и представлена в администрацию города Кирова {Дата изъята}, что подтверждается отметкой департамента городского хозяйства администрации города Кирова на письме МКУ «КЖУ» о предоставлении годовой отчетности за 2021 год от {Дата изъята}{Номер изъят}.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом от {Дата изъята}{Номер изъят}-л/с Р.О.В. принята на работу на должность главного бухгалтера.

В связи со сменой фамилии в учетных документах учреждения изменена фамилия Р.О.В. на Ш.О.В., приказ от {Дата изъята}{Номер изъят}-л/с.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Ш.О.В. нашли свое подтверждение исследованными письменными материалами дела, в частности: протоколом об административном правонарушении от {Дата изъята}, в котором зафиксированы время, место, обстоятельства совершения правонарушения; бюджетной отчетностью за 2021 год (Баланс (ф. 0503130) на {Дата изъята}, пояснительной запиской ф. 0503160, включающей Сведения ф. 0503169 на {Дата изъята})), карточкой счета 205.{Дата изъята} год, договором аренды от {Дата изъята}{Номер изъят}, приказами о приеме работника на работу от {Дата изъята}{Номер изъят}-л/с, об изменении фамилии от {Дата изъята}{Номер изъят}-л/с, должностной инструкцией главного бухгалтера МКУ «КЖУ» с изменениями от {Дата изъята}.

Собранные доказательства по делу в их совокупности исчерпывающим образом доказывают вину Ш.О.В. в совершении правонарушения и являются допустимыми и достаточными. Не доверять письменным материалам административного дела, подтверждающим виновность привлекаемого лица, у суда оснований не имеется.

Действия Ш.О.В. правильно квалифицированы по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету,

если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Доводы жалобы об отсутствие состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили в постановлении мирового судьи надлежащую оценку, оснований для их иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

Вместе с тем, доводы мирового судьи об отсутствии в деянии Ш.О.В. признаков малозначительности правонарушения ошибочны.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в Постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу ст.2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, характер и конкретные обстоятельства правонарушения, отсутствие существенного вреда и тяжких негативных последствий от вменяемого деяния, учитывая принципы справедливости, соразмерности и индивидуализации при привлечении к административной ответственности, суд приходит к выводу, что совершенное Ш.О.В. административное правонарушение является малозначительным, поскольку существенно не нарушает охраняемые общественные правоотношения.

Необходимо отметить, что ст.2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам административных правонарушений, а Пленум Верховного Суда РФ прямо указывает только на невозможность признания малозначительными правонарушений, предусмотренных ст. ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ.

Также возможность либо невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена исходя из конструкции состава административного правонарушения. Так, в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного не может быть отказано только на том основании, что ответственность за него связана с нарушением установленной нормативно-правовым актом обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В данном случае возбуждением дела об административном правонарушении и рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. ст. 1.2, 3.1 КоАП РФ, а применение административного наказания будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины Ш.О.В.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и считает необходимым постановление мирового судьи отменить, освободив должностное лицо Ш.О.В. от административной ответственности по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ с объявлением устного замечания, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 55 Ленинского судебного района г. Кирова по делу об административном правонарушении от 24.06.2022 № 55/5-440/2022 в отношении Ш.О.В. по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного деяния.

Объявить Ш.О.В. устное замечание.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Вычегжанин Р.В.

Решение12.08.2022