Судья Васильева И.В. № 21-261/2021
Дело № 12-467/2021
УИД 60RS0020-01-2021-010655-29
П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Р Е Ш Е Н И Е
27 декабря 2021 года гор. Псков
Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,
при секретаре Александровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации города Пскова ФИО1 на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области ФИО2 от 18 августа 2021 года и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 15 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации города Пскова,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области (далее – МОСП по исполнению ОВИП) ФИО2 от 18 августа 2021 года Администрация города Пскова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 15 октября 2021 года данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Псковский областной суд, защитник Администрации Псковского района ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по данному делу постановления и решения в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие вины Администрации города Пскова в несвоевременном исполнении решения суда. Указывает, что Администрацией города Пскова предпринимались все необходимые меры, направленные на исполнение решения суда: 29 июня 2021 года произведено обследование общего имущества многоквартирного дома в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида, муниципальным учреждением подготовлено техническое задание и рассчитана стоимость работ по разработке проектно-сметной документации, направлена заявка на выделение финансирования разработки проектно-сметной документации, при выделении финансирования 14 сентября 2021 года был заключен договор на разработку проектно-сметной документации, срок выполнения работ – до 15 декабря 2021 год. Электронный аукцион будет проведен в I-II квартале 2022 года при выделении финансирования. Полагает, что решение суда не исполнено по независящим от Администрации города Пскова обстоятельствам, поскольку связано с выделением финансирования и необходимостью осуществления установленных процедур.
Законный представитель либо защитник Администрации города Пскова, а также должностное лицо МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области ФИО2 в судебное заседание при надлежащем извещении не явились, защитник Администрации города по доверенности ФИО3 и должностное лицо административного органа просили о рассмотрении дела без их участия в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения (часть 2).
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2021 года (л.д. <данные изъяты> на Администрацию города Пскова возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Б. И.И., осуществив мероприятия, направленные на приспособление общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, с учетом потребностей инвалида и обеспечение условий их доступности для инвалида.
28 июня 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области ФИО4 в отношении Администрации города Пскова возбуждено исполнительное производство № <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты> по исполнительному документу - исполнительному листу ФС №<данные изъяты> от 14 апреля 2021 по делу №2а-73/2020, выданному 7 июня 2021 года на основании указанного кассационного определения (л.д. <данные изъяты>). Постановлением установлен 5-дневный срок с момента получения его копии для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Данное постановление получено Администрацией города 10 июля 2021 года.
20 июля 2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей и установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 3 августа 2021 года, при этом в постановлении должник предупрежден о последствиях неисполнения, предусмотренных частью 2 статьи 105 Закона № 229-ФЗ.
Копия данного постановления и требование от 29 июля 2021 года № <данные изъяты> об исполнении требований исполнительного документа до 3 августа 2021 года получены Администрацией города 29 июля 2021 года.
Вместе с тем, должник Администрация города Пскова после получения требования от 29 июля 2021 года в срок до 3 августа 2021 года не исполнил требования исполнительного документа, документы, подтверждающие исполнение решения суда, не представил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации города Пскова к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ обжалуемым постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области от 18 августа 2021 г., с которым согласилась судья Псковского городского суда Псковской области проверив материалы дела в порядке, установленном статьей 30.6 КоАП РФ.
Вместе с тем судьей Псковского городского суда не учтено следующее.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из кассационного определения судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2021 года, на Администрацию города Пскова возложена обязанность осуществить мероприятия, направленные на приспособление общего имущества в многоквартирном доме по адресу: город <данные изъяты>, с учетом потребности инвалида и обеспечение условий из доступности для инвалида, однако конкретные мероприятия данным решением не установлены и не предписаны.
При этом порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов установлены Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 года № 649 (далее – Правила).
Под приспособлением жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (пункт 2).
Из материалов дела следует, что 29 июня 2021 года уполномоченной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий из доступности для инвалидов, созданной решением Псковской городской Думы от 14 июня 2017 года № 2400, проведено обследование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме. На основании акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) комиссией дано заключение о том, что приспособление общего имущества возможно в отношении части дома: входной группы – крыльца, перечень мероприятий по приспособлению общего имущества в данном многоквартирном доме необходимо определить проектом.
МКУ города Пскова «Стройтехнадзор» подготовлено техническое задание и рассчитана стоимость работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Обустройство доступа маломобильным группам населения в подъезд № 3 в жилом доме по адресу: <данные изъяты>».
14 сентября 2021 года Управлением строительства и капитального ремонта Администрации города Пскова и ООО «ПромЖилСтрой» заключен договор на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по указанному объекту, срок выполнения работ – до 15 декабря 2021 года.
При этом закупки строительных работ Администрацией города Пскова должны производится в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вся совокупность указанных процедур предполагает невозможность исполнения требований исполнительного документы в сроки установленные судебным приставом-исполнителем: фактически с 10 июля 2021 года (получение копии постановления о возбуждении исполнительного производства) по 3 августа 2021 года (новый срок).
Таким образом, обстоятельства дела указывают на отсутствие у Администрации города Пскова возможности для соблюдения требований законодательства об исполнительном производстве, за нарушение которых частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность, при том, что муниципальным органом принимались все зависящие от него меры по их соблюдению.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ указанные обстоятельства оставлены судьей городского суда без внимания и надлежащей оценки.
С учетом изложенного в действиях Администрации города Пскова отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава МОСП по исполнению ОВИП ФИО2 от 18 августа 2021 года и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 15 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации города Пскова, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Псковского областного суда
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области ФИО2 от 18 августа 2021 г. и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 15 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации Псковского района отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Псковского областного суда О.С. Русакова