Дело №12-46/2020
Р Е Ш Е Н И Е
11 февраля 2020 года город Уфа
Судья Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Ибрагимов А.Р.,
с участием представителей ФКУ «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан» – ФИО1 и ФИО2, действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФКУ «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан» на постановление по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан» (далее – ФКУ «ИК-3 УФСИН по РБ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП Российской Федерации за нарушения требований пожарной безопасности и привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму 75000 рублей.
ФКУ «ИК-3 УФСИН по РБ», не соглашаясь с вышеуказанным постановлением, обратилось с жалобой, в обоснование которой указало, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности не являются основанием для привлечения к административной ответственности. Так, большинство нарушений обусловлено конструктивными особенностями помещений ФКУ «ИК-3 УФСИН по РБ», возведенными в период ранее действовавшего законодательства и на тот период соответствовали всем предъявляемым требованиям; иные нарушения обусловлены недостаточным финансированием из бюджета.
Представители заявителя жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Заинтересованное лицо - государственный инспектор по пожарному надзору, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив и оценив представленные заявителями материалы дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП Российской Федерации, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения проверки помещений ФКУ «ИК-3 УФСИН по РБ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности:
Здание отрядов №
- ширину основного эвакуационного выхода из отряда № б ведущего непосредственно наружу увеличить до 1,2 м.;
- привести в соответствии с требованиями высоту ступеней лестничного марша отряда №;
- ширину эвакуационного выхода из отряда № ведущего из общего коридора на лестничную клетку увеличить до 1,2 м.;
- высоту эвакуационного выхода из отряда № ведущего из общего коридора на лестничную клетку увеличить до 1,9 м.;
- обеспечить надлежащий запасной эвакуационный выход из отряда № б;
- ширину эвакуационного выхода из жилой секции № отряда № увеличить до 1,2 м.;
- высоту эвакуационного выхода из жилой секции № отряда № увеличить до 1,9 м.;
- ширину эвакуационного выхода из отряда № в отряд № увеличить до 1.2м.;
- ширину основного эвакуационного выхода из отряда № ведущего непосредственно наружу увеличить до 1,2 м.;
- высоту ступеней лестничного марша отряда № привести в соответствие с требованиями ;
- устранить различную высоту ступеней лестничного марша отряда № ;
- ширину эвакуационного выхода из отряда № ведущего из общего коридора на лестничную клетку увеличить до 1,2 м. ;
- высоту эвакуационного выхода из отряда № ведущего из общего коридора на лестничную клетку увеличить до 1,9 м. ;
- обеспечить надлежащий запасной эвакуационный выход из отряда № ;
- ширину основного эвакуационного выхода из отряда № ведущего непосредственно наружу увеличить до 1,2 м. ;
- ширину основного эвакуационного выхода из отряда № на 1-м этаже ведущего непосредственно наружу увеличить до 1,2 м. ;
- ширину основного эвакуационного выхода из общего коридора отряда № на лестничную клетку увеличить до 1,2 м.;
- ширину эвакуационного выхода из жилой зоны № отряда № увеличить до 1,2 м. ;
- обеспечить запасной эвакуационный выход из отряда № ;
- ширину эвакуационного выхода из жилой зоны № отряда № увеличить до 1,2 м (фактически 0,98 м) ;
- ширину эвакуационного выхода из жилой зоны № отряда № увеличить до 1,2 м (фактически 1,1 м) ;
- ширину эвакуационного выхода из отряда № ведущего из общего коридора на лестничную клетку увеличить до 1,2 м.;
- ширину основного эвакуационного выхода из отряда № ведущего непосредственно наружу увеличить до 1,2 м;
- ширину основного эвакуационного выхода из отряда № ведущего непосредственно наружу увеличить до 1,2 м;
- ширину запасного эвакуационного выхода из отряда № ведущего непосредственно наружу увеличить до 1,2 м;
- ширину эвакуационного выхода из спальной секции № отряда № ведущего непосредственно наружу увеличить до 1,2 м.
Здание отрядов №:
ширину основного эвакуационного выхода из отряда № ведущего непосредственно наружу увеличить до 1,2 м;
ширину эвакуационного выхода из отряда № ведущего из общего коридора на лестничную клетку увеличить до 1,2 м. ;
обеспечить запасной эвакуационный выход из отряда № ;
увеличить ширину эвакуационного выхода из жилой секции № отряда № до 1,2 м.;
увеличить ширину эвакуационного выхода из жилой секции № отряда № до 1,2 м ;
- ширину эвакуационного выхода из швейной мастерской в лестничную клетку увеличить до 1,2 м.;
- ширину эвакуационного выхода из лестничной клетки швейной мастерской № непосредственно наружу увеличить до 1,2 м.;
- ширину основного эвакуационного выхода из отряда № ведущего непосредственно наружу увеличить до 1,2 м.;
- ширину эвакуационного выхода из отряда № ведущего из общего коридора на лестничную клетку увеличить до 1,2 м. ;
- ширину эвакуационного выхода из жилой секции № отряда № увеличить до 1,2 м.;
- ширину эвакуационного выхода из жилой секции № отряда № увеличить до 1,2 м. ;
- ширину основного эвакуационного выхода из отряда № ведущего непосредственно наружу увеличить до 1,2 м.;
- ширину основного эвакуационного выхода из отряда № ведущего непосредственно наружу увеличить до 1,2 м. ;
- ширину эвакуационного выхода из жилой секции № отряда № увеличить до 1,2 м. ;
- ширину эвакуационного выхода из общего коридора в тамбур отряда № увеличить до 1,2 м. ;
- ширину запасного эвакуационного выхода из отряда № ведущего непосредственно наружу увеличить до 1,2 м.
