ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-468/20 от 09.12.2020 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

9 декабря 2020 года <...>

Судья Центрального районного суда г. Тулы Задонская М.Ю., рассмотрев жалобу с ООО «Тульская транспортная компания» на постановление , вынесенное старшим инспектором Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Тульская транспортная компания» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.11.23 КоАП РФ,

установил:

постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным старшим инспектором Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Тульской области, ООО «Тульская транспортная компания» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.11.23 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 21 500 руб.

ДД.ММ.ГГГГ на указанное выше постановление ООО «Тульская транспортная компания» подана жалоба. В жалобе ставится вопрос об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что общество вмененное ему правонарушение не совершало. Госинспектором неправильно определена продолжительность ежедневной работы (смены) ДД.ММ.ГГГГ водителя ФИО4, что привело к вынесению незаконного постановления. Так, продолжительность ежедневной работы (смены) водителя ФИО4ДД.ММ.ГГГГ составила 10 час. 23 мин. вопреки выводам госинспектора. На маршруте «Тула - Коптево» согласно маршрутному расписанию продолжительность ежедневной работы (смены) установлена в 10 час. 23 мин. Выезд из гаража установлен в 05 час 15 мин., прибытие в начальный пункт в 05 час. 30 мин., выезд из конечного пункта в гараж 19 час. 00 мин., прибытие в гараж в 19 час. 15 мин., время управления автомобилем 07 час. 28 мин., перерыв между двумя частями рабочего дня с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин., перерыв для отдыха и питания с 13 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. Общее рабочее время (время смены) с учетом подготовительно-заключительного времени (ПЗВ) 10 час. 00 мин. = 23 мин. (ПЗВ) = 10 час. 23 мин. По маршруту «Тула-Коптево» предусмотрен суммированный учет рабочего времени, работа с разделением смены на две части. Маршрутное расписание по маршруту «Тула-Коптево» утверждено директором филиала «Тульский» ООО «Тульская ТК» ФИО2 и согласовано с представителем Первичной профсоюзной организацией ФИО3

ООО «Тульская ТК», установив продолжительность рабочего времени (смены) в 10 час. 23 мин. на пригородном маршруте «Тула-Коптево» по согласованию с профсоюзной организации, законодательства не нарушило. На основании п. 16 Положения о рабочем времени водителей, время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов. По данным распечатки с тахографа за ДД.ММ.ГГГГ водитель ФИО4 управлял автомобилем 07 часов 17 мин., что не превышает установленного предела. Вместе с тем, ни ДД.ММ.ГГГГ, ни ДД.ММ.ГГГГФИО4 к сверхурочной работе не привлекался. В данном случае, ежедневный (междусменный) отдых, то есть между двумя сменами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вместе с временем перерыва для отдыха и питания составил 11 час. 09 мин., что также не превышает нормы междусменного отдыха. В обществе контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей обеспечивается составлением графиков сменности и контроля их исполнения посредством тахографов. Таким образом, полагал, что отсутствует событие административного правонарушения.

Защитники ООО «Тульская транспортная компания» по доверенностям ФИО1, ФИО5 в судебном заседании доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, просила жалобу удовлетворить.

Представитель Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Тульской области в судебное заседание не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил. Ранее в судебном заседании лицо, составившее протокол об административном правонарушении- старший государственный инспектор Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО6 пояснил, что при проведении ДД.ММ.ГГГГ проверки в отношении ООО «Тульская транспортная компания» им не было установлено нарушение обществом норм времени управления водителем ФИО4 транспортным средством. Указал, что им неверно была определена продолжительность ежедневной работы (смены) ДД.ММ.ГГГГ водителя ФИО4

С учетом положений п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения защитников ООО «Тульская транспортная компания» по доверенностям ФИО1, ФИО5, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением в силу ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как предусмотрено ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, определено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

По смыслу названных норм для привлечения к административной ответственности необходима совокупность доказанных фактов, а также наличие вины лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу ст. 91 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей (ч. 2 ст. 329 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с п.8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения (п.9).

При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (п.11).

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы. В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения. Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается (п.13).

Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов (п.16).

Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (п.23).

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - иным представительным органом работников (п.25).

Частью 3 статьи 11.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха.

Согласно примечанию к данной части статьи за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим государственным инспектором Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ДД.ММ.ГГГГ в 11:00 минут но адресу: <адрес> (автостанция), при проведении государственного транспортного контроля (рейдового мероприятия) по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ было проверено транспортное средство ПАЗ 4234 государственный регистрационный знак <***> У71 (водитель ФИО4). ООО «Тульская транспортная компания» осуществляло регулярные перевозки пассажиров по пригородному маршруту Тула- Коптево по путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ с нарушением установленных требований транспортного законодательства (акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ). а именно: выявлены факты нарушения продолжительности рабочего времени водителя. Сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) превышает 12 часов: по распечатке контрольного устройства (тахографа) продолжительность рабочей смены ДД.ММ.ГГГГ составляет 13 часов 41 минут. В путевом листе от ДД.ММ.ГГГГ время проведении предрейсового медосмотра 5:06, послерейсового в 19:15 - продолжительность рабочей смены ДД.ММ.ГГГГ фактически составила 1 часов 09 мин. Субъектом транспортной деятельности ООО «Тульская ТК» график работы водителя составлен превышением нормы рабочей смены. Согласно графика в путевом листе от ДД.ММ.ГГГГ время отправления 1-го рейса от автостанции Заречье 5:35, время окончания последнего рейса 18:55 -продолжительность 13 часов 20 минут.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным старшим инспектором Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Тульской области, ООО «Тульская транспортная компания» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.11.23 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 21 500 руб.

Из содержания обжалуемого постановления, представленных материалов, а также пояснений должностного лица, данных в ходе рассмотрения дела следует, что ООО «Тульская транспортная компания» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.23 КоАП РФ. Вместе с тем, административная ответственность за выявленное ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Тульской области правонарушение, совершенное ООО «Тульская транспортная компания» наступает по иной статье КоАП РФ (ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ).

Квалифицируя действия привлекаемого к административной ответственности лица по ч.3 ст.11.23 КоАП РФ, подлежат установлению и проверке обстоятельства несоблюдения ООО «Тульская транспортная компания» установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха, что не было учтено должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления.

Таким образом, в нарушение ст.ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ, выводы должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, о наличии в действиях ООО «Тульская транспортная компания» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ, основаны на имеющихся в материалах дела документах без полного и всестороннего исследования всех имеющих существенное значение по делу обстоятельств.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого постановления, в связи с чем постановление , вынесенное старшим инспектором Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Тульская транспортная компания» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.11.23 КоАП РФ, нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.23 КоАП РФ, составляет три месяца.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя три месяца с даты выявления вмененного правонарушения.

Из системного толкования положений части 1 статьи 4.5 во взаимосвязи с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

При установленных обстоятельствах постановление , вынесенное старшим инспектором Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Тульская транспортная компания» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.11.23 КоАП РФ, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу ООО «Тульская транспортная компания» удовлетворить.

Постановление , вынесенное старшим инспектором Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Тульская транспортная компания» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.11.23 КоАП РФ, - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.23 КоАП РФ в отношении ООО «Тульская транспортная компания» прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения

Судья