Дело № 12-467 /2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Березники 20 октября 2021 года
Судья Березниковского городского суда Пермского края Черепанова А.Г.,
при помощнике судьи Кушель Е.В.,
с участием представителей МУП «Водоканал» г. Березники»- ВМ, ЕИ, действующей на основании доверенностей,
потерпевших МО, ХО, ГТ,
представителя ХО- АА, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в помещении Березниковского городского суда Пермского края жалобу МУП «Водоканал» г. Березники» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае КС№ от ..... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае КС№ от ..... правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 00 0руб.
В жалобе, поданной в Березниковский городской суд, законный представитель МУП «Водоканал» г. Березники» просит постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае КС№ от ..... отменить, указывая, что на основании Указа Губернатора Пермского края № 121 от 20.08.2020 года и рекомендаций Роспотребнадзора по проведению профилактических мероприятий и диценфекции транспортных средств для перевозки пассажиров в целях недопущения распостранения новой короновирусной инфекции генеральным директором МУП «Водоканал» г. Березники» был вынесен приказ от .....№, согласно которого водителям общественного транспорта, с ..... производить санитарную обработку подвижного состава при работе на городских маршрутах во время отстоев, согласно утвержденного графика, с которым работники были ознакомлены, соответственно дали свое согласие. Нарушение трудового законодательства не было. Кроме того ..... между МУП «Водоканал» г. Березники» и ГБУЗ Пермского края «Пермский краевой центр дезинфектологии» был заключен договор № по проведению санитарно- профилактических мероприятий, а именно дезинфекцию автотранспорта.
Законные представители МУП «Водоканал» г. Березники» ВМ, ЕИ в судебном заседании на доводах жалобы настаивала в полном объеме.
Потерпевшие МО, ХО, ГТ, представитель ХО- АА в судебном заседании указали, что постановление должностного лица о привлечении МУП «Водоканал» г. Березники» к административной ответственности за нарушение трудового законодательства законно и обоснованно, отмене не подлежит.
Представитель Государственной инспекции труда в Пермском крае в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, административное дело, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статья 37 Конституции РФ устанавливает право каждого на труд и на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.
В соответствии со статьей 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Нарушение законодательства о труде, независимо от степени причиненного ущерба, является грубым нарушением обязательных правил в сфере трудовых отношений, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области трудового законодательства, посягает на интересы работника.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи и статьей 5.27.1 названного Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектом правонарушения является работодатель (должностное лицо – руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего трудового законодательства.
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) является обязательным условием для включения в трудовой договор.
Выполнение работником трудовой функции как обязательное условие трудового договора подразумевает требование от работника выполнения только той работы, о которой стороны договорились при его заключении.
В соответствии со ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Возложение на работника дополнительных обязанностей по аналогичной или иной должности (профессии) представляет собой дополнительную работу, за дополнительную оплату.
Согласно положениям статей 60, 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Работнику может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) с письменного согласия работника и за дополнительную плату.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
В соответствии со статьей 91 ТК РФ работодателем ведется учет времени фактически отработанным каждым работникам, который отражен в табеле учета рабочего времени и соответствует времени указанных в расчетных листках.
В соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой документарной проверки, проводимой на основании распоряжения Врио заместителя главного государственного инспектора труда в Пермском крае (по правовым вопросам) ИО от ..... в отношении МУП «Водоканал» г. Березники» было установлено, что Приказом МУП МУП «Водоканал» г. Березники» № от ..... «О санитарной обработке», с целью предупреждения завоза и распространения инфекции, вызванной новым коронавирусом COVID-2019 в Пермском крае на основании распоряжения председателя правительства Пермского края №5-рпп от 14.03.2020г. «О введении для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края режима функционирования «Повышенная готовность» водители общественного транспорта, с ..... обязаны производить санитарную обработку подвижного состава при работе на городских маршрутах во время отстоев согласно утвержденного графика. С указанным приказом работники ознакомлены под роспись, но в нарушении статьи 60.2, 151 ТК РФ привлечены к указанной работе без письменного согласия и дополнительной оплаты. Согласно Приказов представленных Учреждением за период ..... работникам производится оплата за выполнение дополнительных работ на период свободной вакансии (Приказы об оплате дополнительных работ по исключительным случаям № от ...... № от ....., №№. от ..... основании пункта 6.13 Положения об оплате труда (утв. Приказом от 26.12.2018г. №). Так, согласно Положения об оплате труда, пунктом 6.13 установлено, компенсация затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей (на период отсутствия другого постоянного работника, а именно на период больничного листа, отпусков или наличия свободной вакансии) оплачивается