Дело № 12-46/2021
Р Е Ш Е Н И Е
24 декабря 2021 года пос. Подосиновец
Судья Подосиновского районного суда Кировской области Доника О.М., при секретаре судебного заседания Вязьминовой Т.Г., с участием защитника Акционерного общества «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» Киселева А.П., начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Пинюгского лесничества ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» на постановление старшего государственного лесного инспектора в Пинюгском лесничестве Кировской области, начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Пинюгского лесничества ФИО1 № 23-5-126 от 27.10.2021 об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.25, ч.1 ст.8.23 КоАП РФ, в отношении АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат»,
установил:
постановлением старшего государственного лесного инспектора в Пинюгском лесничестве Кировской области, начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Пинюгского лесничества ФИО1 от 27.10.2021 №23-5-126 Акционерное общество «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.23 КоАП РФ, с назначением административного наказания с применением положений ч. 2 ст. 4.4 данного Кодекса в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование указано, что АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.25 КоАП по факту нарушения арендатором условий технологической карты лесохозяйственных работ и неосуществления в лесосеке 1 квартал 10, выдел 61 Пинюгского участкового лесничества рубки лесных насаждений породы осина объемом 96 кбм., т.е. п. 32, п. 33 Правил заготовки древесины, утвержденных приказами Минприроды России №, №, (протокол №) и по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ по факту оставления порубочных остатков в валах шире 3-х метров, т.е. нарушений п. 17, п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства №, №, (протокол №). Вместе с тем заявитель не был надлежащим образом уведомлен о составлении протоколов по ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.23 КоАП РФ, протоколы №, 45 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении заявителя отсутствуют и ему не вручались. Указывает, что Правилами заготовки древесины не установлен запрет на оставление древесины на корню, ответственность за оставление недорубов лесным законодательством не предусмотрена. Описание события административного правонарушения в оспариваемом постановлении и протоколах не позволяет квалифицировать деяния лица, в отношении которого ведется производство по делу, по ч.1 ст. 8.25 КоАП ст. ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, поскольку Правила заготовки древесины № от ДД.ММ.ГГГГ, Правила пожарной безопасности в лесах № от ДД.ММ.ГГГГ к моменту составления протоколов не действовали, а Правила заготовки древесины № от ДД.ММ.ГГГГ и Правила пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ не действовали в период времени совершения правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, отсутствует, очистка места рубок от порубочных остатков осуществлялась комбинированным способом: укладкой порубочных остатков на волоки с целю их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелёвке, укладкой и оставлением на перегнивание остатков на месте рубки, при данных способах очистки ширина волока не регламентирована. Также заявитель полагает, что вменяемые правонарушения являются длящимися и указанный в протоколах и оспариваемом постановлении период как с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не является временем совершения правонарушений, т.е. вопреки требованиям ст. 28.2 КоАП РФ не установлено время совершения правонарушения, что влечет невозможность исчисления сроков привлечения к административной ответственности. Отмечает, что должностным лицом не установлена виновность лица в совершении административных правонарушений.
В судебном заседании защитник АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» Киселев А.П. доводы жалобы поддержал, дополнительно указал, что при заготовке древесины общество использует валочные и трелевочные машины, образующие ширину волока не менее 5 метров, при выбранных обществом и предусмотренных технологической картой способах очистки его действия соответствуют законодательству, а условие сбора порубочных остатков в валы менее 3-метров выполнит невозможно. Действия по оставлению в лесосеке осины на корню обусловлены сохранением биоразнообразия, оставлением семенных групп, куртин и единичных семенных деревьев, подлежащих сохранению.
