Дело № 12-46/2017 19 января 2017 годаРЕШЕНИЕ
Судья Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга Кабанова И.А.,
рассмотрев жалобу Кораблевой Л.В. - защитника
Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, ИНН №, КПП №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>, фактический адрес: <адрес>,
на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу Свидерского Д.А. от 22 июня 2016 года № АД-13-067/2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу Свидерского Д.А. от 22 июня 2016 года № АД-13-067/2016 администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 55000 (пятидесяти пяти тысяч) рублей.
Защитник администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, полагая его незаконным, указав, что администрация не является субъектом правонарушения по статье 8.41 КоАП РФ, поскольку не осуществляет деятельность ни по сбору, ни по накоплению отходов. Администрация действует в соответствии с Положением об администрации района Санкт-Петербурга (далее - Положение об администрации), утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 №1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга». В соответствии с пунктом 1.1 Положения об администрации, администрация района является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга. Таким образом, администрация не осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ, то есть не занимается специализированным размещением отходов в специально оборудованных местах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, в связи с чем у администрации отсутствует обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Учитывая изложенное, администрацией не было оказано негативное воздействие на окружающую среду, так как администрация не осуществляет специализированную деятельность по обращению с отходами производства и потребления. В данном случае субъектом правонарушения по ст.8.41 КоАП РФ являются лица, занимающиеся специализированной деятельностью по размещению отходов. Администрация указанную деятельность не осуществляет. Таким образом, состав административного правонарушения отсутствует. Кроме того, акт проверки составлен без учета того, что администрация не осуществляет специализированную деятельность по обращению с отходами производства и истребления. 10 марта 2016 года в Департаменте Росприроднадзора представителю администрации был вручен только акт проверки № ВД-56/13 от 10 марта 2016 года (далее-акт № ВД-56/13) на 15 листах. При этом, какие - либо приложения к акту, предписания отсутствовали. В данном случае является нарушением со стороны Департамента указание (без фактического приложения) в акте о наличии предписаний №№1-5, в связи с чем акт является недействительным. 28 марта 2016 года администрацией в Департамент Росприроднадзора были представлены возражения по акту от 10.03.2016 № ВД-56/13, однако позиция администрации не была учтена. Кроме того, администрацией ежегодно заключаются договоры со социализированными организациями, на которые возложена обязанность по оказанию услуг в сфере обращения с отходами потребления. Также, протокол об административном правонарушении составлен со множеством нарушений, а именно: в тексте протокола указано о составлении протокола 30 мая 2016 года, на протоколе указана дата 08 июня 2016 года, таким образом дата составления протокола не определена. В протоколе указано на невнесение администрацией платы за негативное воздействие на окружающую среду по государственным контрактам №50062-15 от 01.01.2015; №0172200002214000198-0067671-01 от 12.01.2015, в то время как указанные контракты администрацией не заключались. Таким образом, при составлении протокола должностным лицом было допущено существенное нарушение ст.26.1, 26.2, 28.2 КоАП РФ, в связи с чем протокол об административном правонарушении является незаконным. В нарушение требований статьи 26.1 КоАП РФ, ни в акте проверки от 10.03.2016, ни в протоколе об административном правонарушении от 08.06.2016, ни в постановлении о назначении административного наказания от 22.06.2016 не указано, какие суммы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат внесению, но фактически не были внесены. Таким образом, доказательства события административного правонарушения отсутствуют. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом №7-ФЗ. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления администрацией деятельности, создающей негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
Законный представитель Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга ФИО1 в судебное заседание явилась, доводы жалобы поддержала и пояснила, что при вынесении постановления администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении не была уведомлена надлежащим образом. Кроме того, администрация занимается офисной деятельностью, а не размещением отходов, а значит не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, в связи с чем, просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 пояснил, что о месте и времени вынесения постановления об административном правонарушении в отношении администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга был извещен защитник, который имел все права, предоставленные юридическому лицу. Все документы вручаются лицу, привлекаемому к административной ответственности, если оно присутствует.
Суд, выслушав защитника, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, находит постановление подлежащим отмене по следующим основаниям:
из постановления об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 01 минуту по адресу: <адрес> администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга не внесла плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2-й и 3-й квартал 2015 года, расчет платы за HBOC в адрес Департамента не направлялся, чем нарушила требования ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632, а именно:
в ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки ВД-56/13 от 03.02.2016 заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу ФИО3, проводимой с 09.02.2016 по 10.03.2016, по результатам которой был составлен Акт проверки Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо - Западному федеральному округу юридического лица № ВД-56/13 от 10.03.2016, было установлено, что администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга осуществляет деятельность с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды в части не внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Для проведения административного расследования и установления причин, способствовавших совершению административного правонарушения, определением №АД-13-067/2016 возбуждено дело об административном правонарушении. В рамках административного расследования определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № АД-13-067/2016 от 25.04.2016, были затребованы дополнительные документы.