по выполняемой работе с учетом фактически отработанного времени. Выплата компенсации затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей утверждается для следующих подразделений предприятия: Автоколонна 1, Автоколонна 2, Кондукторы. СЭХ рабочие, и может включать в себя следующие виды начислений: оплата по тарифу, оплата по часовому тарифу, повременно город, сдельная оплата, доплата за интенсивный тяжелый труд, доплата за вредность, за ремонт, доплата за бригадирство, оплата времени отстоя, доплата за ночное и вечернее время, оплата за резерв, за ожидание ремонта, доплата за классность, доплата за разрывной график, сверхурочные, премия ФЗП. районный коэффициент. Указанная компенсация отражена в расчетных листках. Форма расчетного листка утверждена работодателем Приказом № от ..... Проверкой выявлено нарушение абз.3 статьи 60.2 ТК РФ, а именно не определен срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем которые устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Проверкой также, выявлено нарушение абз.9 части 2 статьи 22 ТК РФ, работники не ознакомлены с основаниями и коэффициентами понижения КПР, листы ознакомления с Приказом № от ..... на проверку Предприятием не представлены. В соответствии со статьей 91 ТК РФ работодателем ведется учет времени фактически отработанным каждым работникам, который отражен в табеле учета рабочего времени и соответствует времени указанных в расчетных листках. В расчетных листках работников представленных предприятием, также отражено время отстоя. Кроме этого. Приказом от .....№ работникам, которым установлен сменный режим работы с предоставлением выходных по скользящему графику, при суммированном учете
рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц с ..... устанавливается определенная норма на месяц, но в нарушении абз.9 части 2 статьи 22 ТК РФ с указанным Приказом работники не ознакомлены под роспись.
Указанные обстоятельства и вина МУП «Водоканал» г. Березники» в совершении правонарушения подтверждаются материалами дела.
Имеющиеся в материалах дела доказательства оформлены надлежащим образом и соответствуют требованиям законодательства об административных правонарушениях, составлены уполномоченными на то должностными лицами, законность действий которых у суда сомнений не вызывает.
Данные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с п. 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом РФ.
Согласно п. 10 данного Положения основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Таким образом, внеплановая документарная проверка МУП «Водоканал» г. Березники», в ходе которой выявлено нарушение трудовых прав работников, проведена в полном соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Доводы заявителя о том, что работники извещались работодателем о привлечении к дополнительной работе путем ознакомления с приказом МУП «Водоканал» г. Березники» о санитарной обработке подвижного состава при работе на городских маршрутах во время отстоев, согласно утвержденного графика от .....№, следовательно, фактически дали письменное согласие на увеличение объема выполняемой работы, не опровергают установленный должностным лицом трудовой инспекции факт нарушения обществом положений части 1 статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации, выразившийся в отсутствии письменного согласия работника на выполнение дополнительной работы.
Довод жалобы о том, что в данном случае имеется индивидуальный трудовой спор, и рассматривался в гражданском судопроизводстве не может повлечь отмену постановления должностного лица.
Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
В соответствии с частью первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Согласно статье 382 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Исходя из содержания приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации государственный инспектор труда, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, вправе выявлять очевидные нарушения трудового законодательства, которые выражены объективно и являются бесспорными.
Заключенный договор между МУП «Водоканал» г. Березники» и ГБУЗ Пермского края «Пермский краевой центр дезинфектологии» № по проведению санитарно- профилактических мероприятий, а именно дезинфекцию автотранспорта не является основанием для освобождения МУП «Водоканал» г. Березники» от административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п.
Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения является так или иначе следствием виновности его должностных лиц или работников, привлечение которых к административной или уголовной ответственности не освобождает - в силу прямого указания Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3 статьи 2.1) - от административной ответственности само юридическое лицо.
Собранные доказательства свидетельствуют об умышленном и очевидном нарушении МУП «Водоканал» г. Березники» норм трудового законодательства, что является основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Водоканал» г. Березники» вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, доказаны.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении МУП «Водоканал» г. Березники» были правильно установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Государственный инспектор труда исследовал совокупность представленных доказательств и дал им надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП Российской Федерации, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, влекущих отмену постановления должностного лица, в ходе производства по делу не допущено.
Постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае КС№ от ..... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица МУП «Водоканал» г. Березники» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение 10 дней с момента получения или вручения копии решения.
Судья (подпись) А.Г. Черепанова
Копия верна, судья