Представитель административного органа Пинюгского лесничества Министерства лесного хозяйства Кировской области ФИО1 в возражениях на доводы жалобы пояснила, что технологической картой лесозаготовителю установлен сплошной способ рубки и интенсивностью 100%. АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» осуществляет заготовку только хозяйственно-ценных пород, оставление недорубов осины приводит к ее отпаду в виде ветровалов и создает угрозу пожаров и заселения вредными насекомыми. Очистку мест рубок арендатор производит комбинированным способом. Рубка проводилась лесозаготовителем в ноябре-декабре 2020 г. и должна быть проведена весенняя доочистка порубочных остатков. Позиция заявителя о сохранении биоразнообразия при осуществлении заготовки со ссылкой на международную Конвенцию ООН в Рио-де-Жанейро 1992 года не имеет общего с рубками лесных насаждений в эксплуатационных лесах РФ, поскольку в ней идет речь о создании экосистем защитных лесов, в которых осуществляется ограниченная деятельность человека.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, приходит к следующему.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья принимает одно из решений, предусмотренных ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 ст. 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно частям 1 и 2 ст. 16.1 Лесного кодекса РФ лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
После выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки (ч. 3 ст. 16.1 ЛК РФ).
В соответствии с п. 1 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 367, лесосечные работы выполняются юридическими лицами, гражданами, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений в соответствии с формой технологической карты. Выполнение лесосечных работ без технологической карты лесосечных работ не допускается, за исключением выполнения лесосечных работ гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд для целей отопления (далее Приказ №).
При заготовке древесины и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, лесосечные работы выполняются на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов (п. 2 Приказа №).
При выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения (п. 5 Приказа №).
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Правила №).
Из положений п. п. 2, 3, 4 Правил № следует, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта).
Согласно п. 11 Правил рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
В силу п. 32 Правил № рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.
Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников.
Согласно ч. 3 ст. 17 Лесного кодекса РФ, п.33 Правил сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников
Заготовка древесины осуществляется в форме рубок, установленных лесохозяйственным регламентом лесничества, и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования (п. 33 Правил №).
Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках (п. 32 Правил, ч.5 ст.17 ЛК РФ).
В силу п. 42 Правил № к сплошным рубкам спелых, перестойных лесных насаждений относятся следующие виды рубок: с предварительным лесовосстановлением (появление нового молодого поколения леса под пологом существующего древостоя) и с последующим лесовосстановлением (образование нового поколения леса после рубки спелого древостоя).
В соответствии с п. 50 Правил № при проведении сплошных рубок спелых, перестойных лесных насаждений с предварительным лесовосстановлением должно обеспечиваться сохранение подроста лесных насаждений целевых пород на площадях, не занятых погрузочными пунктами, трассами магистральных и пасечных волоков, дорогами, производственными и бытовыми площадками, в соответствии с Правилами лесовосстановления, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 51 Правил № на лесосеках, на которых осуществляются сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений при содействии естественному восстановлению лесов, сохраняются выделенные при отводе лесосек источники обсеменения, к которым относятся единичные семенники, семенные группы, куртины, полосы, а также стены леса, если в них есть семенные деревья. Источники обсеменения должны размещаться по площади лесосеки равномерно.
Семенные группы и куртины оставляют в первую очередь за счет участков средневозрастных и приспевающих древостоев главных пород с небольшой примесью лиственных, расположенных на возвышенных участках лесосеки.
Семенные куртины и полосы оставляют за счет участков древостоев пород, слабоустойчивых к ветровалу (ель, пихта), расположенных на участках с влажными слабодренированными почвами.
Пунктом 17 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 1014, в целях содействия естественному лесовосстановлению осуществляется среди прочих мероприятия: сохранение жизнеспособного укоренившегося подроста и молодняка главных лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений; оставление семенных деревьев, куртин и групп из деревьев лесных древесных пород, количество и схема размещения которых указывается в технологической карте лесосечных работ.
Согласно п. 24 Правил № при отводе лесосек для заготовки древесины сплошными рубками в эксплуатационную площадь лесосек не включаются: выделенные семенные группы, куртины и полосы (п. б); объекты биоразнообразия площадью более 0,1 га. (п. е).
Отграничение семенных групп, куртин и полос, а также выделов с невыраженными естественными границами (приспевающие лесные насаждения, природные объекты, подлежащие сохранению, объекты биоразнообразия) производится с помощью отметки (яркая лента, липкая лента, краска, затески) граничных деревьев, не входящих в лесосеку (п. 25 Правил №)
В силу п. 16 Правил № при заготовке древесины в целях повышения биоразнообразия лесов на лесосеках могут сохраняться отдельные деревья в любом ярусе и их группы (старовозрастные деревья, деревья с дуплами, гнездами птиц, а также потенциально пригодные для гнездования и мест укрытия мелких животных). Перечни объектов биоразнообразия и размеры буферных зон для конкретного лесничества указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила №).
