ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-46/2020Г от 27.08.2020 Архаринского районного суда (Амурская область)

Дело 12-46/2020 года

28RS0-69

Р Е Ш Е Н И Е

27 августа 2020 года <адрес>

Архаринский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,

секретаря судебного заседания ФИО2,

с участием ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>.29-241/2020 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – начальника государственного автономного учреждения <адрес> «Архаринский лесхоз» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>.29-241/2020 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – начальник государственного автономного учреждения <адрес> «Архаринский лесхоз» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подал жалобу, в обоснование которой указал, что выводы, сделанные Управлением Федеральной антимонопольной службы по <адрес> о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг основываются на факте заключения между государственным автономным учреждения <адрес> «Архаринский лесхоз» и ООО «МастерЛес» договора купли-продажи древесины и выводов сделанных Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры на основании материалов проверки.

С материалами проверки Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры он ознакомлен не был, в связи с чем, не имел возможности дать им правовую оценку.

В соответствии с заключенным между государственным автономным учреждением <адрес> «Архаринский лесхоз» и ООО «МастерЛес» договором ООО «МастерЛес» покупает 366 куб.м. древесины в хлыстах, породы береза белая (328 куб.м) и осина (38 куб.м), оплачивает и своими силами и за счет собственных средств производит вывозку древесины с верхнего склада - деляны. Иных полномочий действий по договору ООО «МастерЛес» не имело право осуществлять.

Поскольку данный договор не предусматривает рубку древесины осуществляемой в рамках выполнения государственного задания он не должен был заключаться в законодательстве о контрактной системе.

Исходя из положений договора, а также информации указанной в постановлении по делу об административном правонарушении .29-241/2020 нельзя доподлинно установить факт осуществления ООО «МастерЛес» заготовки древесины. Иных договоров между государственным автономным учреждения <адрес> «Архаринский лесхоз» и ООО «МастерЛес» не заключалось.

Таким образом, полагает, что данное обстоятельство Управлением Федеральной антимонопольной службы по <адрес> не исследовано.

Просит суд постановление по делу об административном правонарушении .29-241/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по <адрес> в отношении ФИО1 отменить.

Должностное лицо – начальник государственного автономного учреждения <адрес> «Архаринский лесхоз» ФИО1 в судебном заседании доводы изложенные в жалобе поддержал, просит суд удовлетворить жалобу.

Природоохранный прокурор Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры с доводами жалобы не согласился, представил письменный отзыв, в котором указал, что постановление является законным и обоснованным, а жалоба - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.

При вынесении Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ постановления о возбуждении в отношении должностного лица - начальника Архаринского лесхоза ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ по факту несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя), ФИО1 права, предусмотренные ст. 25.1. КоАП РФ, разъяснены, им поставлена личная подпись в указанном постановлении на 7 листе.

Доводы жалобы ФИО1 об отсутствии возможности ознакомления с материалами проверки являются несостоятельными и не соответствуют действительности.

Проверкой, проведенной Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в 2019 году до ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> доведено государственное задание от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ год и плановый период 2020 и 2021 годов в части проведения мероприятий по повышению продуктивности лесов (прореживание) на лесном участке, расположенном в ГКУ Амурской «Архаринское лесничество», Архаринское участковое лесничество, квартал 113, выдел 21, на общей площади 25 га.

В целях выполнения работ по указанному государственному заданию между ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» и ООО «МастерЛес» заключен договор купли-продажи древесины от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» передает ООО «МастерЛес» 366 куб.м. древесины в хлыстах, породы береза белая (328 куб.м) и осина (38 куб.м), ООО «МастерЛес» в свою очередь оплачивает и своими силами и за счет собственных средств производит вывозку древесины с верхнего склада - деляны.

Также проверкой установлено, что вопреки условиям Договора ООО «МастерЛес» своими силами и за счет собственных средств проводило непосредственно заготовку древесины по указанному Договору, тем самым фактически исполняло полномочия Архаринского лесхоза по проведению санитарных рубок, что подтверждается материалами проведенной проверки, в том числе ответами на требования от Архаринского лесхоза и министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес>, объяснениями ФИО1

Между тем, в нарушение ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ Архаринским лесхозом принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок не соблюдены.

Кроме того, в нарушение ст.ст. 8, 24 Федерального закона № 44-ФЗ Архаринским лесхозом равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок не обеспечены, при продаже лесных насаждений конкурентные способы определении покупателя не применены - аукцион (электронный аукцион) не проводился.

Следовательно, заключение договора с ООО «МастерЛес» для исполнения государственного задания, а также реализация Архаринским лесхозом ООО «МастерЛес» древесины, заготовленной в целях исполнения государственного задания на основании Договора, без соблюдения процедуры, предусмотренной для торгов, свидетельствует о нарушении требований ст. 19 ЛК РФ, а также предоставлении последнему преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг), и является нарушением запрета, установленного п. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Указанная позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-ЭС16-59 по делу № А22-1093/2015, в котором сделан вывод о том, что действующим законодательством не предусмотрен запрет на привлечение к выполнению государственного задания третьих лиц. Однако выбор такого лица и последующее заключение договора должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку выполнение государственного задания обеспечивает государственные нужды и финансируется исключительно бюджетными средствами, предназначенными на эти цели, а не для нужд и потребностей государственных автономных учреждений.

