ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-46/2021 от 18.02.2021 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело (12-876/2020)

РЕШЕНИЕ

18 февраля 2021 года город Владивосток,

ул. Адмирала ФИО1, д.23А

Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края Н.А.Буланова, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по жалобе представителя Общества с ограниченной ответственностью «Чистый сервис НСК» ФИО2 на постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку от 21.04.2020г. по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку ООО «Чистый сервис НСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...> руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ООО «Чистый сервис НСК» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указал, что инспектором ГИБДД транспортное средство не осматривалось: ничем и никем установлено, что автомобиль заявителя предназначен и оборудован для перевозки опасного груза. Не установлено, находился ли в кузове автомобиля какой — либо груз, и если да, то по каким признакам он отнесен к опасным грузам в соответствии с ДОПОГ. Документы, подтверждающие осмотр транспортного средства, объяснения членов экипажа автомашины в деле отсутствуют. Инспектор ГИБДД не обладает специальными знаниями в области определения состава вещества на предмет его отнесения к опасным грузам в соответствии с классификацией ДОПОГ. В соответствии с технической документацией автомобиль заявителя относится к типу «мусоровоз». В Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) не содержится норм, указывающих на отнесение твердых коммунальных отходов к опасным грузам. Определять, относятся ли твердые коммунальные отходы к опасным грузам, и, следовательно, предъявлять соответствующие требования к транспортному средству и подготовке водителя, необходимо исходя из наличия опасных свойств таких отходов. Согласно п. 3 положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата лицензионным требованием в области обращения с отходами, помимо прочего, является наличие специально образованных (для вывоза отходов, а не опасных грузов!) транспортных средств, снабженных специальными знаками. Но форма такого знака законодательством РФ не установлена. И на сегодняшний день отсутствуют нормы закона, позволяющие органу ГИБДД утверждать, что мусоровоз должен быть оснащен спецзнаком в соответствии с ДОПОГ. ООО «Чистый сервис НСК» разработана и утверждена приказом – Н от дата графическая форма специального знака на мусоровозы. В действующем законодательстве РФ отсутствуют нормы, запрещающие или ограничивающие в разработке такого знака. Таким образом, ООО «Чистый сервис НСК» соблюдены требования в части оснащения специальными знаками. Просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель ООО «Чистый сервис НСК» ФИО2 пояснил, что должны быть взяты пробы груза и направлены на экспертизу. Доказательств вины ООО «Чистый сервис НСК» в материалах дела нет. Представил суду письменные пояснения.

Старший государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку ФИО3 и государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку ФИО4 в судебном заседании против доводов жалобы возражали, представив письменные пояснения, пояснив, что при перевозке отходов у водителя отсутствовал паспорт отходов, состав которых был неизвестен, то в соответствии с п. 2.1.3.5.5 ДОПОГ отходы отнесены к группе упаковки III под № ООН 3077. У водителя отсутствовали таблички. Решение принималось на месте.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, изучив доводы жалобы, возражения, письменные пояснения, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления.

В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от дата N 1090, перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2011 N 272 утверждены Правила перевозок автомобильным транспортом, которые устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272, установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и указанными Правилами.

В соответствии Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. термин "опасные грузы" означает вещества и предметы, которые не допускаются к международной дорожной перевозке согласно положениям А и В или допускаются к ней с соблюдением определенных условий.

Требование пункта 5.3.2.1.1 транспортные единицы, перевозящие опасные грузы, должны иметь две расположенные в вертикальной плоскости прямоугольные таблички оранжевого цвета, соответствующие положениям п. 5.3.2.2.1. Одна из этих табличек должна крепиться спереди, а другая – сзади транспортной единицы, причем оби – перпендикулярно продольной оси транспортной единицы. Они должны быть хорошо видны.

Согласно п. 5.3.2.1.7 вышеуказанные требования применяются также к порожним встроенным или съемным цистернам, контейнерам – цистернам, МЭГК, переносным цистернам и транспортным средствам – батареям, не прошедшим очистку и дегазацию, а также к неочищенным порожним транспортным контейнерам для перевозки грузов навалом /насыпью.

В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс -чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс -умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс -практически неопасные отходы.

Документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности содержащим сведения об их составе, является паспорт отходов (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Пунктом 4.3 ГОСТ Р 53691-2009 предусмотрено, что любой отход является потенциально (до испытаний) или признается актуально (после испытаний) опасным. Так, бытовой мусор может стать опасным отходом, если в него попадает отработавшая ртутная лампа, что, как правило, имеет место на практике.

Как следует из материалов дела, дата в 06 час 00 минут в районе <адрес> в <адрес> юридическое лицо ООО «Чистый сервис НСК» допустило выпуск на линию транспортного средства «HYNDAI MIGNTY 11», государственный регистрационный знак предназначенное и оборудованное для перевозки опасного груза ООН . Вещество твёрдое, опасное для окружающей среды, под управлением водителя ФИО5 с нарушителем правил перевозки опасного груза, а именно на транспортном средстве отсутствует информационное табло оранжевого цвета, в нарушение пункта 5.3.2.1.1 и 5.3.2.1.7 приложения «А» ДОПОГ (элемент системы информационной безопасности).

