Дело № 12-46/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 февраля 2015 года г. Лысьва
Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Аксёновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 70 Лысьвенского района Пермского края от 27.01.2015 года ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ, выразившегося в том, что он, являясь должностным лицом – директором ООО «Объединенная диспетчерская служба», в период с 31.10.2014 года по 03.11.2014 г. самовольно произвел подачу газа путем открытия задвижных систем газораспределения по адресу: <адрес>.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование своих доводов указал, что в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации "Системы газораспределительные. Термины и определения" ГОСТ Р 53865-2010, утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2010 г. N 242-ст, под «газораспределительной системой» понимается имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно потребителям. Под «сетью газораспределения» понимается технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств. Под «сетью газопотребления» понимается технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них.
При этом мировой судья, принимая решение о признании его винновым в совершении правонарушения, неверно определил границу сети газораспределения и сети газопотребления и имущественную принадлежность запорного устройства, что имеет существенное значение для дела.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации "Системы газораспределительные. Термины и определения" ГОСТ Р 53865-2010, границей сети газопотребления и сети газораспределения является место соединения газопровода -ввода (относящегося к сети газораспределения) и вводного газопровода (относящегося к сети газопотребления). В свою очередь газопроводом-вводом является газопровод сети газораспределения, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления. Вводным газопроводом является газопровод сети газопотребления, проложенный от места присоединения с газопроводом-вводом до внутреннего газопровода, включая газопровод, проложенный в футляре через стену здания.
Внешняя граница сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома и являющихся сетью газопотребления является императивной и определена Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в соответствии с которыми, внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (пункт 9 Правил N 491).
В связи с чем, считает, что запорное устройство входит в состав сети газопотребления, в противном случае граница была бы определена как «место соединения первого запорного устройства с внутренней сетью газопотребления».
В связи с чем, считает, что мировым судьей при определении в его действиях состава правонарушения сделан неверный вывод о том, что запорное устройство, путем открытия которого произведено возобновление подачи газоснабжения в доме по <адрес> в <адрес>, входит в систему газораспределения и принадлежит ЗАО «Газпром газораспределение Пермь».
Ссылку представителя ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» на письмо Минрегиона России от 18.10.2013 года №19706-ВГ/11. в котором указано, что запорное устройство не входит в состав внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и на которое ссылается в своем решении мировой судья, считает несостоятельной, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом, носит рекомендательный характер, не имеет какой-либо юридической силы и противоречит действующему законодательству. В связи с чем, просит постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения.
В судебном заседании ФИО1 и его защитники ФИО3 и ФИО4 доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» ФИО5 просит в удовлетворении жалобы отказать, постановление мирового судьи оставить без изменения, поскольку считает, что в действиях директора ООО «Объединенная диспетчерская служба» ФИО1 имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ. В частности, ФИО1, осознавая недопустимость вмешательства в газораспределительную сеть, в состав которой входит запорное устройство, расположенное на газопроводе, проложенном по фасаду здания, и являющейся границей между газопроводом-вводом и сетью газопотребления, самовольно возобновил подачу газа в жилой дом, расположенный в <адрес> в <адрес>. По мнению представителя, вина директора ООО «Объединенная диспетчерская служба» ФИО1 напрямую связана с самовольным, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядком осуществления своего действительного или предполагаемого права.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд считает постановления мирового судьи подлежит отмене по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 19.1 КоАП РФ предусмотрено, что самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливается порядок осуществления гражданами их прав. Следовательно, самовольным является такой способ реализации права, который противоречит закону или соответствующим правилам. Таким образом, самоуправство посягает на установленный в государстве порядок управления, порядок осуществления гражданами принадлежащих им прав. В данном случае объективная сторона самоуправства характеризуется только активными действиями.
Как видно из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явился факт обращения в отдел МВД России по ЛГО представителя ЗАО «Газпром газораспределение Пермь», который в качестве нарушений прав Общества указал на факт незаконного осуществления ООО «Объединенная диспетчерская служба» полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим ЗАО «Газпром газораспределение Пермь».