В связи с чем, довод жалобы о том, что договор не должен был заключаться с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является несостоятельным.

С учетом изложенного, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении .29-241/2020, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по <адрес> не имеется, в связи с чем просит оставить жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Выслушав ФИО1, изучив доводы жалобы, а также материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с п.1, п.2 ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, является наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 26.2 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Отсутствие события административного правонарушения означает, что отсутствует, либо не удалось установить факт наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Статья устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Объектом административного правонарушения по ст. 7.29 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов, которые урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.29 КоАП РФ, заключается в принятии решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ).

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются:

а) конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс).

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта;

б) аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион). Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта;

в) запрос котировок. Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (п. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ);

г) запрос предложений. Под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (п. 1 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

С учетом особенностей, установленных Законом № 44-ФЗ, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным ч. 3 ст. 84.1 Закона № 44-ФЗ, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Заказчик должен выбрать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона № 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Избранный заказчиком способ осуществления закупки должен удовлетворять как возможности выбора конкурентного товара (работы, услуги), так и цели эффективного использования источников финансирования, что обеспечивается конкурентными процедурами.

С правом лица принимать решение о проведении конкурентной процедуры определения поставщика корреспондирует обязанность обеспечить конкуренцию среди потенциальных участников, в том числе посредством описания объекта закупки таким образом, чтобы не ограничить конкуренцию.

При этом если заказчик нуждается в конкретных товарах, производимых под конкретным товарным знаком, распространение которых среди всех участников гражданского оборота осуществляет сам правообладатель товарного знака, то заказчику необходимо выбирать иные способы определения поставщика, что определено самим заказчиком в его Положении о закупках.

Субъектами правонарушения по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ являются должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 7.29 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба определена как орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Функции и полномочия ФАС России в сфере контроля за закупками определены положением о ФАС России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Правительства Российской Федерации «Вопросы ФАС России» от ДД.ММ.ГГГГ, Законом о контрактной системе.

Функции и полномочия Амурского УФАС России закреплены в приказе ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о территориальном органе ФАС России».

Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что в 2019 году до ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> доведено государственное задание от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ год и плановый период 2020 и 2021 годов в части проведения мероприятий по повышению продуктивности лесов (прореживание) на лесном участке, расположенном в ГКУ Амурской «Архаринское лесничество», Архаринское участковое лесничество, квартал 113, выдел 21, на общей площади 25 га.

В целях выполнения работ по указанному государственному заданию между ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» и ООО «МастерЛес» заключен договор купли-продажи древесины от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» передает ООО «МастерЛес» 366 куб.м. древесины в хлыстах, породы береза белая (328 куб.м) и осина (38 куб.м), ООО «МастерЛес» в свою очередь оплачивает и своими силами и за счет собственных средств производит вывозку древесины с верхнего склада - деляны.

Вопреки условиям Договора, ООО «МастерЛес» своими силами и за счет собственных средств проводило непосредственно заготовку древесины по указанному Договору, тем самым фактически исполняло полномочия Архаринского лесхоза по проведению санитарных рубок.

Учреждением использован неконкурентный способ реализации древесных насаждений, созданы дискриминационные условия для иных субъектов предпринимательской деятельности путем отказа от проведения аукциона по продаже древесных насаждений и принятия решения об осуществлении закупки у единственного поставщика, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.

Ответственным должностным лицом является начальник ГАУ АО «Архаринский лесхоз» ФИО1

В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 19 ЛК РФ).

При осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3 статьи 19 ЛК РФ).

В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы, местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом (часть 4 статьи 19 ЛК РФ).

При осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений (часть 5 статьи 19 ЛК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Согласно ч. 3 ст. 29.1 Лесного кодекса РФ при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в ч. 5 ст. 19 настоящего Кодекса контракта.

В соответствии с положениями ст. 60.1, ч. 1 ст. 60.2, п. 4 ч. 1 ст. 60.3, п. 2 ч. 1 ст. 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе выборочно-санитарные рубки, являются видом мероприятий по предупреждению возникновения вредных организмов, относятся, к мерам санитарной безопасности в лесах и входят в комплекс мероприятий по защите лесов.

Таким образом, положения Лесного кодекса РФ предусматривают проведение рубки лесных насаждений либо в рамках заготовки древесины при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 29 Лесного кодекса РФ, либо путем выполнения работ в рамках осуществления мероприятий по охране и защите лесов в порядке статьи 19 Лесного кодекса РФ.

Согласно пункту 12 Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, принятие норм, обеспечивающих получение специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации права на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов без проведения конкурса связано с решением задач по повышению эффективности управления лесным сектором.

В соответствии со ст. 6 БК РФ, ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» государственное задание представляет собой документ, который формируется и утверждается учредителем и устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).

