ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-46/17 от 28.11.2017 Нестеровского районного суда (Калининградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Нестеровского районного суда Калининградской области Белехова В.А.,

при секретаре Панаховой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 ноября 2017 года жалобу директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения Илюшинская средняя общеобразовательная школа ФИО1 на постановление государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16 октября 2017 года, в соответствии с которым должностное лицо - директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения Илюшинская средняя общеобразовательная школа ФИО1, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Вышеуказанным постановлением директор МАОУ Илюшинская средняя общеобразовательная школа ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление было получено должностным лицом ФИО1 16 октября 2017 года, в суд жалоба была подана 24 октября 2017 года, то есть в установленный законом срок.

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо директор МАОУ Илюшинская СОШ ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях должностного лица состава данного административного правонарушения. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что МАОУ Илюшинская СОШ осуществляет исключительно образовательную деятельность. При наличии на балансе МАОУ Илюшинская СОШ Нестеровского района школьных автобусов учреждение не оказывает возмездную деятельность по перевозке пассажиров и багажа, в связи с чем на них не распространяются требования ч.ч. 1, 4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», поскольку такие требования обязательны лишь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств, в целях оказания транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

В судебном заседании должностное лицо директор МАОУ Илюшинская СОШ Нестеровского района ФИО1 жалобу поддержала в полном объёме, изложив в её обоснование аналогичные доводы. Указала, что доказательств, бесспорно свидетельствующих о совершении ею данного правонарушения, не представлено, директор школы, равно как и школа, не может являться субъектом вмененного правонарушения. В штатном расписании школы отсутствует должность диспетчера, контролёра технического состояния автотранспортных средств, а обязанности лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, возложены на заместителя директора по административно-технической части ФИО4, которая имеет соответствующее удостоверение о прохождении аттестации, а также удостоверение о повышении квалификации.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, считая принятое постановление о привлечении должностного лица директора МАОУ Илюшинская СОШ Нестеровского района ФИО1 к административной ответственности законным и обоснованным. При этом сослалась на то, что поскольку школа осуществляет перевозку детей на имеющихся на балансе школы автобусах, она обязана выполнять требования законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в том числе и все требования, изложенные в п.п.1, 4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Изучив материалы дела, выслушав должностное лицо ФИО1, государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в отношении МАОУ Илюшинская СОШ Нестеровского района руководителем Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта19 сентября 2017 года было вынесено распоряжение № 2-2/749 о проведении плановой выездной проверки по выявлению и пресечению нарушений нормативных правовых, нормативных технических актов, стандартов и норм, регламентирующих деятельность автотранспортного комплекса с 09 октября 2017 года сроком не более 20 рабочих дней.

По результатам проверки 16 октября 2017 года государственным инспектором Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора ФИО2 был составлен акт № 2-2/769, а также в этот же день был составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица директора МАОУ Илюшинская СОШ Нестеровского района ФИО1 по части 1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по данной статье.

Из вышеназванных документов следует, что должностное лицо директор МАОУ Илюшинская СОШ Нестеровского района ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в том, что в ходе проверки было выявлено:

несоответствие квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта установленным требованиям. Среднее профессиональное образование диспетчера не входит в укрупнённую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» и при этом отсутствует диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта;

несоответствие контролера технического состояния автотранспортных средств профессиональным и квалификационным требованиям. Отсутствует диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств;

несоответствие специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, профессиональным и квалификационным требованиям. Отсутствует диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупнённую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

В судебном заседании было установлено, что на балансе МАОУ Илюшинская СОШ Нестеровского района имеется три школьных автобуса, которые осуществляют подвоз школьников из поселков.

В штатном расписании имеется 3 должности водителей, 0,85 ставки должности сопровождающего при перевозке детей на автомобильном транспорте, 0,4 ставки ответственного за безопасность движения школьных автобусов, 04 ставки ответственного за выпуск на линию школьных автобусов. Должности диспетчера, контролера технического состояния автотранспортных средств в штатном расписании нет.

Материалами дела подтверждается, что лицом, ответственным за безопасность дорожного движения в школе, является заместитель директора по административно-хозяйственной части ФИО4, эти обязанности возложены на нее соответствующим приказом, а также должностной инструкцией, она имеет соответствующее удостоверение о прохождении аттестации и о повышении квалификации.

Из Устава МАОУ Илюшинская СОШ следует, что предметом деятельности учреждения является оказание услуг в сфере образования, оказание транспортных услуг третьим лицам в качестве одного из видов своей деятельности Уставом не предусмотрено.

МАОУ Илюшинская СОШ, являясь сельской школой, эксплуатирует школьные автобусы в своей деятельности для собственных нужд (для перевозки школьников), не осуществляет на основании договоров перевозки коммерческую деятельность по возмездной перевозке пассажиров, не получает прибыль от эксплуатации транспортных средств.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются требования законодательства об обеспечении безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Объективную сторону данного правонарушения образует нарушение указанных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с нормами транспортного законодательства перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п.13 ст. 2 ФЗ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

С учетом вышеизложенного, субъектом данного административного правонарушения является перевозчик - лицо, осуществляющее перевозки пассажиров, багажа, грузов.

Административным органом не доказано, что учреждение является организацией, оказывающей на возмездной основе услуги по перевозке пассажиров и грузов.

Таким образом, сам по себе факт эксплуатации школой транспортных средств не свидетельствует о деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом. Перевозка школьников не подпадает в этом случае под договор перевозки. Непосредственная деятельность учреждения не связана с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом, а сам факт эксплуатации школой транспортных средств об этом не свидетельствует.

Следовательно, МАОУ Илюшинская СОШ не является субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а значит и директор школы, как должностное лицо, не может быть привлечено к административной ответственности за данное правонарушение.

Кроме того, не являясь перевозчиком, в учреждении в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в штате имеется должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшее в установленном порядке аттестацию курсы повышения квалификации на право занимать соответствующую должность.

Указание в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемом постановлении на выявленное в ходе проверки несоответствие квалификации диспетчера и контролера технического состояния автотранспортных средств является несостоятельным, поскольку в штатном расписании учреждения таких должностей нет и фактически они отсутствуют, поэтому и выявлены быть не могли.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях директора МАОУ Илюшинская СОШ ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе и об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 487 от 16 октября 2017 года о привлечении должностного лица - директора МАОУ Илюшинская СОШ Нестеровского района ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Нестеровский районный суд в течение 10 суток после его изготовления в окончательном виде со дня вручения или получения копии решения.

В окончательном виде решение изготовлено 29 ноября 2017 года.

Судья В.А. Белехова