ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-467/2021 от 11.08.2021 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 12-467/2021

55RS0007-01-2021-003265-84

Р Е Ш Е Н И Е

Куйбышевский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Пархоменко Г.Л.

при секретаре Абулхаировой Ж.Н.,

рассмотрев 11 августа 2021 года в г. Омске в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации города Омска Базылюк И.Ю. на постановление начальника отдела- старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области от 13 мая 2021года, вынесенное в отношении Администрации города Омска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела- старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области от 13 мая 2021 года( Администрация города Омска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(далее по тексту КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В жалобе, поданной в районный суд, защитник Администрации г.Омска Базылюк И.Ю. просит постановление начальника отдела- старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что при вынесении оспариваемого постановления должностным лицом службы судебных приставов не учтены следующие обстоятельства. В 2009 году было принято первое решение Центрального районного суда г. Омска об обязании Администрации г. Омска выполнить капитальный ремонт многоквартирного дома. С тех пор количество подобных судебных решений увеличивалось в геометрической прогрессии. В настоящее время в Администрации г. Омска на исполнении находятся судебные акты об обязании выполнить капитальный ремонт 598 многоквартирных домов за счет средств бюджета г. Омска, в том числе: 8 –без сорока исполненеия,51-со сроком исполнения в 2012году, 272-со сроком исполнения в 2013году, 189- со сроком исполнения в 2014году(в том числе в отношении многоквартирного дома <адрес>- со сроком исполнения в 2015 году, 15-со сроком исполнения в 2016 году,1- со сроком исполнения в 2017году, и 1- со сроком исполнения в 2019 году. На выполнение всего комплекса работ по капитальному ремонту вышеуказанных многоквартирных домов необходимо финансирование в размере 13,2 млрд. руб. Полагает, что административный орган не учел всю критичность ситуации, в которой оказалась Администрация города Омска, обусловленной огромным количеством указанных судебных решений, принятых судом за непродолжительный период времени, колоссальным объемом финансовых затрат для удовлетворения требований взыскателей и, как следствие, неспособностью муниципального образования городской округ город Омск Омской области исполнить судебные акты в установленные судом сроки. На проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в 2016 году направлены бюджетные ассигнования в размере 43,5 млн. руб.; В 2017 году - бюджетные ассигнования в размере 60 092 496,23руб. На 2018 год Решением Омского городского Совета от 06.12.2017 №19 «О бюджете города Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020годов» (с учетом изменений)предусмотрены бюджетные ассигнования на капитальный ремонт многоквартирных домов во исполнение судебных решений в сумме 69 732 552, 60руб. На 2019 год бюджетом города Омска на цели капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено 46,1млн.руб. Невозможность своевременного исполнения судебных актов обусловлена их огромным количеством, потребностью в значительных объемах финансирования, невозможностью включения всего объема затрат на проведение капитального ремонта домов в бюджет г. Омска на соответствующий финансовый год. Указывает, что Администрация г. Омска предпринимает все возможные меры, направленные на исполнение требований взыскателей по капитальному ремонту домов. Проведен структурный анализ судебных решений об обязании Администрации г. Омска выполнить капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и визуальных обследований, представленных в материалах судебных дел. По итогам данного анализа подготовлен реестр многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках исполнения судебных решений, расположенных в порядке очередности по окончательному сроку исполнения судебных решений. В соответствии с распоряжением Министерства строительства и жилищно –коммунального комплекса Омской области от 20.05.2019 №136-рп «О распределении в 2019 году иного межбюджетного трансферта бюджету муниципального образования городской округ города Омска Омской области на реализацию мероприятий по подготовке 16 Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации» бюджету муниципального образования городской округ город Омск Омской области предусмотрено выделение иного межбюджетного трансферта в объеме1,1млр.рублей,на реализацию мероприятий по содействию реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области, имея ввиду проведение капитального ремонта фасадов и крыш 169 многоквартирных домов. В настоящее время проводится активная работа по реализации данной программы, освоению выделенных средств. В рамках выделенных средств будет произведен ремонт фасада и крыши по 27 многоквартирным домам, в отношении которых вынесено судебное решение. Многоквартирный дом 6 по улице Стачечная в указанном реестре находится на 327-ой позиции. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме 6 по улице стачечная в рамках исполнения судебного акта будут выполнены в соответствии с очередностью, определенной реестром, по мере поступления бюджетных ассигнований на указанные цели. Соответственно, для исполнения решения суда необходимы временные и финансовые ресурсы, в связи с чем, исполнить решение суда в полном объеме в установленные сроки не представляется возможным. Администрацией г. Омска принимаются всевозможные меры к исполнению решения суда. Полагает, что Администрация города Омска не допустила виновного незаконного бездействия по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в связи с чем в действиях Администрации города Омска отсутствует состав административного правонарушения.

