ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-469/19 от 28.01.2019 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Мировой судья Щербакова Д.С. Дело №12-469/2019

64MS0028-01-2019-003191-77

РЕШЕНИЕ

14 ноября 2019 года город Саратов

Судья Волжского районного суда г. Саратова Голубев И.А.,

при секретаре Нугманове Д.Р.,

с участием старшего помощника прокурора Волжского района г. Саратова Ковальской Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №4 Волжского района г. Саратова от 02 августа 2019 года в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по ч.1 ст.5.42 КоАП РФ,

установил:

28.05.2019 заместитель прокурора Волжского района г. Саратова возбудил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.42 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1, в связи со следующим.

Прокуратурой Волжского района г. Саратова по заданию прокуратуры области от 16.01.2019 №7-02-2019 проведена проверка соблюдения законодательства о труде и занятости населения, включая квотирование рабочих мест инвалидам, в отношении ИП ФИО1

По информации Отдела занятости населения Волжского и Фрунзенского районов ГУК СО «Центр занятости на населения г. Саратова» от 13.05.2019 ИП ФИО1 информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов не предоставила.

Исходя из информации МИФНС №8 России по Саратовской области от 16.04.2019 №05-19/007209 среднесписочная численность трудоустроенных ИП ФИО1 граждан на 01.01.2019 составила 863 человека.

По информации УПФР в Волжском районе г. Саратова от 22.05.2019 №10-02-4955 установлено, что по итогам предоставленной отчетности за апрель 2019 года по форме СЗВ-М численность работников ИП ФИО1 составила 1093 человека.

В нарушение требований законодательства ИП ФИО1 обязанность по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалида не выполнила.

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Волжского района г. Саратова от 02.08.2019 по указанным обстоятельствам ИП ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.42 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В жалобе ИП ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного деяния, поскольку размер квоты для ИП ФИО1 составляет всего 2 рабочих места. Кроме того, срок на обжалование постановления не пропущен, поскольку его копия была получена только 02.09.2019.

ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об отложении не просила, причины неявки неизвестны.

Старший помощник прокурора Волжского района г. Саратова Ковальская Д.В. в судебном заседании просила постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Суд, исходя из положений главы 25 КоАП РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела в полном объеме, нахожу правильным оставить оспариваемое постановление без изменения по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как видно из материалов дела, копия постановления была получена представителем ИП ФИО1 02.09.2019, а жалоба сдана на почтовое отделение 10.09.2019, т.е. в установленный срок на ее подачу, поэтому срок не пропущен.

Согласно ч.1 ст.5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В статье 7 Конституции Российской Федерации указано, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст.20 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Порядок проведения специальных мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Согласно положениям Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

- реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

- соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

- трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан;

- осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе формирования с учетом его потребностей пути передвижения по территории работодателя, оборудования (оснащения) для него рабочего места, обеспечения для него доступа в необходимые помещения, оказания помощи в организации труда при дистанционной работе или работе на дому, определения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха инвалида, предоставления при необходимости помощи наставника (пункт 1).

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

- информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (пункт 2).

Закон Саратовской области от 28.02.2005 №20-ЗСО «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает квоту для приема на работу проживающих в <адрес> инвалидов, имеющих рекомендацию к труду, с целью обеспечения им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы.

Квота для приема на работу инвалидов – минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов работодателем, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды (статья 1).

В силу статьи 2 Закона Саратовской области от 28.02.2005 №20-ЗСО в Саратовской области работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек (без учета численности лиц, работающих по совместительству), устанавливается квота для приема на работу инвалидов - два процента среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем самостоятельно ежемесячно, исходя из среднесписочной численности работников (без учета численности лиц, работающих по совместительству), исчисляемой в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистики. В соответствии с Федеральным законом при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Волжского района г. Саратова по заданию прокуратуры области от 16.01.2019 №7-02-2019 проведена проверка соблюдения законодательства о труде и занятости населения, включая квотирование рабочих мест инвалидам, в отношении ИП ФИО1

По информации Отдела занятости населения Волжского и Фрунзенского районов ГУК СО «Центр занятости на населения г. Саратова» от 13.05.2019 ИП ФИО1 информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов не предоставила.

Исходя из информации МИФНС №8 России по Саратовской области от 16.04.2019 №05-19/007209 среднесписочная численность трудоустроенных ИП ФИО1 граждан на 01.01.2019 составила 863 человека.

По информации УПФР в Волжском районе г. Саратова от 22.05.2019 №10-02-4955 установлено, что по итогам предоставленной отчетности за апрель 2019 года по форме СЗВ-М численность работников ИП ФИО1 составила 1093 человека.

В нарушение требований законодательства ИП ФИО1 обязанность по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалида не выполнила.

Обстоятельства совершения лицом, привлеченным к административной ответственности, правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.42 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 28.05.2019, выпиской из ЕГРИП по состоянию на 20.05.2019, сведениями из ГКУ СО «Центр занятости населения г. Саратова», сведениями из МИФНС России №8 по Саратовской области, сведениями УПФ РФ в Волжском районе г. Саратова.

Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

Анализируя указанные нормы права и фактические обстоятельства дела, мировой судья правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.42 КоАП РФ.

Указанные выводы правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении.

Наказание ИП ФИО1 назначено в минимальных пределах санкции ч.1 ст.5.42 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.4.1-4.3 КоАП РФ.

Учитывая обстоятельства совершения административного правонарушения, его характер, оснований для освобождения лица от административной ответственности, в том числе в связи с малозначительностью правонарушения, не имеется.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Из представленных материалов следует, что ИП ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.42 КоАП РФ, объектом которого являются правоотношения в области охраны прав граждан – инвалидов (глава 5 КоАП РФ). Посягательство на данные правоотношения имеют высокую степень общественной опасности.

Применение положений ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Исходя из материалов дела оснований для прекращения производства по делу на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

Доводы заявителя об отсутствии негативных последствий в результате допущенного ей бездействия на квалификацию ее действий на влияют, поскольку наступление последствий диспозиции вменяемой в нарушение статьи не предусмотрено, данный состав правонарушения является формальным.

Тот факт, что исходя из численности работников ИП ФИО1 размер квоты для инвалидов составит 2 рабочих места, правового значения не имеет, поскольку не исключает в действиях индивидуального предпринимателя состав вменяемого правонарушения.

Доводы жалобы в целом направлены на переоценку имеющихся доказательств по делу и ошибочное толкование норм права.

Порядок и срок привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого постановления мирового судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.1-30.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №4 Волжского района г. Саратова от 02 августа 2019 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.42 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Судья И.А. Голубев