ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-467/2016 от 10.06.2016 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело "номер"

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород "дата"

Судья Ленинского районного суда г. Н.Новгорода Голубева Г.В. (<...>),

с участием помощников прокурора "адрес" г. Н.Новгорода ФИО1, ФИО2,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела опеки и попечительства управления образования администрации "адрес" г. Н.Новгорода ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка "номер" Ленинского судебного района г. Н.Новгорода Нижегородской области от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении начальника отдела опеки и попечительства управления образования администрации "адрес" г. Н.Новгорода ФИО3,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка "номер" Ленинского судебного района г. Н.Новгорода Нижегородской области от "дата" ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а именно, непредставление в 10-дневный срок, то есть до "дата" (с учетом положений ст. 6.1 Налогового кодекса РФ), сведений о фактах установления "дата" окончательной опеки на общих основаниях в отношении несовершеннолетней "ФИО" с назначением административного наказания в виде административного штрафа .........

Считая указанное постановление незаконным и необоснованным, начальник отдела опеки и попечительства управления образования администрации "адрес" г. Н.Новгорода ФИО3 обратилась в Ленинский районный суд г. Н.Новгорода с жалобой, в обоснование которой указывает, что она не является субъектом данного административного правонарушения. Должностными лицами органов местного самоуправления является глава города, главы администрации города, заместители главы города. Заявитель в жалобе указывает, что письмо от 11 февраля 2011 года «О применении приказа ФНС России от 22 ноября 2010 года» в органы опеки и попечительства не поступал. Разъяснений они не получали. Суд не учел позицию начальника отдела и попечительства администрации города Н.Новгорода "ФИО". Инкриминируемое ей правонарушение является малозначительным, просит обжалуемое постановление мирового судьи судебного участка "номер" Ленинского судебного района г. Н.Новгорода Нижегородской области от "дата" отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание, отложенное на "дата", ФИО3 не явилась, представила суду письменное ходатайство, в котором просит рассмотреть жалобу в ее отсутствие, явиться не сможет, так как будет находиться в отпуске за пределами города. Просит приобщить акт обследования опекаемого несовершеннолетнего, копию листка нетрудоспособности от "дата".

Данное ходатайство удовлетворено.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.

Ранее в судебном заседании начальник отдела опеки и попечительства управления образования администрации "адрес" г. Н.Новгорода ФИО3, которой при рассмотрении жалобы разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и положения ст. 51 Конституции Российской Федерации, в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, не отрицала факта непредставления в 10-дневный срок в налоговый орган сведений о фактах установления "дата" окончательной опеки на общих основаниях в отношении несовершеннолетней "ФИО" Официальное уведомление органов опеки и попечительства администрации "адрес" гор. Н.Новгорода ИФНС России по "адрес" гор. Н.Новгорода от "дата" о направлении приказа ФНС России от "дата", поступило в адрес управления образования администрации "адрес" гор. Н.Новгорода "дата". Пояснила также, что как только они узнали от прокуратуры о необходимости направления данных сведений, "дата" они данные сведения направили в ИФНС России по "адрес" гор. Н.Новгорода. Просит постановление мирового судьи отменить, производство прекратить, рассмотреть вопрос о прекращении по малозначительности совершенного административного правонарушения.

Старшие помощники прокурора "адрес" г. Н.Новгорода ФИО1, ФИО2 в судебном заседании предлагали обжалуемое постановление мирового судьи судебного участка "номер" Ленинского судебного района г. Н.Новгорода Нижегородской области от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении начальника отдела опеки и попечительства управления образования администрации "адрес" г. Н.Новгорода ФИО3 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Оснований для прекращения дела по малозначительности не усматривают, поскольку непредставление сведений в срок, затрагивают интересы налогового органа.

Выслушав стороны в судебном заседании, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО3, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

На основании ч.ч.1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей и иными документами.

Частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) - органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

В силу ч. 5 ст. 85 НК РФ органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

Прокуратурой Ленинского района гор. Н.Новгорода "дата" проведена проверка соблюдения отделом опеки и попечительства управления образования администрации "адрес" города Н.Новгорода законодательства о налогах и сборах.

В ходе проверки установлено, что "дата" распоряжением администрации Ленинского района гор. Н.Новгорода "дата" установлена опека над несовершеннолетней "ФИО".....................................

.....................................

.....................................

"дата" администрация "адрес" г. Н.Новгорода заключила с "ФИО" договор "номер"

Смена опекуна влечет изменения в сведениях, содержащихся в форме ОП раздела 3 – сведения о физическом лице, являющемся опекуном (попечителем), в том числе приемным родителем, патронатным воспитателем, а также разделе 4 – сведения о документах, подтверждающих установление (прекращение) опеки (попечительства, в том числе по договорам о приемной семье, о патронатной семье.

В ходе проверки "дата" был составлен акт проверки, согласно которому при проверке установлено, что сведения об изменении в опеке несовершеннолетней "ФИО" в течение 10 дней со дня принятия распоряжения администрации "адрес" гор. Н.Новгорода от "дата", т.е. до "дата" в ИФНС России по "адрес" гор. Н.Новгорода по форме "номер", не предоставлялись.

Факт непредставления указанных сведений в ИФНС России по "адрес" гор. Н.Новгорода в указанный срок ФИО3 не отрицался при рассмотрении жалобы.

В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершении им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих трудовых обязанностей. Как следует из примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Согласно п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района имеют право, в том числе, на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органы опеки и попечительства осуществляют полномочия по установлению опеки и попечительства.

Пунктом 1.2 Положения об отделе опеки и попечительства управления образования, утвержденного исполняющим обязанности главы администрации Ленинского района города Нижнего Новгорода 10 ноября 2014 года (далее – Положение) предусмотрено, что в своей деятельности Отдел руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", иными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.