Защитник Администрации города Омска Базылюк И.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, представила дополнения, в которых указала, что в настоящее время в Администрации г. Омска на исполнении находятся судебные акты об обязании выполнить капитальный ремонт 441 многоквартирных домов за счет средств бюджета г. Омска, из которых на 93 многоквартирных домах работы по капитальному ремонту многоквартирных домов будут выполнены в рамках иного межбюджетного трансферта в размере 1млрд.рублей, выделенного в 2019 году Администрации города Омска. На выполнение всего комплекса оставшихся 318 многоквартирных домов необходимо финансирование в размере,ориентировочно,5.1млр.рублей. В 2012 году выполнены работы по капитальному ремонту 16 многоквартирных домов на общую сумму - 200 млн. руб. За период 2013-2014 годов Администрацией города Омска направлены денежные средства в размере 303,5 млн. руб. на проведение приоритетных видов работ по капитальному ремонту 68 многоквартирных домов. В 2015 году бюджетные ассигнования в размере 44,6 млн. руб. направлены на проведение капитального ремонта общего имущества 17 многоквартирных домов. В 2016 году бюджетные ассигнования в размере 43,5 млн. руб. направлены на проведение капитального ремонта общего имущества 19 многоквартирных домов. В 2017 году бюджетные ассигнования в размере 60 млн. руб. направлены на проведение капитального ремонта общего имущества 13 многоквартирных домов. В 2018 году за счет средств бюджета г. Омска проведены работы по капитальному ремонту на 23 многоквартирных домах в полном объеме, на 5 многоквартирных домах работы выполнены частично в сумме 69,7 млн. руб. В 2019 году за счет средств бюджета г. Омска проведены работы по капитальному ремонту на 8 многоквартирных домах в сумме 25,4 млн. руб. Между Администрацией г. Омска с АО «Омскэлектро» 23.12.2019 заключено соглашение о предоставлении из бюджета г. Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта 278 многоквартирных домов на сумму 997,6 млн. руб. Объем бюджетных средств, предусмотренный при формировании бюджета г. Омска на 2021 год составляет 59 006 350,50 руб. Администрация г. Омска предпринимает все возможные меры, направленные на исполнение требований взыскателей по капитальному ремонту домов. С 2014 года с взыскателями заключаются мировые соглашения, по условиям которых Администрация города Омска выполняет капитальный ремонт отдельных структурных элементов многоквартирного дома или перечисляет взыскателям денежные средства в эквивалентном размере. Данный механизм позволяет выполнить капитальный ремонт многоквартирных домов в интересах собственников во внеочередном порядке и ускорить прекращение исполнительных производств в отношении Администрации города Омска, а также снизить объем затрат на проведение капитального ремонта. С 2012 года между Администрацией г. Омска года с Правительством Омской области, Правительством Российской Федерации ведется переписка по вопросу выделения дополнительных денежных средств из федерального бюджета для реализации судебных решений. Также велась переписка с некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» по совместному решению вопроса выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов города Омска во исполнение судебных решений. По итогам данной переписки между Администрацией г. Омска и Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области заключено 2 соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в объеме 2,1 млрд. руб. Таким образом, Администрация г. Омска принимает всевозможные меры для исполнения судебных решений. Несмотря на сложную ситуацию, складывающуюся в отношении роста доходной базы бюджета города Омска, а также принимаемые Администрацией г. Омска меры по исполнению судебных решений, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Омской области выносится значительное количество постановлений об административных правонарушениях. За период 2013-2018 годов на уплату исполнительских сборов и штрафных санкций за неисполнение судебных решений об обязании выполнить капитальный ремонт домов направлено 43,5 млн. руб. Таким образом, денежные средства, предусмотренные при формировании бюджета города Омска на исполнение судебных актов по обязанию произвести капитальный ремонт многоквартирных домов, фактически поступают на оплату административных штрафов в федеральный бюджет. Средства резервного фонда администрации города Омска направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Законный представитель Администрации города Омска, должностное лицо, вынесшее постановление, Весна Ю.В. в судебное заедание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту Федеральный закон "Об исполнительном производстве") принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно ст.6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Как усматривается из материалов дела, постановлением судебного пристава- исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области от 19.06.2013 на основании исполнительного листа № от 28.05.2013, выданного Центральным районным судом г. Омска по делу № возбуждено исполнительное производство № в отношении Администрации города Омска, предметом исполнения которого является возложение на Администрацию г. Омска обязанности произвести за счет средств соответствующего бюджета капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома №<адрес>, в части следующих элементов: кровли, систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, электроснабжения, фасада, системы водостока по фасаду в срок до 31.12.2014 года (л.д.61-62). Данным постановлением должнику установлен срок для добровольного исполнения требований в течение 5-ти дней с момента получения копии постановления. Факт получения данного постановлением защитником Администрации города Омска не оспаривался

В связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не был исполнен, 12.01.2015 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 16.02.2015 (л.д.65).

Требованием судебного пристава-исполнителя от 01.03.2021 срок для выполнения капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома Администрации города Омска установлен до 31.03.2021 (л.д. 48).

