ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-468/15 от 13.08.2015 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Адм. дело № 12-468/2015

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

13 августа 2015 г. г. Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Евстафьев В.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление зам. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Чувашской Республике ----- от дата. о привлечении ее к административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ,

установил:

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике дата. в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ, рассмотрено дело об административном правонарушении ----- в отношении должностного лица - начальника отдела - главного бухгалтера отдела финансового обеспечения Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике ФИО1 по ст. 15.15.7 КоАП РФ и вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере ------

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обжаловала его в суд и просит отменить постановление и прекратить производство по делу.

В обоснование жалобы указано, что административное правонарушение выражено в нарушении порядка учета бюджетных обязательств по договору от дата. -----, заключенному между Управлением федеральной миграционной службы по Чувашской Республике и ИП ФИО5 на сумму ------ на выполнение проектных работ. Нарушение выявлено в ходе проверки использования средств федерального бюджета в дата годах, а также полноты и достоверности отчетности о реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» за дата год. По делу составлен протокол об административном правонарушении от дата. -----

Сведения о принятом бюджетном обязательстве по установленной Порядком форме по договору от дата. ----- были представлены Управлением ФМС России по ЧР в орган Федерального казначейства дата., то есть с нарушением установленного Порядком срока на 2 рабочих дня.

С обжалуемым постановлением о назначении административного наказания ФИО1 не согласна, просит его отменить, а производство по административному делу прекратить по следующим основаниям.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, является казенное учреждение, коим Управление Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике не является.

Согласно пункту 1 раздела I Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 № 711, Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике, утвержденного приказом ФМС России от 02.12.2013 № 611, Управление Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике является территориальным органом Федеральной миграционной службы в субъекте Российской Федерации.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет казенное учреждение как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Так как УФМС России по ЧР не является казенным учреждением, отсутствует состав вменяемого ей административного правонарушения. В соответствии с п.2 4.1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Как указано в ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Допущенное нарушение, выразившееся в предоставлении сведений по истечении 6 рабочих дней, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но при этом не повлекло за собой материальный ущерб, не повлечет в дальнейшем вреда или возникновения угрозы причинения вреда имущественному ущербу, не исказило налогооблагаемую базу.

Необходимо отметить, что сведения о принятых бюджетных обязательствах были предоставлены, хотя и по истечении срока в 6 рабочих дней. Материальный ущерб правонарушением причинен не был, существенная угроза охраняемым общественным отношениям также не была создана.

В представленном дополнении к жалобе также указано, что нарушение срока предоставления, сведений о принятом бюджетном обязательстве в Федеральное казначейство не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, в связи с тем, что операции по составлению и представлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства.

Порядок учета бюджетных обязательств получателем бюджетных средств (субъектом учета) регламентируется Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н).

Основные положения по учету показателей принятых учреждением бюджетных обязательств (денежных обязательств) на счетах раздела "Санкционирования расходов экономического субъекта" определены пунктами 318 - 320 Инструкции N 157н.

В то время как порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98н (далее - Порядок N 98н), предусматривает учет бюджетных обязательств на лицевых счетах, открытых получателям средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, в том числе на основании сведений о принятом бюджетном обязательстве.

В связи с чем, полагает, что непредставление получателем средств федерального бюджета - федеральным казенным учреждением в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания сведений об обязательстве в течение установленного пунктом 2.1 Порядка N 98н срока, не может рассматриваться как нарушение порядка учета бюджетных обязательств, ответственность за которые установлена статьей 15.15.7 КоАП РФ.

Аналогичная правовая позиция выражена в письмах Министерства финансов РФ ----- от дата. и N ----- от дата.

В судебном заседании ФИО2 и ее защитник Иванова Б.С. поддержали доводы жалобы по изложенным в ней и в дополнении к жалобе основаниям.

Представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике ФИО3, ФИО4, возражали против удовлетворения жалобы и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Также заявили, что ранее принятые по другим аналогичным делам об административных правонарушениях в отношении ФИО1 решения судьи Верховного суда Чувашской Республики о прекращении производства по делу ими обжалованы в надзорном порядке. Поэтому ходатайствовали об отложении рассмотрения жалобы по данному делу. Доводы жалобы считают необоснованными по основаниям, изложенным в надзорной жалобе. Ходатайство об отложении рассмотрения жалобу удовлетворению не подлежит, так как КоАП РФ не предусмотрено такое основание для отложения, как рассмотрение надзорной жалобы по другим делам об административных нарушениях в отношении того же лица по аналогичным делам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалоб, возражений на жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, обозрев административное дело в отношении ФИО1, суд приходит к следующему.

Согласно требованиям ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Ст. 15.15.7 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В основе квалификации административных правонарушений используется содержание административного правонарушения, которое представляет собой особую правовую конструкцию, состоящую из четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьёй КоАП РФ, являются правоотношения в сфере бюджетных отношений.

