ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-46/19 от 03.04.2019 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело №12-46/19

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 03 апреля 2019 года

Судья Октябрьского районного суда города Иваново Вьюгин И.В.,

с участием защитника <данные изъяты> - П.О..(по доверенности),

помощника военного прокурора Ивановского гарнизона М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника <данные изъяты>П.О. на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Защитник <данные изъяты>П.О. обратилась в суд с жалобой на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям, специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям П. от 01.02.2019года № 06-18/19/3-8/13, которым <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, к штрафу в размере 180000 рублей.

В жалобе заявитель указанное постановление просит отменить, прекратив производство, поскольку согласно внесенным ФЗ № 219 от 21.07.2014г. (введенным в действие с 01.01.2019г.) изменениям в ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», по дополненному п. 11 ст. 15 ФЗ № 96-ФЗ для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуется; с 01.01.2019г. установлены требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I-IV категории и основание для этого; категория объекта определяется на основании критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II,III,IV категорий, утвержденных постановлением правительства РФ от 28 сентября 2015 № 1029, и присваивается объекту при его постановке на государственный учет в соответствии с требованиями ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также на объекты, планируемые к вводу в эксплуатацию; согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду котельной № , расположенной по адресу: <адрес>,присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому у Учреждения отсутствует обязанность получения разрешения согласно действующему законодательству, и нет состава правонарушения; при рассмотрении дела не были всесторонне выяснены обстоятельства дела, а применены нормы, утратившие законную силу.

В судебном заседании защитнику П.О. права по ст. 25.1 КоАП РФ, состав суда, разъяснены.

Отводов, ходатайств участниками не заявлено.

В судебном заседании заявитель жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, также просила снизить размер штрафа если суд не согласится с доводами жалобы.

Помощник военного прокурора Ивановского гарнизона против доводов жалобы возражал, т.к. нарушение законодательства действующего до 1.01.19г. было установлено, ответственность по ст. 8.21 КоАП РФ не была декриминализирована; факт отнесения котельной к объекту 3 категории не оспаривал.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил учесть, что до 01.01.2019г. выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников допускался на основании специального разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среду. По результатам проверки Военной прокуратурой Ивановского гарнизона вынесено постановление о привлечении <данные изъяты> к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в ноябре 2018 года. В соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. В связи с чем постановление административного органа от 01.02.2019г. является законным и обоснованным.

Проверив доводы жалобы, заслушав объяснения, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Обжалуемым постановлением <данные изъяты> привлечено к административной ответственности за эксплуатацию 10.10.2018г. в 16.00 час. котельной , расположенной по адресу: <адрес>, в отсутствие утверждённых в установленном законом порядке нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, т.е. за нарушение ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции, действовавшей до 01.01.2019г.), согласно которой, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации; а также ч. 1 ст. 30 указанного ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019г.), согласно которой юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздухи, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.

В силу требований ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (выданного в соответствии с положениями ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды») котельной военный городок , расположенной по адресу: <адрес>, присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду.

С 01 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ Федеральным законом № 219-ФЗ от 21 июля 2014 года.

Так, вышеуказанным ФЗ № 219 статья 15 ФЗ от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" дополнена частью 11, в соответствии с которой для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

С учетом указанных изменений, ч. 4 ст. 22 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

В статье 23 данного ФЗ № 7 от 10.01.2002, также отражено, что технологические нормативы и технические нормативы разрабатываются и устанавливаются для объектов I, II категории.

Порядок и основания получения специального разрешения, ответственность за отсутствие которого при эксплуатации объекта предусмотрена ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, регулируется нормами отраслевого законодательства, приведенными выше.

Таким образом, наличие признаков состава правонарушения поставлено в зависимость от условий необходимости получения разрешения, установленных ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96 от 04 мая 1999г.

В тоже время правовое регулирование данных правоотношений с 01 января 2019 года изменилось для объектов III категории в сторону, не предусматривающую необходимость получения специального разрешения, чем иным образом улучшило положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, с 01 января 2019 года у <данные изъяты> отсутствовала обязанность получать разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.

Указанное свидетельствует, что с 01 января 2019 года действия (бездействие) юридического лица, эксплуатирующего объект III категории негативного воздействия на окружающую среду без разрешения перестали образовывать состав административного правонарушения. Поэтому основания для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ имеются.

Указанное учтено при рассмотрении дела должностным лицом административного органа не было.

Ссылка административного органа на ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ в данной ситуации противоречит обстоятельствам дела и закону.

При таких обстоятельствах постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу по п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям, специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям П. от 01.02.2019года № 06-18/19/3-8/13 в отношении <данные изъяты>по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Жалобу защитника <данные изъяты>П.О. удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В. Вьюгин