На основании п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного&apos; районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций и не могут быть израсходованы на иные цели (пункты 3 и 6 статьи 83 ЛК РФ).

Санитарные рубки (выборочная, сплошная) согласно пунктам 1, 16 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, являются санитарно-оздоровительным мероприятием, которое проводится с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов, что в соответствии со статьями 19, 60.7 Лесного кодекса РФ отнесено к осуществлению мероприятий по защите лесов.

В качестве финансового обеспечения заполнения таких мероприятий предоставляется субсидия из бюджета Российской Федерации в рамках соответствующего государственного задания.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи (часть 7 статьи 2 Закона № 174-ФЗ).

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 1, 2, 2.1, 4 статьи 4 Закона № 174-ФЗ).

Таким образом, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в целях реализации соответствующих полномочий органов государственной власти непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета.

Пунктами 2.1 и 3.1 Устава ГАУ АО «Архаринский лесхоз» установлено, что учреждение признается некоммерческой организацией, созданной <адрес>ю для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, в том числе в сфере лесных отношений, направленных на обеспечение эффективного использования лесов, их охраны, зашиты и воспроизводства.

Согласно ст. 16 Лесного кодекса РФ рубкой лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признается процесс их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок: спелых, перестойных лесных насаждений; средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами.

Статьей 29 Лесного кодекса РФ признается, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статьей 29.1 Лесного кодекса РФ установлено, что в исключительных случаях допускается заготовка древесины отдельными категориями лиц на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд, а также для осуществления мероприятий, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса.

Осуществление санитарных рубок в рамках осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий по защите лесов производится названными учреждениями в целях реализации положений части 2 статьи 19 Лесного кодекса РФ и строго в установленном федеральным законодательством порядке.

Если же, осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

На основании частей 4, 5 ст. 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в ч. 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом с одновременной продажей лесных насаждений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с включением в контракт на выполнение данных работ условия о купле-продаже лесных насаждений.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1 ст. 8 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 2 ст. 24 Закона о контрактной системе урегулировано, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).

Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ч.5 ст. 24 Закона о контрактной системе, Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Таким образом, оформленная договором купли-продажи древесины от ДД.ММ.ГГГГ закупка должна была проводиться с использованием конкурентных способов определения поставщика в соответствии с Законом о контрактной системе.

Как следует из материалов дела, в 2019 году до ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> доведено государственное задание от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ год и плановый период 2020 и 2021 годов в части проведения мероприятий по повышению продуктивности лесов (прореживание) на лесном участке, расположенном в ГКУ Амурской «Архаринское лесничество», Архаринское участковое лесничество, квартал 113, выдел 21, на общей площади 25 га.

В целях выполнения работ по указанному государственному заданию между ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» и ООО «МастерЛес» заключен договор купли-продажи древесины от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» передает ООО «МастерЛес» 366 куб.м, древесины в хлыстах, породы береза белая (328 куб.м) и осина (38 куб.м), ООО «МастерЛес» в свою очередь оплачивает и своими силами и за счет собственных средств производит вывозку древесины с верхнего склада - деляны.

Кроме того, установлено, что ООО «МастерЛес» своими силами и за счет собственных средств проводило заготовку древесины по указанному договору, тем самым фактически исполняло полномочия Архаринского лесхоза по проведению санитарных рубок.

В нарушение ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Архаринским лесхозом принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок не соблюдены.

В нарушение ст.ст. 8, 24 Федерального закона № 44-ФЗ Архаринским лесхозом равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок не обеспечены, при продаже лесных насаждений конкурентные способы определении покупателя не применены - аукцион (электронный аукцион) не проводился.

Таким образом, реализация ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» ООО «МастерЛес» древесины. Заготовленной в целях исполнения государственного задания на основании договора, без соблюдения процедуры, предусмотренной для торгов, свидетельствует о нарушении требований ст. 19 Лесного Кодекса РФ, а также предоставлении последнему преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг). Принятие должностным лицом ГАУ <адрес> «Архаринский лесхоз» решения о заключении договора купли-продажи древесины от ДД.ММ.ГГГГ у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.

Доводы жалобы ФИО1 об отсутствии возможности ознакомления с материалами проверки являются несостоятельными, поскольку при вынесении Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ постановления о возбуждении в отношении должностного лица - начальника Архаринского лесхоза ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ по факту не размещения должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, ФИО1 права, предусмотренные ст. 25.1. КоАП РФ, разъяснены, им поставлена личная подпись в указанном постановлении на 7 листе.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, субъект правонарушений, виновность должностного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, должностное лицо – начальник государственного автономного учреждения «Архаринский лесхоз» ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении должностного лица – начальника государственного автономного учреждения «Архаринский лесхоз» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией части ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что жалоба должностного лица – начальника государственного автономного учреждения «Архаринский лесхоз» ФИО1 на постановление руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>.29-241/2020 от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>.29-241/2020 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья (подпись) Н.С. Дьячкова