Как следует из протокола об административном правонарушении от 29.12.2014г., ФИО1 привлекается к ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ в том, что в период с 31.10.2014 года по 03.11.2014 года он, являясь директором ООО «Объединенная диспетчерская служба» самовольно произвел подачу газа путем открытия задвижек сети газораспределения по адресу: <адрес>.
В соответствии с ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его правильной юридической квалификации и определения меры юридической ответственности, выраженное в санкции соответствующей статьи.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как установлено в судебном заседании исходя из пояснений участников процесса, а также решения единственного участника ООО «ОДС» от 30.09.23014 года (л.д. 129), ФИО1 является директором ООО «Объединенная диспетчерская служба».
Как следует из Устава ООО «ОДС» (л.д. 146), предметом деятельности Общества является обслуживание и ремонт газопроводов, сетей газоснабжения и газового оборудования, в том числе внутридомового и котельного.
Согласно акта от 31.10.2014 г., (л.д. 98), ООО «ОДС» при осмотре газопровода по <адрес> в <адрес> выявлен факт установки заглушки <данные изъяты> работниками АД ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» на основании заявки жителей о наличии запаха газа в подъезде.
Согласно наряд- допусков от 31.10.2014 г., 01.11.2014 г. – 03.11.2014 г. (л.д. 99-102), директором ООО «ОДС» даны распоряжения в части осуществления работ по ремонту газового оборудования и возобновления подачи газа в жилой дом путем открытия запорного устройства, расположенного на фасаде жилого дома.
Признавая ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ, мировой судья в мотивировочной части постановления ссылается на тот факт, что он, являясь директором ООО «ОДС», выдал наряд-допуск на производство газоопасных работ – на открытие задвижек и возобновление подачи газа в многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес>, не имея на то полномочий, поскольку задвижки, как и сам газопровод, принадлежат ЗАО «Газпром газораспределение Пермь», а указанная организация разрешение ООО «ОДС» на проведение ремонтных работ на своих объектах не давала.
В силу п. 128, 133-134 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в жилом доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования (далее - внутридомовое газовое оборудование) в жилом доме и при соблюдении условий, указанных в пункте 131 настоящих Правил.
Исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в помещении в многоквартирном доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутриквартирного газового оборудования (далее - внутриквартирное газовое оборудование) и внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, а также при соблюдении условий, указанных в пункте 131 настоящих Правил.
Работы по приостановлению и возобновлению подачи газа потребителю, устранению аварий (в том числе локализации аварийных утечек газа) могут проводиться только специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования по договору с исполнителем, а при проведении работ по приостановлению подачи газа на распределительных газопроводах - газораспределительной организацией. Указания исполнителя на приостановление подачи газа при наличии оснований, предусмотренных настоящими Правилами, являются обязательными к исполнению специализированной организацией, имеющей договор с исполнителем.
В силу п.16 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (ред. от 15.04.2014) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
При этом, исполнителем является специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с определением, содержащемся в преамбуле данных Правил, специализированная организация - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Решением Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N АКПИ13-826, пункты Правил пользования газом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа, признаны недействительными.
Соответственно, с момента принятия Верховным Судом РФ указанного выше решения, исполнителем по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, может быть и иная организация при наличии документов, подтверждающих право на осуществление данной деятельности.
Как следует из материалов дела, 26.05.2014 года между ООО «УК «ЛысьваКомунКомфорт» и ООО «Объединенная диспетчерская служба» заключен договор по оказанию услуг по техническому обслуживанию внутридомовому газовому оборудованию многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО «УК «ЛысьваКоммунКомфорт», в том числе жилого дома по <адрес> в <адрес>.
В силу п. 1.3.1 Договора от 26.05.2014 г., в состав ремонтных работ, выполняемых ООО «ОДС» в рамках данного договора, включены работы по замене, демонтажу отдельных участков газопроводов сети газопотребления, замена отключающих устройств, соединительных деталей, замена узлов и деталей, устранение утечек газа, ремонт креплений и опор, окраска газопроводов.