Из положений пунктов 27 Правил № следует, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
Как следует из материалов дела, АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» является арендатором лесного участка в соответствии с договором аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным на 49 лет. Местоположение участка определено пунктом 2 договора: <адрес>, Пинюгское лесничество, кварталы в Пушемском участковом лесничестве 14ч-16ч, 17-19, 31ч, 32, 34ч, 35-38, 43-46, 47ч-49ч, 50, 59-63, 68, 69, 72, 73, в Пинюгском участковом лесничестве 1ч, 2ч, 6ч, 7-11, 17, 96-99. Весь участок передан для заготовки древесины (п. 4 договора и приложение №).
Разработка лесосеки арендатором осуществлялась в соответствии с Проектом освоения лесов на основании лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ№, изменений в лесную декларацию от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым декларируемый период заготовки определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Проектом освоения лесов, разработанным лесопользователем и получившим положительное заключение государственной экспертизы, утвержденным распоряжением Министерства лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в лесосеке 1 квартала 10 выдела 61 площадью 6,5 кв.м. Пинюгского лесничества при рубке спелых и перестойнных насаждения (вид рубки) назначена сплошная рубка с вырубаемым запасом 1 419 куб.м.
В ведомости лесотакционных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, в выделе 61 квартал 10 лесосека 1 Пинюгского лесничества указаны преобладающая порода – береза, вид рубки – сплошной, рекомендуемый способ восстановления - естественное.
Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ№ арендатор заявил о заготовке древесины в лесосеке 1 выдел 61 квартал 10 в объеме 1 419 куб.м., в том числе: сосна – 161 куб.м., ель - 393 куб.м., береза - 240 куб.м., осина - 625 куб.м.
В технологической карте разработки лесосеки 1 выдел 61 квартал 10 с объемом подлежащей заготовки древесины – 1 419 куб.м., указаны сплошная форма рубки, интенсивность рубки - 100 %, способ очистки мест рубок от порубочных остатков комбинированный: укладка порубочных остатков на волоки с целю их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелёвке, укладка и оставление на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; характеристика подроста, подлежащего сохранению – 10Е(30)-3м-1,8 т./га (сосновый подрост, 30 возраст породы, 3 м высотой, 1-8 шт. на 1 га), семенные группы, куртины, полосы, подлежащие сохранению и единичные деревья, подлежащие сохранению, в технологической карте не отмечены; планируемые мероприятия по лесовосстановлению – сев.
Как следует из Проекта освоения лесов особо охраняемые природные территории и объекты не предусмотрены.
В лесохозяйственном регламенте Пинюгского лесничества <адрес> на 2019-2028 (п.1.1.9) указано, что сохранению в процессе лесозаготовок подлежат те объекты, которые защищены российским законодательством, но фактически выделяются при лесоустроительном планировании. Объекты биологического разнообразия объединены в две группы: ключевые биотипы (местообитания редких находящихся под угрозой исчезновения видов растений и грибов; малопродуктивные участки леса в пониженных местах; участки леса по окраинам болот; опушки леса; островные лес среди болот; временные водотоки; участки леса вдоль постоянных водотоков; неучтенные при лесоустройстве, которые должны быть выделены как водоохранные полосы; окна распада со скоплениями валежа и ветровально-почвенными комплексами; места многолетнего норения барсуков; устройство медвежьих берлог) и ключевые элементы (старовозрастные деревья; деревья редких пород <адрес> пород и их группы; мертвая древесина на разных стадиях разложения; деревья с гнездами и дуплами.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ лесничим Пинюгского участкового лесничества ФИО5 в присутствии представителя арендатора АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» ФИО6 проведён осмотр лесосеки 1 выдел 61 квартал 10 Пинюгского участкового лесничества Пинюгского лесничества, площадью 6,5 га, где арендатором заготовка осуществлялась способом сплошной рубки спелых и перестойных насаждений, о чем составлен акт осмотра лесосеки № от ДД.ММ.ГГГГ
В результате осмотра установлено нарушение арендатором условий технологической карты лесосечных работ, выразившихся в оставлении на лесосеке не вырубленных деревьев породы осины в количестве 96 кбм., и укладке порубочных остатков в валы шириной более 3 метров, что подтверждено фототаблицей. <адрес> территории, занятой порубочными остатками, составляет 0,5 га.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколами об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ№, №, договором аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, № от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ, лесной декларацией № с изменениями, Проектом освоения лесов, технологической картой разработки лесосеки, иными доказательствами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протоколов об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ№, № и привлечения ООО «Нововятский ЛПК» постановлением старшего государственного лесного инспектора в Пинюгском лесничестве <адрес>, начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства <адрес> Пинюгского лесничества № от ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ и ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Совокупность установленных должностным лицом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административных правонарушений, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, согласующимися между собой.