На основании пункта "номер" Положения основной задачей отдела является исполнение отдельных государственных полномочий по организации о осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, организация работы по обеспечению правовых гарантий несовершеннолетних, проживающих на территории ленинского района и нуждающихся в защите государства.

По разделу 5 Положения отдел опеки и попечительства управления образования взаимодействует с налоговыми органами по представлению сведений об опеке и попечительстве...

Всю полноту ответственности за эффективность, качество и своевременность выполнения возложенных на Отдел задач и функций несет начальник Отдела.

На основании приказа главы Администрации Ленинского района гор. Н.Новгорода "номер" от "дата", ФИО3 с "дата" переведена на муниципальную должность начальника отдела опеки и попечительства управления образования (л.д. 17).

В соответствии с п. п. 1, 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

Согласно пунктам 1.3, 2.1, 2.2., 2.3, 2.11, 2.14, 3.5, разделу 5 должностной инструкции начальника отдела опеки и попечительства управления образования администрации Ленинского района г. Н.Новгорода последний осуществляет руководство деятельностью отдела и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на отдел, обязан осуществлять руководство деятельностью отдела и несет персональную ответственность за работу отдела; разрабатывает и представляет главе администрации на утверждение должностные инструкции специалистов отдела; планирует работу отдела и осуществляет контроль за выполнением планов; осуществляет контроль за деятельностью специалистов отдела; выполняет иные обязанности по осуществлению отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, которыми наделены органы местного самоуправления; распределяет обязанности между специалистами отдела; взаимодействует с налоговыми органами по предоставлению сведений об опеке и попечительстве, и управлению имуществом несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, опекаемых и подопечных детей.

Вина начальника отдела опеки и попечительства управления образования администрации Ленинского района г. Н.Новгорода ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, помимо собственных объяснений подтверждается совокупностью представленных в дело об административном правонарушении в отношении нее доказательств: постановлением прокурора Ленинского района г. Н.Новгорода от "дата" о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО3 (л.д. 2-3), актом проверки соблюдения требований законодательства на территории Ленинского района гор. Н.Новгорода от "дата" (л.д. 4), распоряжением главы администрации Ленинского района гор. Н.Новгорода "номер" от "дата" «Об установлении опеки по договору о приемной семье над несовершеннолетней "ФИО"., "дата" года рождения» (л.д.5); договором "номер" от "дата" о приемной семье (л.д. 10-11); копией приказа от "дата" о переводе ФИО3 на должность начальника отдела опеки и попечительства управления образования администрации Ленинского района гор. Н.Новгорода (л.д.17); копией сведений об установлении окончательной опеки на общих основаниях над несовершеннолетней "ФИО" от "дата" (л.д.40-43), копией должностной инструкции начальника отдела опеки и попечительства управления образования администрации Ленинского района г. Н.Новгорода, согласно которой в обязанности начальника указанного отдела, кроме прочего, входит взаимодействие с налоговыми органами (л.д.12-16).

Оснований не доверять представленным доказательствам не имеется.

Из анализа правовых норм и представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что ФИО3 является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в связи с чем, довод ФИО3, в данной части судом не принимается, так как основан на ошибочном толковании норм закона.

Дело об административном правонарушении в отношении ФИО3 возбуждено и рассмотрено с соблюдением требований ст. ст. 28.1, 29.6 - 29.11 КоАП РФ.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО3 соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, составлено надлежащим лицом.

Мировой судья исследовал все доказательства, имеющиеся в материалах дела, полно и всесторонне, сопоставил и оценил их в совокупности, что соответствует положениям ст. 26.11 КоАП РФ. При этом мировой судья счел доказательства, имеющиеся в деле, достаточными для подтверждения факта наличия события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении ФИО3.

В обжалуемом постановлении верно установлены фактические обстоятельства дела, вывод о привлечении к административной ответственности ФИО3 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, основан на совокупности имеющихся в деле об административном правонарушении доказательств, получивших надлежащую оценку в обжалуемом постановлении.

Довод ФИО3 о том, что мировой судья не учел позицию начальника отдела опеки и попечительства администрации города Н.Новгорода "ФИО" судом не принимается, поскольку из представленных материалов следует, что при рассмотрении данного дела мировым судьей данное должностное лицо не опрашивалось, в связи с чем, позиция данного свидетеля не излагалась в судебном заседании.

Наказание ФИО3 определено в пределах санкции ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ с учетом данных о ее личности и обстоятельств совершенного правонарушения в минимальном размере.

Действия (бездействие) ФИО3 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ как непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ.

На момент принятия решения мировым судьей срок давности привлечения ФИО3 к административной ответственности с учетом требований ст. 4.5 КоАП РФ не истек.

Доводы жалобы о поступлении приказа ФНС России от "дата" из ИФНС России по Ленинскому району гор. Н.Новгорода в управление образования администрации Ленинского района г. Н.Новгорода лишь "дата", в связи с чем, пропущенный срок направления сведений является уважительным, являются необоснованными, поскольку соответствующая обязанность о направлении сведений об установлении опеки возложена на органы опеки и попечительства в силу положений закона.

В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушении, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного ФИО3 административного правонарушения являются несостоятельными, поскольку указанное правонарушение препятствует осуществлению надлежащего налогового учета и контроля за соблюдением налогового законодательства в Российской Федерации.

С учетом изложенного, постановление суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка "номер" Ленинского судебного района г. Н.Новгорода Нижегородской области от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении начальника отдела опеки и попечительства управления образования администрации Ленинского района г. Н.Новгорода ФИО3 - оставить без изменения, жалобу ФИО3 - оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.

Судья Г.В. Голубева