ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-46/2021 от 16.07.2021 Увельского районного суда (Челябинская область)

Дело№12-46/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

п. Увельский

Челябинской области 16 июля 2021 года

Судья Увельского районного суда Челябинской области Симонова М.В., при секретаре Наскольном Д.Б., рассмотрев жалобу ООО «Агрофирма Ариант» на постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по городу Магнитогорску, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 от 07.04.2021 года, которым ООО «Агрофирма Ариант» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 23000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по городу Магнитогорску, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 от 07 апреля 2021 года, ООО «Агрофирма Ариант» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 23000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ООО «Агрофирма Ариант» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, считает, что постановление вынесено незаконно и необоснованно. В обоснование жалобы защитник ООО «Агрофирма Ариант» указал, что постановление вынесено неправомерно, считает, что оснований привлечения ООО «Агрофирма Ариант» не имеется в связи с отсутствием в действиях Общества вины и состава правонарушения, поскольку анализ полученных результатов показал отсутствие превышений выбросов 3В, в связи с чем, согласование мероприятий НМУ на данные объекты НВОС в Министерстве экологии Челябинской области не требуется и не проводилось. Свиноводческие комплексы не входят в список промышленных предприятий Челябинской области представленных на сайте Челябинского ЦГМС- филиала ФГБУ «Уральского УГМС» для которых передаются прогнозы по НМУ. Для деятельности в сфере сельского хозяйства, в том числе при разведении и выращивании животных, производству продукции животного происхождения рекомендации, по разработке мероприятий при возникновении НМУ отсутствуют. Кроме того, указывает на то, что на объектах III категории НВОС предприятия «Брединский элеватор»; «Цех по производству кормов», «Джабыкское ХПП» в 3-4 квартале 2020 года, в 1-2 квартале 2021 года проводится актуализация информации по инвентаризации стационарных источников выбросов 3В в атмосферный воздух с привлечением специализированной проектной организации и аккредитованной лаборатории. По окончании данных работ при получении результатов лабораторных исследований будет принято решение о разработке документов по соблюдению требований приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811. Также заявитель обращает внимание на то, что, на то, что в постановлении о привлечении ООО «Агрофирма Ариант» к административной ответственности, в качестве отягчающих ответственность обстоятельств указано на привлечение Агрофирмы к административной ответственности за аналогичное нарушение 17.01.2020 года, с момента выявленного административного правонарушения прошло более года, ООО «Агрофирма Ариант» штраф по постановлению от 17.01.2020 года в размере 20000 рублей уплатила.

Представитель ООО «Агрофирма Ариант» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежаще.

Главный специалист – эксперт отдела государственного экологического надзора по городу Магнитогорску, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о дате и времени слушания дела, в суд направила возражение на жалобу, в которых просила постановление оставить без изменения.

Представитель Управления Федеральной службы Росприроднадзора по Челябинской области в судебное заседание не явился извещен о дате и времени слушания дела.

Магнитогорский природоохранный прокурор Ботвинкин В.Е. в судебное заседание не явился о дате и времени слушания дела извещен.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выводы государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области Управления Росприроднадзора по Челябинской области ФИО1 о виновности ООО « Агрофирма Ариант» основаны на исследованных доказательствах, фактические обстоятельства правонарушения установлены правильно.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченной на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ должны быть разработаны в соответствии РД 52.04.52 - 85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», утвержденных Госкомгидрометом СССР 01.12.1986.

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В соответствии с п. 1 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух.

В силу п. 4 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 хозяйствующие субъекты имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России с 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных; метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка её опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

Согласно п. 5 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категории, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Частью 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля) осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результату осуществления производственного экологического контроля.

Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 №899 утвержден Порядок который определяет правила представления информации о метеорологических условиях способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферно: воздуха (неблагоприятные метеорологические условия, далее - НМУ), требования к составу, содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.

Данный Порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских иных поселениях в период НМУ (пункт 2 Порядка).

Заинтересованными лицами в целях настоящего Порядка являются в числе прочих юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты), которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (пункт 3 Порядка).

Информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в сети «Интернет» в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам (пункт 9 Порядка).

Информация о НМУ, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (пункт 11 Порядка).

Из материалов дела следует, что основанием привлечения общества к административной ответственности послужили изложенные в постановлении выводы должностного лица территориального органа Росприроднадзора о том, что юридическим лицом ООО «Агрофирма Ариант» не принято мер к получению прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях, не осуществляются мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в период неблагоприятных метеорологических условий.

