ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-468/2018(5-180/2018) от 03.07.2018 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-468/2018 (5-180/2018)

Мировой судья Емельянова Л.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 03 июля 2018 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Кропотова Т.Е., с участием должностных лиц органа, составившего протокол, ЛИВ, Хлыбова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по жалобе представителя Департамента государственного жилищного надзора <адрес> Хлыбова Н.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл Емельяновой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым в отношении

Булыгина Максима Юрьевича, <данные изъяты>

прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл Емельяновой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ прекращено в отношении Булыгина М.Ю. производство по делу об административном правонарушении, за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об АП.

Не согласившись с данным постановлением, представитель Департамента государственного жилищного надзора <адрес> Хлыбов Н.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить и дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, что в соответствие со ст.19 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок, на срок действия этих полномочий. Согласно ч.1.1 ст.20 Жилищного Кодекса РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Законом Республики Марий Эл №38-З от 04.08.2017г. «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии» органы местного самоуправления городского округа «<адрес>» и городского округа «<адрес>» наделены указанными полномочиями в рамках ст.20 ЖК РФ. Ни в одном из указанных законов не указано об отсутствии (запрете) у органа, передавшего полномочия органам местного самоуправления, в дальнейшем осуществлять переданные полномочия. Передача отдельных государственных полномочий органу местного самоуправления не меняет принадлежности данных полномочий передавшего органа, поскольку, согласно закону передается лишь осуществление данного полномочия.

В судебном заседании должностные лица Департамента государственного жилищного надзора <адрес> Хлыбов Н.А., ЛИВ доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, просили постановление мирового судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Булыгин В.Э. в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В силу ст.24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами, согласно п.51 ст.12 Федерального закона РФ от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», подлежит лицензированию.

Согласно ч.1 ст.8 названного закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст.193 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Исходя из положений ч.2 ст.162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п.6 ч.2 ст.153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч.1 ст.161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об АП осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «<данные изъяты>» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ

Лицом, осуществляющим полномочия директора ООО «<данные изъяты>» является Булыгин М.Ю.

Согласно п.10.5 Устава ООО «<данные изъяты>» лицо, выступающее от имени единоличного исполнительного органа Общества, осуществляет текущее руководство хозяйственной деятельностью Общества.

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Департамента государственного жилищного надзора <адрес> проведена внеплановая выездная проверка многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

Основанием для проведения проверки послужило обращение жителя многоквартирного <адрес> о ненадлежащем техническом состоянии кровли (протекание), фасада указанного многоквартирного дома.

Согласно имеющемуся в материалах дела акту от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения лицензионных требований, установленных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, п.п. «а» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014г. №1110, ООО «ЖЭУК-3» не приняло надлежащих мер по содержанию и ремонту вышеуказанного многоквартирного жилого дома, что привело к следующим нарушениям:

-управляющей организацией не обеспечено исправное состояние конструкций кровли, защита конструкций жилого дома от протечек кровли. При осмотре чердачного помещения обнаружены следы протекания над квартирами . Обнаружено намокание обрешетки, стропильной системы, мауэрлата и кирпичной кладки парапета. Над указанными квартирами собственниками установлены емкости для сбора воды. На момент проверки управляющей организацией проводились работы по очистке кровли от снега и наледи. Управляющей организацией не обеспечено исправное состояние стен дома. Обнаружено разрушение кирпичной кладки карниза (отслоение штукатурки, выпадение кирпичей) над квартирой по главному фасаду. Управляющей организацией надлежащим образом не организовано оказание услуг и выполнение работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденных общего собрания собственников в многоквартирном доме. (Нарушены: п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г.№491; п.п.4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.8, 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя от27.09.2003г. №170; п. «д» ст.4 Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013г. №416).

На основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодексом РФ об АП, согласно которому директор ООО «<данные изъяты>» Булыгин М.Ю. нарушил лицензионные требования, установленные п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г.№491; п.п.4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.8, 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя от27.09.2003г. №170; п. «д» ст.4 Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013г. №416.

В соответствии с положениями ст.19 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Под государственным жилищным надзором (ч.1 ст.20 ЖК РФ) понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно ч.2 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Приказом Департамента государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент Департамента государственного жилищного надзора <адрес> для исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории <адрес> (далее – Регламент).

В соответствии с п.1.5.1 Регламента, должностные лица Департамента в порядке, установленном законодательством РФ, при осуществлении государственного жилищного надзора имеют право по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со ст.162 ЖК РФ, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Согласно п.3.2.7 Регламента, основаниями для принятия решения о проведении внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в пункте 3.2.6 настоящего административного регламента, являются поступления, в частности посредством системы, в Департамент обращений и заявлений граждан о нарушениях части 1 статьи 164 ЖК РФ, части 2 статьи 162 ЖК РФ.

Согласно п. 3.2.16 Регламента, должностным лицом, ответственным за выполнение административной процедуры организации проведения проверки, является должностное лицо Департамента, указанное в распоряжении о проведении проверки.

Согласно Распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ лицом, уполномоченным на проведение проверки в отношении ООО «<данные изъяты>», назначена ЛИВ

Согласно п.3.4.4, п.3.5.9 Регламента, результатом административной процедуры оформления результатов проверки является составление акта проверки, протокола об административном правонарушении и его передача на рассмотрение в суд.

Согласно Положению о Департаменте государственного жилищного надзора <адрес>, Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе лицензионный контроль, производство по делам об административных правонарушениях в рамках своих полномочий в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, осуществляет рассмотрение обращение граждан и организаций по вопросам, входящих в компетенцию Департамента.

Полномочием на составление протокола по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса РФ об АП, в силу п. 69 части 2 статьи 28.3 Кодекса РФ об АП, обладают должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, а дела об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса РФ об АП, в соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об АП, рассматривают судьи.

Как следует из ч.1.1 ст.20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять законами субъектов РФ уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

То есть, из ч.1.1 ст.20 ЖК РФ следует, что органы местного самоуправления, уполномоченные на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок, полномочны осуществлять проверки в отношении муниципального жилищного фонда, тогда как региональный государственный жилищный надзор может проверить любую УК и любой обслуживаемый МКД.

Привлечение юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об АП по результатам контрольных мероприятий органов местного самоуправления возможно только в том случае, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля. Независимо от наличия подобного закона, полномочием на составление протокола по ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об АП, в силу п.69 ч.2 ст.28.3 Кодекса РФ об АП, обладают должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор; а дела об административных правонарушениях по ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об АП в соответствии с ч.1 ст.23.1 Кодекса РФ об АП рассматривают судьи. (Определение ВС РФ №307-АД16-13243)

Таким образом, поскольку вышеизложенное имеет существенное значение для вынесения законного решения, в противном случае не исследование вышеуказанных норм по делу влечет нарушение процессуального требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу.

В силу п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об АП, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об АП составляет три месяца. Началом течения этого срока следует считать день выявления нарушения - в данном случае это день составления акта проверки.

Акт проверки составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящей жалобы, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об АП не истек, дело об административном правонарушении, подлежит направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении мировому судье надлежит исследовать обстоятельства дела в полном объеме, обеспечив полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об АП,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл Емельяновой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об АП в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Булыгина Максима Юрьевича прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, отменить и дело направить на новое рассмотрение.

Решение в законную силу вступает со дня вынесения.

Судья Кропотова Т.Е.