ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-466/2022 от 17.05.2022 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №...

34RS№...-16

РЕШЕНИЕ

город Волгоград 17 мая 2022 года

Судья Центрального районного суда г. Волгограда Парамонова Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Ситиматик-Волгоград» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям №...-Э от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград» по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

с участием представителя ООО «Ситиматик-Волгоград» ФИО1, должностного лица ФИО2,

установил:

по постановлению старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям №...-Э от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ситиматик-Волгоград» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «Ситиматик-Волгоград» ФИО3 подала на него жалобу, в которой просит постановление отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить на основании п. 1, 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ. Указывает, что в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ООО «Ситиматик-Волгоград» разработан и утвержден «План мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера» на объекте обработки «Перегрузочный пункт ТБО», расположенный по адресу: ... В «Плане мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера» рассмотрены возможные аварийные ситуации при непосредственном осуществлении деятельности по обработке и перегрузке отходов ТКО, а также при непосредственном осуществлении деятельности по обработке и перегрузке ТКО, а также при сопутствующих операциях (ТО оборудования). Наличие отхода «лампы ртутные, ртутно-кварцевые люминесцентные, утратившие потребительские свойства» в составе принимаемых ТКО не допускается и не зафиксировано с момента начала деятельности регионального оператора. Отмечает, что в соответствии с Федеральным законом №... не установлено четких требований к составу и содержанию «Плана мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера». Обращение с отходом «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства», образующимся от деятельности Общества, а также мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий разгерметизации корпуса люминесцентных ламп регламентировано внутренними документами, а именно Приказом о назначении ответственных лиц в области обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами и Инструкцией по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами, разработанными в соответствии с «Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.... Данные документы были представлены при рассмотрении дела об административном правонарушении, однако не приняты административным органом во внимание.

В судебном заедании представитель ООО «Ситиматик-Волгоград» ФИО1 доводы жалобы поддержала, на отмене постановления и прекращении производства по делу настаивала. Обратила внимание, что мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий разгерметизации корпуса люминесцентных ламп регламентировано внутренними документами, а именно Приказом о назначении ответственных лиц в области обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами и Инструкцией по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами, разработанными в соответствии с «Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.... Никакими нормативно-правовыми актами обязанность по включению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий разгерметизации корпуса люминесцентных ламп в План мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, план ликвидаций последствий этих чрезвычайных ситуаций на объекте обработки «Перегрузочный пункт ТБО», утверждённый заместителем генерального директора ФИО4 в 2021 году не предусмотрена.

Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы. При этом пояснила, что нормативно-правового акта непосредственно регламентирующего обязанность по включению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий разгерметизации корпуса люминесцентных ламп в План мероприятий нет. Указала, что постановление о назначении административного наказания является законным, обоснованным, срок и порядок привлечения ООО «Ситиматик-Волгоград» к административной ответственности соблюдены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса

Из материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки, проведённой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград», результаты которой отражены в Акте плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№...-А, установлен факт несоблюдения ООО «Ситиматик-Волгоград» требований по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами.

Так, ООО «Ситиматик-Волгоград» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемый контролируемым лицом: «Погрузочный пункт ТБО». Регистрация объекта в ПТО УОНВОС: «перегрузочный пункт ТБО», №...П, категория риска- умеренная, категория объекта – III, уровень государственного экологического надзора – федеральный.

В целях определения правовых основ обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно пункту 2 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в ом числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

В 2021 году ООО «Ситиматик-Волгоград» разработан план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, план ликвидаций последствий этих чрезвычайных ситуаций на объекте обработки «Перегрузочный пункт ТБО», утверждённый заместителем генерального директора ФИО4 в 2021 году.

При этом в Плане не предусмотрены мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, не предусмотрены действия сотрудников при разрушении корпуса ртутных ламп отработанных.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград» административного протокола об административном правонарушении №...-Э от ДД.ММ.ГГГГ и вынесения постановления №...-Э от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В силу ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно, помимо иных сведений, содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статью КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающую административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу.

Вместе с тем, каких-либо четких требований по содержанию Плана мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, действующим законодательством не установлено.

Таким образом, отсутствие в Плане мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, не предусмотрены действия сотрудников при разрушении корпуса ртутных ламп отработанных, не подтверждают наличие состава административного правонарушения в действиях юридического лица.

Кроме того, генеральным директором ООО «Ситиматик-Волгоград» ФИО5ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами, а также Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№... назначены ответственные лица в области обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами.

Разделом 8 Инструкции предусмотрены мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций. А именно указано, что при обращении с отработанными ртутьсодержащими лампами под чрезвычайной (аварийной) ситуацией понимается механическое разрушение ламп без пролива или с проливом ртути.

Содержание мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации зависит от степени. ртутного загрязнения и определяются следующими принципами: в обязательном порядке вызывают специалистов муниципальной аварийно-спасательной службы по телефону при:

- механическом разрушении ртутьсодержащих ламп в количестве более одной; единичном разрушении ртутьсодержащей лампы и отсутствии демеркуризационного комплекта.

Устранение ртутного загрязнения может быть выполнено персоналом ООО «Ситиматик-Волгоград» при соблюдении следующих условий: механическом разрушении не более одной ртутьсодержащей лампы; наличие на предприятии обученного персонала и демеркуризационного комплекта.

Таки образом, суд полагает, что действия сотрудников при разрушении корпуса ртутных ламп отработанных юридическим лицом предусмотрены и оговорены в настоящей Инструкции, в связи с чем, оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности не имелось.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, вместе с тем данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценив фактические конкретные обстоятельства настоящего дела, судья считает, что выводы должностного лица о вине ООО «Ситиматик-Волгоград» в несоблюдении требований по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, являются необоснованными, поскольку не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие юридического лица.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям №...-Э от ДД.ММ.ГГГГ, соответствии с которым ООО «Ситиматик-Волгоград» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись Парамонова Ю.В.