Дело № 12-467/2021
РЕШЕНИЕ
г. Томск 18 августа 2021 года
Судья Октябрьского районного суда г. Томска Елисеенко А.Г., рассмотрев дело по жалобе ФИО1 - директора ООО «Деловые Партнеры» ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>, на постановление врио заместителя начальника УГИБДД УМВД России по ТО №18810070190007669068 от 24.06.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правоотношениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио заместителя начальника УГИБДД УМВД России по ТО В. №18810070190007669068 от 24.06.2021, ООО «Деловые Партнеры» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании установлено, что30 апреля 2021 года в 09 часов 00 минут в г. Томске, на ул. Мостовая, д. 20 ООО «Деловые партнеры» выпустило на линию автомобиль ДАФ FT XF 105400 государственный регистрационный знак ... с прицепом КРОНЕ SD гос. рег. знак ... управлением водителя А... г.р.с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, а именно, в нарушение требования Приложения №1 к Приказу Минтранса РФ от 28.10.2020 г. № 440, в тахографе отсутствует антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, а также блок СКЗИ тахографа. Транспортное средство ДАФ FT XF 105400 государственный регистрационный знак ... оборудовано тахографом DTCO 1381 – контрольное устройство, применяемое и предназначенное для осуществления международных перевозок в рамках Соглашения ЕСТР, однако карточка допуска на осуществление международных автомобильных перевозок на вышеуказанное транспортное средство ООО «Деловые партнеры» отсутствует. Согласно сведениям путевого листа ДП №371 от 30.04.2021 г. перевозка является междугородней.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Деловые Партнеры» подала в Октябрьский районный суд г. Томска жалобу, в которой указала, что обязательные требования к тахографу, как к продукции, могут быть определены только в рамках Договора о ЕАЭС, в частности, техническими регламентами, об этом указано в статье 3 Федерального Закона №184 «О техническом регулировании». Обязательные требования к тахографу установлены Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». В обязательных требованиях отсутствуют требования о наличии в тахографе блока СКЗИ, антенны для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем Глонасс и GPS. Подтверждением соответствия тахографа обязательным требованиям по смыслу статьи 20 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ, является сертификат соответствия Техническому регламенту. Транспортное средство, которым управлял А – DAF FT XF 105/460, гос. рег. знак ... на момент осмотра его должностным лицом оборудовано тахографом DTCO 1381, с серийным номером 0000510032, что подтверждается Сертификатом о калибровке № 01992 от 23.01.2020. Данный тахограф установлен на автомобиле заводом производителем ТС и соответствует требованиям Российского и международного законодательства, что подтверждается сертификатом соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных тс Таможенного Союза. На момент осмотра тахограф был исправен, откалиброван, что подтверждается сертификатом о калибровке №01992 от 23.01.2020 г., имеет свидетельство об утверждении типа средств измерений, внесен в перечень допущенных к использованию тахографов на сайте ФБУ Росавтотранс. В соответствии с единым государственным реестром нотификации о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров их содержащих, применяемый тахограф DTCO 1381 является средством крипто защиты информации (СКЗИ), номер в реестре RU000007525. в соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ», в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований. Таким образом, указание должностным лицо в постановлении от 24.06.2021 г. на неисполнение обществом требований приказа Минтранса России от 28.10.2020 №440 не состоятельно в силу положений пункта 7 ст. 3 ФЗ № 247 «Об обязательных требованиях в РФ». Лицо, использующее тахограф бес СКЗИ, но имеющее сертификат соответствия ТР ТС 018/2011 не может быть привлечено к ответственности, потому как оно добросовестно выполнило одно из обязательных требований. Выводы должностного лица, указанные в постановлении о том, что установленный тахограф является ненадлежащим устройством, так как в нем отсутствует блок СКЗИ, антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, не подтверждены доказательствами. Материалы дела не содержат технического заключения о наличии или отсутствии в тахографе тех или иных блоков и антенн. Вывод должностного лица о совершении обществом нарушения обоснованы лишь ссылкой на требования к тахографу, установленные в приложении №1 к приказу Минтранса РФ от 28.10.2020 г. №440, без учета правового регулирования определенного Федеральным законом от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ», Федеральным законом №184 «О техническом регулировании», Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Полагает, что выводы должностного лица необоснованны, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Согласно представленным документам, жалоба в Октябрьский районный суд г.Томска подана в срок, установленный ст.30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебное заседание ФИО1, представитель ГИБДД, извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, об отложении рассмотрения жалобы не просили в связи с чем судья считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Защитник – Амосенко А.В., поддержал жалобу, приведя в ее обоснование свои доводы.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Часть 2 ст.11.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом обжалуется в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему федеральным законодателем, издало Постановление от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы", которым установило, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации (пункт 1).