В ходе проведения проверки Магнитогорской природоохранной прокуратурой на основании мониторинга государственной системы объектов негативного воздействия на окружающую среду деятельности ООО «Агрофирма Ариант», установлено, что ООО «Агрофирма Ариант осуществляет эксплуатацию объектов негативного воздействия: 1 категории негативного воздействия на окружающую среду - Березовский СВК-1, Увельский район, 1,6 км к югу от п. Березовка; СВК Михири-1, Увельский район, в 4,5 км по направлению на северо-запад от ориентира Михири; Откормочный комплекс № 1, Увельский район, в 2 км на запад от с. Рождественка, в 370- и метрах от автодороги с. Рождественка - п. Увельский;

Товарный репродуктор № 1, Увельский район, в 5500 м по направлению на восток от ориентира с. Рождественка; Товарный репродуктор и откормочный свинокомплекс № 7 и № 8 СВК Михири, расположенный примерно в 1750 и 1920 м по направлению на запад от ориентира п. Михири; Березовский СВК, примерно в 2,6 км на юг от ориентира п. Березовский; ФИО2 СВК, площадка № 1 (Западная), примерно в 2,9 км по направлению на юг от ориентира с. Красносельское; ФИО2 СВК, площадка № 2 (Восточная), примерно в 3,7 км по направлению на юг от ориентира с. Красносельское; Каменский СВК (товарный репродуктор и откормочный свинокомплекс №1 (Северная) -примерно в 2,2 км по направлению на юго-восток от ориентира п. Каменский; Каменский СВК (товарный репродуктор и откормочный свинокомплекс №2 (Южная) - примерно в 2,2 км по направлению на юго-восток от ориентира п. Каменский; свинокомплекс, 3,5 км севернее п. Красногорского (код объекта - 75-0174- 001301-П).

II категории негативного воздействия на окружающую среду -Каменский СВК (станция искусственного осеменения) - примерно в 2,2 км по направлению на юго-восток от ориентира п. Каменский.

III категории негативного воздействия на окружающую среду - Брединский элеватор, <...> д. 1;Чесменское ХПП, <...>; Цех по производству комбикормов, п. Красногорский, территория ЗАО «Красногорский комбикормовый завод», однако мероприятия по уменьшению выбросов, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченной на осуществление регионального государственного экологического надзора, не разработаны и не осуществляются. Вместе с тем, ООО «Агрофирма Ариант» при эксплуатации объектов негативного воздействия на окружающую среду для вышеуказанных 15 производственных площадок в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды не осуществляет производственный экологический контроль предприятия в периоды НМУ. ООО «Агрофирма Ариант» в нарушении ч. ч. 1,3 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации», ст. 17 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды», приказа Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам», раздела РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», утвержденных Госкомгидрометом СССР от 01.12.1986, п. 3 постановления Губернатора Челябинской области от 25.08.2005 № 343. За что, ООО « Агрофирма Ариант» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.

Вина ООО « Агрофирма Ариант» в совершении правонарушения подтверждается: постановление о возбуждении дела об административном правонарушениим от 23 марта 2021 года, решением о проведении проверки от 29.01.2021г., перечнем объектов НВОС, эксплуатируемых ООО «Агрофирма Ариант», свидетельствами о постановке юридического лица на учет объекта оказывающего воздействие на окружающую среду, конвертером отходов ООО «Ариант», свидетельствами о государственной регистрации права на объекты с приложением, выписками из ЕГРН, иными материалами дела которым должностным лицом была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Действия ООО «Агрофирма Ариант» правильно квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства об охране окружающей среды.

Предметом правонарушения являются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Указанные требования прописаны Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ООО « Агрофирма Ариант» приняло все зависящие от него меры для соблюдения требований природоохранного законодательства, из материалов дела не усматривается.

Таким образом, доказательств, свидетельствующих о принятии ООО «Агрофирма Ариант» необходимых и достаточных мер по исполнению возложенных на него обязанностей за нарушение правил контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения им норм действующего законодательства, в материалы дела не представлено.

При этом каких-либо объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у юридического лица ООО « Агрофирма Ариант» возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления, не опровергают наличие в действиях ООО «Агрофирма Ариант» объективной стороны состава вменяемого ему административного правонарушения.

При проверке жалобы судья приходит к выводу, что обстоятельства правонарушений установлены в достаточной мере полно и были исследованы в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении. Доказательства виновности ООО « Агрофирма Ариант» сомнений при проверке жалобы не вызывают.

Вопреки доводам жалобы представленные доказательства объективно свидетельствуют о том, что ООО «Агрофирма Ариант» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено ООО « Агрофирма Ариант» в пределах установленных, санкцией ст.8.1 КоАП РФ и не является максимальным.

Оснований для отмены или изменения постановления главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по городу Магнитогорску, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 от 07.04.2021 года не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по городу Магнитогорску, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО1 от 07 апреля 2021 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью « Агрофирма Ариант» оставить без изменения, а жалобу ООО «Агрофирма Ариант» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано через Увельский районный суд в течение 10 дней с момента получения или вручения в апелляционном порядке в Челябинский областной суд.

Судья Симонова М.В.

Копия верна. Судья Симонова М.В.