Согласно представленных документов установлено следующее. Постановлением Правительства Санкт - Петербурга от 26 августа 2008 №1078 «Об Администрациях районов Санкт - Петербурга», а также согласно п. 1.5 Положения об Администрации района Санкт-Петербурга», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 №1078, Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга является юридическим лицом, которое имеет счета в банках, печать, штампы и бланки с изображением герба Санкт-Петербурга и со своим наименованием.
Основной вид деятельности: Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих свои полномочия в городах и районах.
В состав Администрации входят: отдел районного хозяйства, отдел потребительского рынка, отдел благоустройства и дорожного хозяйства, отдел социальной защиты населения, отдел по обслуживанию зданий, отдел образования, отдел организационной работы и взаимодействия с органами местного самоуправления, жилищный отдел, отдел культуры, отдел экономического развития, отдел строительства и землепользования, отдел информатизации и связи, общий отдел, отдел по вопросам законности, правопорядка и безопасности, отдел молодежной политики и взаимодействия с общественными организациями, отдел физической культуры и спорта, отдел здравоохранения, юридический отдел, отдел бухгалтерского учета и отчетности, отдел по вопросам государственной службы и кадров, отдел закупок, сектор дежурной службы, сектор по мобилизационной подготовке.
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга использует в целях осуществления своей деятельности помещения по адресам: <адрес>, Административное здание, нежилое 2-3-4-6 этажный (подземных этажей 1), общая площадь 13 992,3 кв.м.; по договору безвозмездного пользования №21-Б002360 от 27.08.2007, а также согласно Распоряжения Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга от №315-рж от 21.09.2015, Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга предоставлены и ею используются следующие помещения по адресу: <адрес> площадью 915,4 кв.м, кадастровый номер №78:13:0007317:1166; помещение 25-Н площадью 971,3 кв.м, кадастровый номер №78:13:0007317:1176; помещение 26-Н площадью 936,4 кв.м, кадастровый номер №78:13:0007317:1177; помещение 54-Н площадью 53,1 кв.м, кадастровый номер №78:13:0007317:1198; помещение 55-Н площадью 52,7 кв.м, кадастровый номер №78:13:0007317:1199; помещение 56-Н площадью 125,8 кв.м, кадастровый номер №78:13:0007317:1200; помещение 57-Н площадью 124,9 кв.м, кадастровый номер №78:13:0007317:1201; помещение 58-Н площадью 44,3 кв.м, кадастровый номер №78:13:0007317:1166; помещение 72-Н площадью 11 кв.м, кадастровый номер №78:13:0007317:1220; помещение 73-Н площадью 31,9 кв.м, кадастровый номер №78:13:0007317:1221.
Согласно представленным сведениям об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления, представленных Администрацией Фрунзенского района в виде справок и государственных контрактов, а также согласно сведениям, представленным в адрес Департамента <данные изъяты> (в ответ запрос исх.№02-13/1337 от 16.02.2016) установлено следующее: в ходе осуществления деятельности Администрации образуются такие отходы, как мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный», что подтверждено заключенными государственными контрактами и актами приема-передачи отходов, а именно:
1. Государственный контракт № 50062-15 от 16.12.2014 с <данные изъяты>, согласно которого <данные изъяты> предоставляет услуги по вывозу твердых бытовых отходов с контейнерной площадки по адресу: <адрес>, в установленные места размещения, не принимая вышеуказанные отходы в собственность;
2. Государственный контракт №0172200002214000198-0067671-01 от 26.12.2014 (сроком действия по 31.12.2015), согласно которого <данные изъяты> предоставляет услуги по вывозу твердых бытовых отходов (IV и V класса опасности) с контейнерной площадки по адресу: <адрес>, в установленные места размещения, не принимая вышеуказанные отходы в собственность;
3. Государственный контракт № 0172200002215000144-0067671-01 от 24.12.2015, согласно которого <данные изъяты> предоставляет услуги по вывозу твердых бытовых отходов (V класса опасности) с контейнерной площадки по адресу: <адрес>, в установленные места размещения, не принимая вышеуказанные отходы в собственность;
4. Государственный контракт № 0172200002215000105-067671-02 от 05.10.2015, заключенный с <данные изъяты> по ликвидации несанкционированных свалок на территории Фрунзенского района с размещением отходов на <данные изъяты>;
5. Государственный контракт № 0172200002215000082-0067671-01 от 30.03.2015, согласно которого <данные изъяты> предоставляет услуги по вывозу крупногабаритного мусора с контейнерной площадки по адресу: <адрес>, в установленные места размещения, не принимая вышеуказанные отходы в собственность;
6. Государственный контракт № 0172200002215000031-067671-01 от 30.03.2015, согласно которого <данные изъяты> оказывает услуги по вывозу мусора, листвы и веток, собранных во время проведения месячников по благоустройству по адресной программе уборки территории, в установленные места размещения, не принимая вышеуказанные отходы в собственность.