Согласно Приложения №1 к Приказу Минтранса РФ от 28.10.2020 года №440, тахограф подлежит поверке в порядке, установленном Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», и должен состоять из бортового устройства, а также следующих компонентов: 1) карт тахографа (далее - карты, если не указано иное); 2) датчика движения; 3) антенны для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS; 4) антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля); 5) комплекта монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве. 3. Бортовое устройство должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержать внутри него: 1) устройство обработки данных; 2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации; 3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее: аутентификацию водителя, Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в том числе их территориальных органов (далее - контрольные органы), сервисного центра (далее - мастерская, если не указано иное), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, а также физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее - владельцы транспортных средств), а также соответствующих карт; регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа); хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевая информация), и аутентифицирующей информации; измерение параметров навигационных сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее - ГНСС) и выделение навигационных сообщений с целью определения и регистрации в некорректируемом виде пространственных координат транспортного средства и текущего времени (поправки показаний часов); синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC (SU) <2> при работе по сигналам ГНСС с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от 0 до 3600 секунд), 4) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде; 5) связной модуль (необходимость включения связного модуля в состав бортового устройства определяется организацией - изготовителем тахографа); 6) датчики ускорения (необходимость установки определяется организацией - изготовителем тахографа); 7) два устройства ввода карт (считывающие устройства); 8) средство отображения информации (дисплей); 9) печатающее устройство; 10) кнопку аварийной ситуации (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля); 11) средства визуального и звукового предупреждения; 12) разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных; 13) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству; 14) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС; 15) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля); 16) слот для SIM-карты (необходимость слота для SIM-карты в составе бортового устройства определяется организацией - изготовителем тахографа); 17) средства ввода информации в тахограф (клавиатура). 4. Тахограф должен обеспечивать целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа. 5. Тахограф должен обеспечивать внесение в блок СКЗИ тахографа с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) блока СКЗИ тахографа (далее - активизация тахографа).
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.23 КоАП РФ ООО «Деловые Партнеры» подтверждается протоколом об административном правонарушении от 15.06.2021 года, свидетельством об утверждении типа средств измерений, ОС.С.28.149А №75635, в котором указана модель установленного на автомобиле тахогрофа DTCO 1381 версия 3.0, сертификатом поверки и сертификатом соответствия к нему, объяснениями Б, согласно которым карточка международных перевозок на транспортное средство ДАФ гос. номер ... на момент нарушения отсутствовала, выпуск транспортного средства осуществлялся на линию 30.04.2021 года в 09.00 часов из гаража, расположенного по адресу: <...> должностным лицом ООО «Деловые линии», определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 24.05.2021 года, рапортом 42 АА № 109457 от 02.05.2021 года, путевым листом от 30.04.2021 года, объяснениями водителя А и протоколом от 02.05.2021 года в отношении последнего.
Из исследуемых материалов следует, что тахограф DTCO 1381, установленный в автомобиле ДАФ FT XF 105400 государственный регистрационный знак ... не соответствовал установленным Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказу Минтранса РФ от 28.10.2020 года №440 в части оснащения блоком СКЗИ и антенны для приема сигналов глобальных навигационных спутников систем Глонасс и GPS.
Наличие сертификата соответствия тахографа DTCO 1381 и сертификата поверки к нему не означает отсутствия в действиях ООО «Деловые линии» состава данного административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что требования к тахографам, предусмотренные приказом Минтранса России от 28.10.2020 №440 не соответствуют регламенту Таможенного союза и не носят обязательного характера, основаны на неверном толковании закона.