Неисполнение данного требования в установленный срок явилось основанием для

составления 29.04.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области в отношении администрации города Омска протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и вынесения начальником отдела –старшим судебным приставом Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области 13.05.2021 постановления по делу об административном правонарушении, которым Администрация города Омска признана виновной в совершении данного правонарушения.

Между тем, с выводами должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Субъективная сторона выражается в форме умысла или несоторожности.

Как усматривается из материалов дела доводы должника о неисполнении требований исполнительного документа по уважительным причинам, должностным лицом не были надлежащим образом проверены.

Вместе с тем, оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч.2 ст.2.1, ст.26.1 Кодекса наличия объективных препятствий в исполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе связанные с получением необходимого финансирования.

Администрация города Омска является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе РФ, обязана использовать выделенные бюджетные средства по их целевому назначению в установленном законом порядке.

Из представленных Администрацией г. Омска документов следует, что особенности бюджетного финансирования до настоящего времени объективно не позволяют исполнить решение суда в установленный срок, так как порядок и срок исполнения решения суда находится в зависимости от особенностей бюджетного финансирования и выполнения муниципального заказа. При этом Администрацией г. Омска принимались меры по проведению капитального ремонта, в том числе многоквартирного дома <адрес>, который для этих целей включен в реестр многоквартирных домов г. Омска, капитальный ремонт которого необходимо провести в рамках исполнения судебных решений (позиция в реестре в 2021 году по состоянию на 07.06.2021 № 326 (далее - Реестр). Служба судебных приставов своевременно информировалась о наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в установленный срок.

В настоящее время в Администрации города Омска на исполнении находятся судебные акты об обязании выполнить капитальный ремонт 411 многоквартирных домов за счет средств бюджета города Омска. Согласно Реестру, в него включены 411 многоквартирных домов.

Администрацией г. Омска ежегодно направляются бюджетные заявки на текущий год и плановый период, в том числе на выделение бюджетных ассигнований на капитальный ремонт во исполнение судебных решений, что подтверждается соответствующими заявками за 2017-2021 годы с обоснованием потребности в выделении денежных средств на указанные цели. Так, на выполнение всего комплекса работ по заявкам:

-на 2018 год требовалось финансирование в размере около 12,6 млрд, рублей, указывалось, что по состоянию на 29.06.2017 имеются неисполненные судебные акты в отношении 629 многоквартирных домов, в отношении 14 домов проводятся работы по капитальному ремонту общего имущества, объем бюджетных средств, предусмотренный при формировании бюджета г. Омска на 2018 год для указанных целей составляет 71 006 350,50 рублей;

-на 2019 год требовалось 12,8 млрд, рублей, указывалось, что по состоянию на 06.07.2018 имеются неисполненные судебные акты в отношении 621 многоквартирного дома, в отношении 18 домов проводятся работы по капитальному ремонту общего имущества, объем бюджетных средств, предусмотренный при формировании бюджета г. Омска на 2019 год для указанных целей составляет 71 006 350,50 рублей;

-на 2020 год требовалось 13 243 000 000,00 рублей, указывалось, что на исполнении находятся судебные акты об обязании выполнить капитальный ремонт 598 многоквартирных домов, объем бюджетных средств, предусмотренный при формировании бюджета г. Омска на 2020 год для указанных целей составляет 71 006 350,50 рублей;

-на 2021 год требуется 1 729 000 000,00 рублей, указывалось, что на исполнении находятся судебные акты об обязании выполнить капитальный ремонт 591 многоквартирного дома, при этом в 2020 году департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска запланировано выполнение капитального ремонта 278 многоквартирных домов в рамках освоения иного межбюджетного трансферта, а также 7 многоквартирных домов в рамках исполнения мировых соглашений за счет средств бюджета г. Омска, объем бюджетных средств, предусмотренный при формировании бюджета г. Омска на 2021 год для указанных целей составляет 59 006 350,50 рублей.

Таким образом, финансирование данного вида работ в необходимом объеме отсутствует. Доказательств, подтверждающих умышленное неисполнение Администрацией г. Омска требований судебного пристава-исполнителя в установленный им срок, в материалы дела не представлено. Неисполнение требований судебного пристава-исполнителя связано с объективными причинами, а именно значительным количеством аналогичных судебных актов, исполнение которых требует существенных финансовых затрат, особенностями бюджетного финансирования.

При этом должностным лицом не принято во внимание, что Администрацией города Омска принимались и принимаются все зависящие от нее меры к исполнению судебного решения.

При изложенных обстоятельствах, вывод должностного лица о доказанности вины Администрации города Омска в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств данного дела, не может быть признан обоснованным.

На основании изложенного, постановление начальника отдела- старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области от 13 мая 2021года, вынесенное в отношении Администрации города Омска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях Администрации города Омска состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Базылюк И.Ю. удовлетворить.

Постановление начальника отдела- старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области от 13 мая 2021года, вынесенное в отношении Администрации города Омска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вручения копии решения.

Судья Г.Л. Пархоменко