В соответствии с Государственным контрактом № 0172200002214000198-0067671-01 от 12.01.2015 и Государственным контрактом №50062-15 от 01.01.2015 Администрацией представлены следующие документы: Акт сдачи-приемки работ о перемещении отходов на захоронения за Январь 2015 -Декабрь 2015 от 08.02.2016 - размещено 53, 217 куб. м (7,595 т); Акт сдачи-приемки работ о перемещении отходов на захоронения за Январь 2015 -Декабрь 2015 от 08.02.2016 - размещено 300 куб. м (42,990 т).
В соответствии с Государственным контрактом № 0172200002215000105-0067671-02 от 05.10.2015, заключенный с ООО «A-Проект» по ликвидации несанкционированных свалок на территории Фрунзенского района с размещением отходов на <данные изъяты>, Администрацией представлены следующие документы: Акт №1 приема-передачи отходов за 4 квартал от 06.11.2015 по договору № А-95/0114 от. 0.11.2104 - размещено 16,1 куб. м (1,5 т) Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); Акт приема-передачи хозяйствующего субъекта за 4 квартал по договору № 18/2015-Т - использование 3,9 куб. м (9,75 т) Лом железобетонных изделий отходы железобетона в кусковой форме; Акт приема-передачи хозяйствующего субъекта за 4 квартал по договору № 3-2015-СТ - использование 230 куб. м (368 т) Отходы - грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, незагрязнённый опасными веществами; Акт приема-передачи хозяйствующего субъекта за 4 квартал по договору № 3-2015-СТ - использование 790 куб. м (1264 т) Отходы - грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, незагрязнённый опасными веществами; Акт №2 приема-передачи отходов за 4 квартал от 06.11.2015 по договору № А-95/0114 от 10.11.2104 - размещено Юкуб. м (12 т) Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; Акт №3 приема-передачи отходов за 4 квартал от 06.11.2015 по договору № А-95/0114 от 10.11.2014: размещено 225 куб. м (20,25 т) Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); размещено 25 куб. м (9,2 т) шины пневматические автомобильные.
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга не внесла плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за размещение отходов образованных по государственному контракту №0172200002215000031-0067671-01 от 30.03.2015 за 2-й и 3-й квартал 2015 года. Так не внесена плата за 2-й квартал 2015 года в объеме 229,392 т отходов, за 3-й квартал 2015 года в объеме 41,04 т отходов.
Кроме того, согласно Акта сдачи-приемки работ о перемещении отходов на захоронения за Январь 2015 -Декабрь 2015 от 08.02.2016 - размещено 53, 217 куб. м (7,595 т); согласно Акта сдачи-приемки работ о перемещении отходов на захоронения за Январь 2015 -Декабрь 2015 от 08.02.2016 - размещено 300 куб. м (42,990 т), однако плата за размещение вышеуказанных объемов отходов в 4-м квартале 2015 года не внесена.
Администрацией Фрунзенского района внесена плата за HBOC за 4-й квартал 2015 года только за отходы, размещенные согласно Гос.контракта № 0172200002215000105-00676771-02 от 05.10.2015 и Договора № А-95/0114 от 10.11.2104 в объеме 42,95 т отходов (Акт №3 приема- передачи отходов за 4 квартал от 06.11.2015).
Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 4 квартал 2015 года внесена не в полном объеме, в частности: отсутствует плата за отходы, размещенные в соответствии с государственным контрактом № 0172200002214000198-0067671-01 от 12.01.2015 и государственным контрактом №50062-15 от 01.01.2015; не внесена плата за отходы, образованные от хозяйственной деятельности Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Вместе с тем, согласно письму №1530 от 21.04.2016 от <данные изъяты>, следует, что по всем государственным контрактам с Администрацией Фрунзенского района Санкт-Петербурга Общество не принимало на себя обязанность по исчислению и внесению платы за негативное воздействию на окружающую среду.
Действия Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга квалифицированы по статье 8.41 КоАП РФ;
в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом;
в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела;
однако, в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении;
извещение о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении защитника юридического лица не освобождает должностное лицо от обязанности известить само лицо, привлекаемое к административной ответственности (в данном случае его законного представителя) о необходимости явки, однако указанные требования закона должностным лицом выполнены не были;
кроме того, объяснения защитника юридического лица, данные им при рассмотрении дела, в постановлении не отражены, их оценка, равно как и оценка иных собранных по делу доказательств, в нарушение требований статьи 26.11 КоАП РФ, отсутствует;
принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает, что должностным лицом при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили ему полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, что влечет отмену вынесенного им постановления;
учитывая, что срок привлечения Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга к административной ответственности истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Иных оснований для прекращения производства по делу судом в ходе рассмотрения жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу ФИО2 от 22 июня 2016 года № АД-13-067/2016, в соответствии с которым Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью статьей 8.41 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 55000 (пятидесяти пяти тысяч) рублей - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ в отношении Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья И.А. Кабанова