По смыслу п. 14 Технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. №877, данный нормативный акт отсылает к положениям нормативных правовых актов государств-членов Таможенного союза в части оснащения транспортных средств тахографами. Правило п. 74 Технического регламента Таможенного союза, согласно которому его требования не применяются к наличию подлежащих проверке элементов конструкции находящихся в эксплуатации транспортных средств, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение, не исключает действие внутригосударственного законодательства Российской Федерации в части правил, устанавливающих категории транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами.
Приказ Министерства транспорта РФ от 28.10.2020 N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" издан во исполнение постановления Правительства РФ от 23.11.2012 №1213, в строгом соответствии с положениями п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Следовательно, данный приказ Министерства транспорта РФ подлежит обязательному применению всеми участниками дорожного движения.
Таким образом, действия ООО «Деловые партнеры» правильно квалифицированы по ч.2 ст.11.23 КоАП РФ, поскольку, как установлено, транспортное средство было выпущено на линию с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.
Административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, нарушений процессуального или материального законодательства при вынесении обжалуемого постановления допущено не было.
Вместе с тем, должностное лицо при вынесении постановлении указало, что 30 апреля 2021 года в 09 часов 00 минут в г. Томске, на ул. Мостовая, д. 20 ООО «Деловые партнеры» выпустило на линию автомобиль ДАФ FT XF 105400 государственный регистрационный знак ... с прицепом КРОНЕ SD гос. рег. знак ... под управлением водителя А... г.р. без тахографа, соответствующего требованиям Приложениям №1 к Приказу Минтранса РФ от 28.10.2020 г. № 440, а именно в тахографе отсутствует антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, а также блок СКЗИ тахографа. Транспортное средство ДАФ FT XF 105400 государственный регистрационный знак ... оборудовано тахографом DTCO 1381 – контрольное устройство, применяемое и предназначенное для осуществления международных автомобильных перевозок в рамках Соглашения ЕСТР, однако карточка допуска на осуществление международных автомобильных перевозок на вышеуказанное транспортное средство ООО «Деловые партнеры» отсутствует. Согласно сведениям путевого листа ДП №371 от 30.04.2021 г. перевозка является междугородней.
Суд полагает неверным указание на отсутствие в транспортном средстве тахографа, в связи с чем считает необходимым изменить постановление врио заместителя начальника УГИБДД УМВД России по ТО .... №18810070190007669068 от 24.06.2021 года указав, что ООО «Деловые Партнеры» выпустило на линию автомобиль ДАФ FT XF 105400 государственный регистрационный знак ... с прицепом КРОНЕ SD гос. рег. знак ... под управлением водителя А... г.р. с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление врио заместителя начальника УГИБДД УМВД России по ТО В №18810070190007669068 от 24.06.2021 года изменить указав, что: 30 апреля 2021 года в 09 часов 00 минут в г. Томске, на ул. Мостовая, д. 20 ООО «Деловые партнеры» выпустило на линию автомобиль ДАФ FT XF 105400 государственный регистрационный знак ... с прицепом КРОНЕ SD гос. рег. знак ... под управлением водителя А... г.р.с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, а именно, в нарушение требованиям Приложениям №1 к Приказу Минтранса РФ от 28.10.2020 г. № 440, в тахографе отсутствует антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, а также блок СКЗИ тахографа. Транспортное средство ДАФ FT XF 105400 государственный регистрационный знак ... оборудовано тахографом DTCO 1381 – контрольное устройство, применяемое и предназначенное для осуществления международных автомобильных перевозок в рамках Соглашения ЕСТР, однако карточка допуска на осуществление международных автомобильных перевозок на вышеуказанное транспортное средство ООО «Деловые партнеры» отсутствует. Согласно сведениям путевого листа ДП №371 от 30.04.2021 г. перевозка является междугородней.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу директора ООО «Деловые Партнеры» ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья А.Г. Елисеенко
Копия верна Судья А.Г. Елисеенко Секретарь: Е.В. Барбарич «__» _____________ 20 __ года |
Постановление вступило в законную силу «___» ________________ 20__ года
Секретарь:
Оригинал хранится в деле № 12-467/2021 в Октябрьском районном суде г.Томска.
Уникальный идентификатор дела (материала): 70RS0003-01-2021-004938-43