Субъектами данного правонарушения являются должностные лица казенного учреждения, ответственные за исполнение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств.

С объективной стороны правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий, направленных на несоблюдение установленного действующим законодательством порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет либо порядка учета бюджетных обязательств.

С субъективной стороны состав данного административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.

Из диспозиции указанной нормы закона следует, что ответственность за данное правонарушение несет только специальный субъект - казенное учреждение.

Согласно статье 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера.

Основные особенности правового статуса федеральных казенных учреждений определяются статьями 6 и 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 120, 296, 298 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, рядом статей Федерального закона от 12 января 1996 № 6-ФЗ « О некоммерческих организациях», статьи 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61 -ФЗ « Об обороне » и рядом норм иных ведомственных правовых актов.

На основании статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, развивающей понятие учреждения, конкретизирующей цель его создания и являющейся специальной нормой по отношению к статье 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации, под федеральным казенным учреждением следует признавать государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. При этом основной признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых казенные учреждения созданы. Цели создания и специфический характер выполняемых функций различаются в зависимости от стоящих перед казенным учреждением задач и объема представленных полномочий.

Порядок создания учреждений установлен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 года № 539 « Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» (далее - Порядок № 539). В соответствии с п.3 Порядка № 539 решение о создании федерального учреждения путем его учреждения принимается Правительством Российской Федерации в форме распоряжения. Распоряжение Правительства Российской Федерации о создании федерального учреждения должно содержать наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа. Согласно пункту раздела Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года № 711 Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти.

Согласно положению ст.6 п.11 и ст. 161 БК РФ не установлена административная ответственность за нарушение органом государственной власти порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств.

Положения п.п. «г» п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона от 08 мая 2010 года №83 -ФЗ (ред. от 31 декабря 2014) «О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений, на которые ссылается административный орган, не определяет ФМС России как казенное учреждение. Названные положения закона лишь устанавливают создание казенных учреждений путем изменения типа уже существующих учреждений Федеральной миграционной службы, а не самой ФМС России как учреждения.

В статье 6 БК РФ даны два разных определения для двух разных понятий «получатель бюджетных средств» и «казенное учреждение». Исходя из определения получателя бюджетных средств, данного в статье 6 БК РФ, получателями бюджетных средств могут быть: орган государственной власти (государственный орган); орган управления государственным внебюджетным фондом; орган местного самоуправления; орган местной администрации; находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казанное учреждение.

Статьи 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ введены Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ. Данными статьями установлена ответственность за нарушения в сфере бюджетного процесса. Из 18 введенных статей только 2 статьи содержат ответственность, предусмотренную для казенных учреждений. Другие статьи посвящены иным участникам бюджетного процесса. Из чего следует, что законодателем была разделена ответственность разных участников бюджетного процесса и в связи с этим расширительное толкование понятия «Казенное учреждение», данное в решении районного суда является неправильным.

Порядок учета бюджетных обязательств получателем бюджетных средств (субъектов учета) регламентируется Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н. Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета определен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 года № 98н «О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета ». Пунктом 2.1 Порядка № 98н установлены сроки представления в органы Федерального казначейства Сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения. При этом ответственность за нарушение сроков представления указанных сведений Порядком № 98н не предусмотрена.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в письмах Министерства Финансов Российской Федерации от 7 мая 2015 года № 02-10-07 / 26357 и от 29 апреля 2015 года № 02-06-05/ 25080. При этом дано разъяснение того, что операции по составлению и представлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства и нарушение положений пункта 2.1 Порядка № 98н, в том числе непредставление получателем средств федерального бюджета - федеральным казенным учреждением в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания сведений об обязательстве в течение установленного пунктом 2.1 срока, не может рассматриваться как нарушение порядка учета бюджетных обязательств, ответственность за которые установлена ст. 15.15.7 КоАП РФ.

Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности послужило то обстоятельство, что ФИО1, являющаяся главным бухгалтером отдела финансового обеспечения Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике, допустила нарушение п.п.4,5 ст. 161 и 162 БК РФ, п.п. 1.2,2.1 Порядка № 98н - сведения об обязательстве, возникшем на основании договора УФМС России по Чувашской Республике от 17.12.2014г. -----, заключенному между Управлением федеральной миграционной службы по Чувашской Республике и ИП ФИО5 на сумму ------ на выполнение проектных работ, были представлены дата, то есть с нарушением установленного срока на 2 рабочих дня.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица о привлечении ФИО1 к административной ответственности от 17.12.2014г. №43/2014/213, заключенному между Управлением федеральной миграционной службы по Чувашской Республике и ИП ФИО5 на сумму ------ на выполнение проектных работ. нельзя признать законным, поэтому постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Постановление зам. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике ----- от датаг. о привлечении начальника отдела- главного бухгалтера отдела финансового обеспечения Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ отменить.

Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня его вручения или получения через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Судья В.В.Евстафьев

Мотивированное решение

изготовлено 18.08.2015.