В силу п. 1.4 – 1.5 Договора, состав общего имущества внутридомового газового оборудования многоквартирного дома определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 и включает внутридомовую инженерную систему газоснабжения, состоящую из газопроводов, проложенных от источника газа или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства) расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (от верхнего фланца отключающего устройства или изолирующего фланцевого соединения). В случае отсутствия запорного устройства или изолирующего фланцевого соединения на наружном (фасадном или цокольном) газопроводе, внешней границей считается место соединения сети газораспределения с сетью газопотребления, т.е. первый наружный сварной шов на выходе газопровода из земли.
Указанные выше термины и определения в силу п. 1.6 Договора приняты в соответствии с Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410.
Дополнительным соглашением к договору от 17.07.2014 года (л.д. 111), в п. 1.5 внесены изменения, в соответствии с которыми внешняя граница сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, определена как место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью. Запорное устройство, расположенное на газопроводе, проложенном по фасаду здания, и являющееся границей между газопроводом-вводом и сетью газораспределения, входит в состав внутридомового газового оборудования. В случае отсутствия запорного устройства или изолирующего фланцевого соединения на наружном (фасадном или цокольном) газопроводе, внешней границей считается место соединения сети газораспределения с сетью газопотребления, т.е. первый наружный сварной шов на выходе газопровода из земли.
01.07.2014 года между ООО «ОДС» и ООО «Лысьваспецстрой» был заключен договор на выполнение работ внутридомового и внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов, обслуживаемых заказчиком.
Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-124), ООО «Лысьваспецстрой» имеет допуск к работам по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей.
Согласно свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 130-133), ООО «ОДС» допущены к работам по устройству наружных сетей газоснабжения, включая работы по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей.
В силу п. 5, 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Согласно п.3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Таким образом, исходя из представленных материалов дела следует, что ООО «ОДС» на момент осуществления работ по ремонту ВДГО по <адрес> в <адрес> являлось специализированной организацией, имеющей право осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
То обстоятельство, что на момент проведения работ в доме по <адрес> в <адрес> у ООО «ОДС» отсутствовало свидетельство о допуске к работам по устройству наружных сетей газоснабжения, включая работы по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей, не могут быть приняты во внимание, поскольку исполнение данных работ производилось иной специализированной организацией в рамках договора с ООО «ОДС».
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Однако, указанное требование закона при вынесении мировым судьей постановления от 27.01.2015 года не выполнено.
Так, диспозиция ст. 19.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.
Однако, квалифицирующий признак "вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права" ни в протоколе об административном правонарушении, ни мировым судьей не описан, каких-либо доводов относительно того, какой порядок, установленный федеральным законом либо другим нормативным правовым актом, был нарушен ФИО1 при осуществлении действий по даче распоряжения о возобновлении подачи газа в жилой дом после осуществления ремонта в рамках договора, заключенного с ООО «ЛКК-2», в постановлении не содержится.
Доводы мирового судьи о том, что запорные устройства, установленные на газопроводе по <адрес> не входят в состав внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме со ссылкой на разъяснения Минрегиона России от 18.10.2013 г., суд считает несостоятельными, поскольку данный документы не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу и актуален на дату издания.
Иных доказательств, однозначно свидетельствующих о принадлежности запорного устройства, расположенного на газопроводе, проложенном по фасаду здания, непосредственно ЗАО «Газпром газораспределение Пермь», в материалах дела не содержится.
Из свидетельства о государственной регистрации права и технического паспорта (л.д. 11, 182-186), следует, что газопровод, принадлежащий ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» на всю его протяженность является газопроводом подземной прокладки. Газопровод воздушной прокладки в состав объекта недвижимости не входит.
Таким образом, представленные суду доказательства не позволяют достоверно установить наличие в действиях ФИО1 состава инкриминируемого деяния. Иные доказательства, неопровержимо свидетельствующие о факте совершения самоуправства, в деле отсутствуют.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом того, что в настоящем деле имеются неустранимые сомнения, которые в силу указанной нормы трактуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, постановление мирового судьи судебного участка N 70 Лысьвенского района Пермского края не может быть признано законным и подлежит отмене.
Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 70 Лысьвенского района Пермского края по делу об административном правонарушении от 27.01.2015 г. в отношении ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 КоАП РФ, прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня принятия.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: