дело №12-46/2018
РЕШЕНИЕ
г.Усинск 03 апреля 2018 года
Судья Усинского городского суда Республики Коми С.Г. Волкова,
при секретаре О.А. Долговой,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ЗАО «Колванефть» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО2№ от дд.мм.гггг. в отношении ЗАО «Колванефть» о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО2№ от дд.мм.гггг. ЗАО «Колванефть» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, выразившемся в искажении экологической информации о состоянии земель, назначено наказание в виде административного штрафа в размере * руб.
Не согласившись с принятым постановлением, ЗАО «Колванефть» обратилось с жалобой на него, просит данное постановление отменить. В обоснование жалобы указывает, что основанием для привлечения к ответственности явился имевший место, по мнению административного органа, факт искажения Обществом экологической информации о состоянии земель, а именно: в представленном Обществом отчете по форме 2- ТП рекультивация за 2016 год указано наличие нарушенных земель – всего (га) (при разработке месторождений полезных ископаемых) на дд.мм.гггг. – * га (строка 10). В представленном отчете Общество не указало наличие нарушенных земель, вследствие утечки при транзите нефти, газа, продуктов переработки (графа 5 Сведений), и при размещении промышленных (в том числе строительных) и твердо-бытовых отходов (графа 10 сведений). Вместе с тем, Управлением Росприроднадзора не были учтены следующие обстоятельства. В отчете ЗАО «Колванефть» по форме 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы за 2016 год, в строке наличие нарушенных земель на дд.мм.гггг., в графе «всего га» была отражена вся площадь нарушенных земель – 190, 1041 га, Управление Росприроднадзора считает, что площадь земель, указанная в графе «всего» была некорректно распределена в расшифровочных графах, Общество всю площадь указало в графе 4 «при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые)». На нарушенных землях были расположены в том числе площадки с буровым шламом (после бурения скважин) и нефтезагрязненный при проведении работ участок (не в результате утечки при транзите нефти, газа, продуктов нефтепереработки).
Форма отчета №2-ТП (рекультивация) была утверждена приказом Росстата № 676 от 29.12.2012, согласно п. 11 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения к землям, нарушенным при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), их переработке и проведении геологоразведочных работ, следует относить: карьерные выемки, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, дражные поля, гидроотвалы, деформированные поверхности шахтных полей, канавы, шурфы, площадки буровых скважин и отходы бурения (шламы выбуренной породы и др.), отстойники и хвостохранилища обогатительных фабрик, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, золошлакоотвалы, образующиеся в результате термической переработки твердого топлива, а также загрязненные участки на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях. Вся площадь нарушенных земель, указанных в постановлении №, а именно: площадки под отходы бурения (шламы) и загрязненные участки была отражена в графе «при разработке месторождений полезных ископаемых».
В судебном заседании представитель ЗАО «Колванефть» ФИО3 настаивал на доводах, приведенных в жалобе, пояснил, что в целом площадь загрязненных земель Обществом указана правильно, указанние административного органа на необходимость разбивки площади загрязненных земель в указанные графы, по мнению Общества неверно, поскольку имевшие место загрязнение было не в результате транзита нефти и нефтепродуктов, а в результате проведения технологических работ, также площадки по отходы от бурения (шламовые амбары) содержат отходы от бурения на месторождениях, соответственно, могут быть включены в графу «при разработке месторождений полезных ископаемых».
Заслушав пояснения представителя ЗАО «Колванефть», исследовав в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из оспариваемого постановления № от дд.мм.гггг. основанием привлечения ЗАО «Колванефть» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ послужило искажение экологической информации о состоянии земель, выразившееся в следующем: в представленном ЗАО «Колванефть» отчете по форме № 2ТП рекультивация за 2016 год указано наличие нарушенных земель – всего (га) при разработке полезных ископаемых на дд.мм.гггг. – * га. (строка 10). В представленном отчете Общество не указало наличие нарушенных земель вследствие утечки при транзите нефти, газа, продуктов переработки (графа 5 Сведений), а также не указало наличие нарушенных земель при размещении промышленных (в том числе строительных и твердых бытовых отходов (графа 10 Сведений). Вместе с тем, по представленным материалам и сведениям дд.мм.гггг. в районе куста № Северо-Ютымского лицензионного участка, в результате инцидента на трубопроводе произошел разлив нефтезагрязняющего вещества. Также на балансе Общества числятся шламовые амбары в количестве 3 штук, содержащие буровой шлам и согласно проектной документации являющиеся объектами для размещения отходов.
Согласно п. 25 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22 декабря 1995 г. № 525/67, ежегодная статистическая информация о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (форма 2-ТП (рекультивация) составляется по состоянию на 1 января всеми организациями, проводящими работы с нарушением почвенного покрова и после согласования с местными (районными, межрайонными, городскими) органами Минприроды России высылается не позднее 5 января соответствующим органам Роскомзема и Госкомстата России.
Приказом Росстата от 29 декабря 2012 года № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» установлено, что юридические лица, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), заполняют форму 2-ТП и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения до 1 февраля, следующего за отчетным периодом (п.1).
В форме указываются данные о наличии нарушенных и отработанных земель, а также приводятся площади рекультивированных земель.
При этом к нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы.
К отработанным землям относятся земельные участки, надобность в которых у респондента миновала в связи с завершением работ, связанных с нарушением почвенного покрова (п. 6).
В соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (рекультивация), утвержденными Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 г. № 676, юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (респонденты), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют данную форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.
В графах 4 - 11 показываются данные о нарушенных, отработанных и рекультивированных землях применительно к направлению деятельности респондента (п. 10).
Согласно разъяснениям распределения площади земель по графам отчета, приведенным в Указаниях к землям, нарушенным:
- при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), их переработке и проведении геологоразведочных работ, следует относить: карьерные выемки, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, дражные поля, гидроотвалы, деформированные поверхности шахтных полей, канавы, шурфы, площадки буровых скважин и отходы бурения (шламы выбуренной породы и др.), отстойники и хвостохранилища обогатительных фабрик, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, золошлакоотвалы, образующиеся в результате термической переработки твердого топлива, а также загрязненные участки на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях (п. 11);
- вследствие утечки при транзите нефти, газа, продуктов переработки нефти, относятся земли, загрязненные в результате аварийных ситуаций, незаконных врезок, розливов и т.д. на объектах транзита нефти, газа, продуктов переработки нефти (п. 12);
- при размещении промышленных (в т.ч. строительных) и твердых бытовых отходов, следует относить: земли, нарушенные в результате размещения отходов производства и потребления (п. 17).
Как следует из материалов дела, в представленном ЗАО «Колванефть» отчете 2-ТП (рекультивация) за 2016 год, по состоянию на дд.мм.гггг., указано, что у предприятия имеется * га нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые) земель.
Протоколом об административном правонарушении № от дд.мм.гггг. и постановлением девятого Арбитражного апелляционного суда № 09АП-53250/2017 от 08.11.2017 установлено, что дд.мм.гггг. в выделах № квартала № Тайлаковского участкового лесничества в районе УПМ Северо-Ютымского месторождения, находящегося в пользовании ЗАО «Колванефть», выявлен нефтезагрязненный участок лесного фонда общей площадью * га.
На основании договора № от дд.мм.гггг., заключенного между ЗАО «Колванефть» и ООО «Нобель Ойл» КО в пределах Северо-Ютымского участка ООО «Нобель Ойл» КО осуществляет работы по добыче углеводородного сырья, в результате которых произошло загрязнение участка лесного фонда нефтью.
Таким образом, являются обоснованными доводы представителя ЗАО «Колванефть» о включении площади земель, загрязненных нефтью в раздел отчета «при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые)», поскольку представленные материалы не содержат информации, свидетельствующей о том, что загрязнение земель произошло вследствие утечки при транзите нефти, газа, продуктов переработки нефти. Из описательно-мотивировочной части оспариваемого постановления подлежит исключению вывод о том, что ЗАО «Колванефть» допустило искажение экологической информации о состоянии земель, выразившееся не указании в отчете по форме № 2-ТП рекультивация за 2016 год наличие нарушенных земель вследствие утечки при транзите нефти, газа, продуктов переработки (графа 5 Сведений).
Вместе с тем, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется, поскольку правомерны выводы административного органа об искажении представленной Обществом экологической информации в части не указания наличия нарушенных земель при размещении промышленных (в том числе строительных и твердых бытовых отходов (графа 10 Сведений), что является основанием для привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Таким образом, действующее законодательство относит шламовый амбар к объектам размещения отходов, соответственно, земли занимаемые шламовыми амбарами, согласно вышеприведенных Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (рекультивация) (п. 17) должны быть включены в графу 10 «при размещении промышленных (в т.ч. строительных) и твердых бытовых отходов».
Постановление № от дд.мм.гггг. вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, наказание назначено в пределах санкции статьи, в минимальном размере.
При изложенных обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО2№ от дд.мм.гггг. является законным и обоснованным и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО2№ от дд.мм.гггг. в отношении ЗАО «Колванефть» о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу ЗАО «Колванефть» – без удовлетворения.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО2№ от дд.мм.гггг. в отношении ЗАО «Колванефть» вывод о том, что ЗАО «Колванефть» допустило искажение экологической информации о состоянии земель, выразившееся не указании в отчете по форме № 2-ТП рекультивация за 2016 год наличие нарушенных земель вследствие утечки при транзите нефти, газа, продуктов переработки (графа 5 Сведений).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.13, 30.14 КоАП РФ.
Судья – С.Г. Волкова