1 отряд:
- высоту горизонтального участка пути эвакуации в лестничной клетке у основного эвакуационного выхода из здания привести в соответствие с требованиями;
- высоту ступеней лестничного марша привести в соответствие с требованиями;
- эвакуационный выход в лестничную клетку, ширина дверного проема менее нормативного 1,2 м;
- увеличить эвакуационный выход в лестничную клетку, высоту в свету дверного проема до нормативного 1,9 м.;
- увеличить запасной эвакуационный выход, высоту в свету дверного проема до нормативного 1,9 м.;
- лестницу 3-го типа разместить у глухой (без световых проемов) частей стен и расположить на расстоянии не менее 1 м от плоскости оконных проемов;
- увеличить высоту ограждения лестницы 3-го типа до 1,2 м.
10 отряд:
- в лестничной клетке не размещать оборудование (радиаторы отопления) выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц;;
- увеличить высоту в свету дверного проема комнаты быта до нормативного 1.9м.;
- эвакуационный выход в лестничную клетку, увеличить ширину дверного проема до нормативного 1,2 м.;
- эвакуационный выход, увеличить высоту в свету дверного проема до нормативного 1,9м.;
- обеспечить запасной эвакуационный выход из отряда в соответствии требованиями.
11 отряд:
- эвакуационный выход в лестничную клетку, увеличить ширину дверного проема до нормативного 1,2 м.;
- эвакуационный выход, увеличить высоту в свету дверного проема до нормативного 1,9 м.;
- спальное помещение, увеличить ширину дверного проема до нормативного 1,2 м.;
- устроить запасной эвакуационный выход из отряда в соответствии нормативными требованиями.
12 отряд:
- эвакуационный выход в лестничную клетку, увеличить ширину дверного проема до нормативного 1,2 м.;
- обустроить запасной эвакуационный выход из отряда в соответствии требований норм;
15 отряд:
- эвакуационный выход в лестничную клетку, увеличить ширину дверного проема до нормативного 1,2 м.;
- эвакуационный выход в лестничную клетку, увеличить высоту в свету дверного проема до нормативного 1,9 м.
16 отряд:
- эвакуационный выход, увеличить ширину дверного проема до нормативного 1,2 м.;
- запасной эвакуационный выход, увеличить высоту в свету дверного проема до нормативной 1,9 м.
Клуб:
- эвакуационный выход, увеличить ширину дверного проема
до нормативной 1,2 м.;
- устранить различную высоту ступеней лестничного марша в пределах марша лестницы;
- устранить различную ширину проступи ступеней лестничного марша в пределах марша лестницы;
- комната студия ТВ, увеличить высоту в свету дверного проема до нормативной 1,9м.;
- библиотека, увеличить высоту в свету дверного проема до нормативной 1.9 м. ;
- запасной эвакуационный выход, увеличить ширину дверного проема до нормативной 1,2 м.;
- запасной эвакуационный выход, увеличить высоту в свету дверного проема до нормативной 1,9 м.;
- разместить лестницу 3-го типа у глухой (без световых проемов) частей стен и расположить на расстоянии менее 1 м от плоскости оконных проемов;
- привести в соответствии с требованиями ограждение лестницы 3-го типа;
- отделить библиотеку ограждающими преградами с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности противопожарной дверью;
- запасной эвакуационный выход, увеличить ширину дверного проема до нормативной 1,2 м запасной эвакуационный выход, увеличить высоту в свету дверного проема до нормативной 1,9 м;
- разместить лестницу 3-го типа у глухой (без световых проемов) частей стен и расположить на расстоянии менее 1 м от плоскости оконных проемов
- привести в соответствии с требованиями ограждение лестницы 3-го типа;
- в столовой - устроить два эвакуационных выхода, исключить прохождение имеющегося запасного выхода через подсобные помещения
В ПТУ и Школе -увеличить высоту эвакуационных выходов из здания в тамбур и наружу до нормативных 1,9 м.
- увеличить высоту горизонтальных участков путей эвакуации в свету до 2 м. (пути ведущие наружу на 1 этаже);
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" своды правил, содержащие требования к пожарной безопасности, являются нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Установлено, что при проведении проверки учреждению в данной части нарушений вменено нарушение СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенных в действие постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года N 18-7 и СП 1.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденным Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 171.