Установив факт нарушения требований пунктов 5.3.2.1.1 и 5.3.2.1.7 установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272, ООО «Чистый Сервис НСК» совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ, государственным инспектором БДД ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку в отношении ООО «Чистый Сервис НСК» составлен протокол об административном правонарушении <адрес>6 от дата.По результатам рассмотрения материалов административного дела 21.04.2020г. заместителем начальника ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку было вынесено постановление от дата о привлечении ООО «Чистый Сервис НСК» к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <...> рублей.

Виновность ООО «Чистый Сервис НСК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении 25 от дата протоколом об административном правонарушении дата.; копиями путевого листа, маршрутного листа; фотоматериалом; иными материалами дела.

Доводы заявителя о недоказанности факта перевозки ООО «Чистый сервис НСК», опасного груза являются не состоятельными, поскольку факт перевозки опасного груза подтверждается копией путевого листа и фотоматериалами. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, являются допустимыми доказательствами.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО «Чистый сервис НСК» объективной возможности для соблюдения требований закона, а также принятия им исчерпывающих мер для их соблюдения, в том числе работниками организации, и недопущения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о наличии вины общества в совершении правонарушения.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Кроме того, вопреки доводам жалобы, материалами дела подтверждается также, что в нарушение подраздела пунктов 5.3.2.1.1 и 5.3.2.1.7 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) ООО «Чистый сервис НСК» на транспортном средстве отсутствовало информационное табло оранжевого цвета.

Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает обоснованным вывод должностного лица о том, что поскольку при перевозке отходов водителем ООО «Чистый сервис НСК» ФИО6 отсутствовал паспорт отходов, состав которых был неизвестен, с учетом положений п.2.1.3.5.5, 2.1.3.5.2 ДОПОГ, отходы отнесены к группе упаковки III под №ООН 3077, что следует относить в 9 классу опасности, а именно к "веществу твердому опасному для окружающей среды".

Доводы заявителя о том, что на сегодняшний день отсутствуют нормы закона, о том, что мусоровоз должен быть оснащен спецзнаком в соответствии с ДОПОГ; ООО «Чистый сервис НСК» разработана и утверждена приказом № 23–Н от 01.04.2020г. графическая форма специального знака на мусоровозы; в действующем законодательства РФ отсутствуют нормы, запрещающие или ограничивающие в разработке такого знака, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Данный Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно основным понятиям, указанным в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ТКО это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Транспортировка отходов согласно этой же статьи - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах

Отходы согласно ст. 4.1 данного Федерального закона в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс -чрезвычайно опасные отходы, II класс - высокоопасные отходы; III класс -умеренноопасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс -практически неопасные отходы.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащим сведения об их составе является паспорт отходов.

Содержание и порядок заполнения паспорта отходов регламентируется ГОСТ Р 53691-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отвода I-V класса опасности. Основные требования» (далее по тексту ГОСТ).

В соответствии с п. 4.3 ГОСТ любой отход является потенциально (до испытаний) или признается актуально (после испытаний) опасным. Так бытовой мусор может стать опасным отходом, если в него попадает отработавшая ртутная лампа, что, как правило, имеет место на практике.

Таким образом, данный ГОСТ, как и Федеральный закон от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подразумевает наличие разного рода потенциальной опасности негативного воздействия на окружающую среду во всех видах отходов производства и потребления.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов, наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах, наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортировки.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок транспортирования отходов I-IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Поскольку до настоящего времени данный порядок не разработан, должностные лица Госавтоинспекции в деятельности по надзору соблюдением законности при транспортировки опасных грузов руководствуются положением статей Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30.09.1957г.

Также ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, при наличии сомнений, согласно п. 2.1.3.5.5 ДОПОГ, выбор должен быть сделан в пользу наибольшего уровня опасности.

Из материалов дела следует, что в момент остановки сотрудниками ГИБДД на транспортного средства, в нарушение пункта 5.3.2.1.1 и 5.3.2.1.7 приложения «А» ДОПОГ отсутствовали маркировочные прямоугольные таблички оранжевого цвета, что на основании вышеизложенного является нарушения п. 23.5 ПДД РФ.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, не влекут его отмену, так как не опровергают правильные выводы должностного лица о наличии в действиях ООО «Чистый сервис НСК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, административное наказание назначено в пределах санкции статьи.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь за собой отмену оспариваемого постановления, вопреки доводам жалобы, судьей не установлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника ОГИБДД ГИБДД УМВД России по г. Владивостоку ФИО7 от дата, которым ООО «Чистый сервис НСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей - оставить без изменения, жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Чистый сервис НСК» ФИО2 - без удовлетворения.

Судья Н.А.Буланова