ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-46/18 от 17.10.2018 Лазовского районного суда (Приморский край)

Дело № 12-46/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2018 г. с. Лазо Лазовского района Приморского края

Судья Лазовского районного суда Приморского края Галчатников Антон Сергеевич, рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица - генерального директора Публичного акционерного общества «Преображенская база тралового флота» ФИО1 - на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО2 от 24.07.2018 № 07 – 244/2018 по делу об административном правонарушении о привлечении ПАО «Преображенская база тралового флота» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора ФИО2 от 24.07.2018 г. ПАО «Преображенская база тралового флота» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с указанным решением, генеральный директор ПАО «Преображенская база тралового флота» подал жалобу, в которой указано следующее.

При проведении внеплановой выездной проверки в отношении ПАО «Преображенская база тралового флота» Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора было выявлено, что причалы №№ 1-6 и принадлежащие к ним территории, а также земельный участок, на котором размещена береговая нефтеочистная станция (БНОС) ПАО «ПБТФ», не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

По указанному факту 24 июля 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора было вынесено постановление о назначении административного наказания № 07-244/2018.

Законный представитель юридического лица не оспаривает факт, изложенный в указанном выше постановлении о назначении административного наказания.

После проведенной административным органом проверки ПАО «ПБТФ» приняло меры к устранению допущенного нарушения и предотвращению вредных последствий, а именно, заключён договор № 22 от 16.07.2018 г. с ООО «Центр аудита и консалтинга «ЭКОПРОЕКТ» на создание экологического проекта, по условиям которого будет разработана проектная документация по объекту «Очистные сооружения поверхностного стока для 3-х выпусков в б. Преображения». В дальнейшем ПАО «Преображенская база тралового флота» на основании проектной документации ООО «Центр аудита и консалтинга «ЭКОПРОЕКТ» установит очистные сооружения.

По мнению законного представителя юридического лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ПАО «ПБТФ», являются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; принятие мер к устранению допущенных нарушений.

Кроме того, к числу сведений, имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности, необходимо отнести факт присвоения ПАО «ПБТФ» статуса градообразующего предприятия Лазовского района, обеспечивающего занятость жителей Лазовского района, несущего бремя содержания социальной сферы района, оказывающего материальную (спонсорскую) помощь школам, детским садам, детскому дому, обществу инвалидов и.т.д.

Сумма санкций в размере пятьсот тысяч рублей представляет собой несоразмерное ограничение экономической деятельности Общества. Снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, учитывая, что сам факт привлечения лиц к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. ПАО «ПБТФ» не будет иметь возможности единовременно оплатить сумму штрафа, предусмотренную ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, поскольку финансовая ситуация на предприятии затруднительная.

На основании вышеизложенного законный представитель юридического лица просил изменить постановление о назначении административного наказания № 07-244/2018 от 24.07.2018 года в части суммы административного штрафа, снизив его размер ниже низшего предела.

В судебное заседание законный представитель ПАО «ПБТФ» не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие

Представитель административного органа – Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора – о времени и месте рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, возражений на жалобу не представил.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся представителей юридического лица и административного органа.

Исследовав доводы жалобы и проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 ст. 8.45 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон № 7-ФЗ), под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная, в том числе, на предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пунктом 1 ст. 52 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ВК РФ), водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Пункт 1 ч. 2 ст. 5 ВК РФ относит к числу поверхностных водных объектов моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие)

В соответствие со ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Согласно ч. 16 указанной статьи, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Из материалов дела следует, что Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора на основании приказа от 17.05.2018 года № 266 руководителя Управления в период с 30.05.2018г. по 27.06.2018г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ПАО «ПБТФ», в ходе которой выявлены нарушения требований водного законодательства.

Так, согласно акту проверки от 27.06.2018 № 266, в ходе проверки выявлены, в том числе, следующие нарушения:

- причалы №№ 1 - 6 и прилежащая к ним территория, а также земельный участок, на котором размещена береговая нефтеочистная станция (БНОС), не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Из экспертного заключения от 19.06.2018 № 60 и приложенной к нему фототаблицы следует, что территория и причальный фронт ПАО «Преображенская база тралового флота» не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану бухты Преображение, Японского моря от загрязнения, засорения, заиления и истощения при сбросе дождевых и талых сточных вод с территории предприятия.

12 июля 2018 года должностным лицом Тихоокеанского морского управления Роспотребнадзора в отношении юридического лица - ПАО «ПБТФ» - по факту выявленных нарушений составлен протокол № 07-244/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.

Оспариваемым постановлением должностного лица административного органа от 24.07.2018 № 07-244/2018 юридическое лицо ПАО «ПБТФ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.

Факт совершения правонарушения и вина ПАО «ПБТФ» в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждены совокупностью содержащихся в материалах дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а также не отрицаются законным представителем юридического лица.

Доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований водного законодательства, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения вышеуказанных требований, в материалах дела не имеется.

Таким образом, вывод административного органа о наличии в действиях юридического лица состава вышеуказанного административного правонарушения является законным и обоснованным.

Протокол об административном правонарушении и постановление по делу соответствуют требованиям КоАП РФ, приняты должностным лицом административного органа в соответствии с компетенцией и с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности по указанной категории дел, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и являлись бы основаниями для отмены оспариваемого постановления, не установлено.

Разрешая жалобу в части размера назначенного административного штрафа, прихожу к следующим выводам.

Так, определённый административным органом в качестве административного наказания административный штраф в размере 500 000 руб. является минимальным, предусмотренным санкцией ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 указанной статьи, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

При обращении в суд с рассматриваемой жалобой законный представитель ПАО «ПБТФ» ФИО1 в обоснование довода о необходимости снижения размера назначенного административного штрафа представил справку о состоянии кредиторской задолженности ПАО «ПБТФ» и акт сверки взаимных расчетов, согласно которым, кредиторская задолженность ПАО «ПБТФ» перед ООО «Дальрифер» по состоянию на 30.06.2018г. составила 103 453 081,75 руб.

Также необходимо учитывать, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 № 452 (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.12.2017 № 1581) ПАО «Преображенская база тралового флота» включено в Перечень градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. К числу указанных организаций относятся юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, которые необходимо расценивать как исключительные, при отсутствии в материалах дела достоверных сведений о наличии вредных последствий в результате совершения вышеуказанного административного правонарушения, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, полагаю необходимым изменить обжалуемое постановление должностного лица в части размера назначенного административного штрафа, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, и снизить размер административного штрафа до 250 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ

Жалобу законного представителя юридического лица - генерального директора Публичного акционерного общества «Преображенская база тралового флота» ФИО1 - на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО2 от 24.07.2018 № 07 – 244/2018 по делу об административном правонарушении о привлечении ПАО «Преображенская база тралового флота» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях – удовлетворить.

Постановление от 24 июля 2018 года № 07-244/2018, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора ФИО2 по делу об административном правонарушении о привлечении юридического лица – Публичное акционерное общество «Преображенская база тралового флота» - к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление от 24 июля 2018 года № 07-244/2018 - оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.С. Галчатников