Согласно представленным техническим паспортам, помещение общежития № возведено в ДД.ММ.ГГГГ году, общежития № – в ДД.ММ.ГГГГ году, № – в ДД.ММ.ГГГГ году, школы-ПТУ – в ДД.ММ.ГГГГ году, общежития № – в 1984 году.
В судебном заседании представители привлекаемого лица также пояснили, что и иные помещения, расположенные на территории учреждения, также возведены до введения в действие вышеуказанных СНиП и СП.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В пункте 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что требования настоящего Закона к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным с такими зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения.
При таких обстоятельствах, учитывая возведение помещений до нового законодательного регулирования в части предъявляемых требований в пожарной безопасности, во взаимосвязи с положениями ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ, суд приходит к выводу об отсутствии вины учреждения по указанным нарушениям.
Далее, в ходе проведения проверки инспектором выявлен ряд следующих нарушений:
Здание отрядов №:
- оборудовать аварийным (эвакуационным) освещением;
выполнить в помещении швейной мастерской № электропровода системы пожарной сигнализации огнестойкими кабелями (с медными жилами, не распространяющими горение) и соответствующими требованиям пожарной безопасности;
- помещения швейной мастерской отделить от жилой зоны ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
Клуб - привести в соответствии пожарный шкаф пожарного крана;
- в помещениях швейной мастерской № и диспетчерской установить автоматическую пожарную сигнализацию;
- в помещении швейной мастерской № пожарный кран заключить в сертифицированный пожарный шкаф;
- в промышленной зоне установить в помещении обыска, слесарной мастерской, помещении начальника производственного отдела, диспетчерской, подсобных помещений бригады №, здании цеха №, швейного участка, здания хозяйственного двора автоматическую пожарную сигнализацию;
- сертифицировать пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода №, в котельной, цехе №, швейном участке, в здании ПТУ ;
- провести объектом защиты не реже 1 раза в год в соответствии с инструкцией изготовителя проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки), и составлением акта (протокол) проверки ее состояния;
- В ПТУ и Школе - сертифицировать пожарные шкафы внутреннего противопожарного водопровода;
- провести объектов защиты не реже 1 раза в год в соответствии с инструкцией изготовителя проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки), и составлением акта (протокола) проверки ее состояния;
- выполнить люк выхода из лестничной клетки на кровлю здания противопожарным 2-го типа;
- отделить помещение электрощитовой от помещений школы и ПТУ ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами;
- отделить помещение склада (подсобное помещение) от помещений школы и ПТУ ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
Судом установлено, что ФКУ «ИК-3 УФСИН по РБ» является федеральным казенным учреждением уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ начальником учреждения в адрес УФСИН по Республике Башкортостан направлено письмо о выделении денежных средств для замены огнетушителей в количестве 200 шт., замены пожарных шкафов в количестве 68 шт., приобретению и установке противопожарных дверей, приобретению и установке автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре на сумму 2000000 рублей, ремонта пожарного автомобиля, замену (установке) напорных пожарных рукавов в количестве 50 шт. на сумму 54000 рублей, выделении пожарного автомобиля, замене планов эвакуации, знаков пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ начальником учреждения в адрес УФСИН по Республике Башкортостан направлено письмо о выделении денежных средств для проведения огнезащитной обработки деревянных конструкций на сумму 7000 рублей, оборудования аварийным эвакуационным освещением путей эвакуации из объектов учреждения на сумму 109600 рублей, приобретения противопожарных дверей на сумму 486850 рублей, замены пожарных шкафов на сертифицированные на сумму 98328 рублей, приобретения и установки автоматической системы пожарной сигнализации на объекты учреждения на сумму 2440000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес УФСИН по Республике Башкортостан направлено аналогичное письмо о выделении денежных средств.
Согласно государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, учреждением приобретено противопожарное оборудование (пожарные шкафы – 20 шт.) и расходные материалы (выключатели, боксы для установки, крепежные элементы) на сумму 31174 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между учреждением приобретено противопожарное оборудование (огнетушители – 32 шт., огнезащитный состав, и пр.) на сумму 160139,48 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что учреждением в рамках имеющихся полномочий выполнены все необходимые действия по освоению выделенных денежных средств на организацию мероприятий пожарной защиты. Выявленные нарушения, изложенные в протоколе, обусловлены недостаточным финансированием из федерального бюджета.
Следовательно, невозможность устранения требований пожарной безопасности при имеющемся финансировании подтверждена материалами дела.
Действия, предусмотренные ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, направленные на выделение бюджетных средств в целях устранения требований пожарной безопасности, и исключающие административную ответственность учреждения, выполнены. ФКУ «ИК-3 УФСИН по РБ» со своей стороны принимает все необходимые и зависящие меры для устранения нарушений в области противопожарной безопасности. Однако, невыполнение данных мер в полном объеме и своевременно обусловлено обстоятельствами, не зависящими от воли субъекта административного правонарушения, ввиду не выделения бюджетных ассигнований на указанные цели.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФКУ «ИК-3 УФСИН по РБ» о привлечении к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 КоАП Российской Федерации отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней, через Калининский районный суд города Уфы.
Судья А.Р. Ибрагимов