Действия ООО «Нововятский ЛПК» образуют объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
С данными выводами суд соглашается.
АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» не представило доказательств отсутствия у него возможности для выполнения требований предписания в полном объеме и принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению, в связи с чем суд считает вину общества в совершении правонарушений доказанной.
Довод жалобы об отсутствии в протоколах и оспариваемом постановлении времени совершения правонарушения, влекущим невозможность привлечения к административной ответственности, судом отклоняется.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Согласно лесной декларации № с изменениями заготовка древесины обществом осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Административные правонарушения, выразившееся в сборе порубочных остатков в кучи для перегнивания шириной более 3 м, и оставлении невырубленных деревьев породы осина в нарушение условий технологической карты лесосечных работ, относится к вышеуказанному периоду, имеет признаки продолжающегося и является длящимся.
Обстоятельства нарушений обществом правил пожарной безопасности и правил заготовки в лесах были выявлены лесничим Пинюгского участкового лесничества, составившим протоколы об административных правонарушениях, ДД.ММ.ГГГГ, что зафиксировано в акте осмотра лесосеки №.
Протоколы об административном правонарушении содержит сведения о времени выявления фактов нарушений – ДД.ММ.ГГГГ, что является временем их совершения.
В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела должностным лицом Министерства лесного хозяйства <адрес> не истек, постановление о привлечении АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы жалобы о том, что заявитель не был надлежащим образом извещен о составлении протоколов, которые ему не вручались и не направлялись, являются необоснованными.
Из корешка извещения в материалах дела следует, что представитель общества был извещен о составлении протоколов об административных правонарушениях, при составлении протоколов №, 5-45 от ДД.ММ.ГГГГ присутствовала защитник ФИО6, действующая по доверенности АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» от ДД.ММ.ГГГГ, факт получения протоколов подтверждается ее подписью, и в судебном заседании защитником Киселевым А.П. не оспаривался. Иных протоколов по делу об административных правонарушениях по выявленным фактам нарушений обществом заготовки древесины и правил пожарной безопасности в лесосеке 1 выдела 34 квартала 11 Пинюгского участкового лесничества должностным лицом Министрества лесного хозяйства <адрес> не составлялось, поэтому допущенная ошибка в оспариваемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ (неправильное указание реквизитов протоколов - №№, 45), на которое имеется ссылка в жалобе, не является существенным нарушением процессуальных требований, поскольку свидетельствует о технической описке.
Доводы жалобы о том, что в протоколе и оспариваемом постановлении приведены Правила заготовки древесины, Правила пожарной безопасности в леса как отмененные к моменту составления протокола, так и недействующие в период совершения административного правонарушения, судом отклоняются.
При вынесении обжалуемого постановления и составлении протоколов об административных правонарушениях должностное лицо обоснованно руководствовалось положениями Правил пожарной безопасности в лесах № от ДД.ММ.ГГГГ и Правилами заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, принятыми в 2020 г. и действовавшими на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, так как в силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Указанные правила не содержат норм, улучшающих положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом на момент вынесения должностным лицом оспариваемого постановления обязанность соблюдения тех норм Правил заготовки древесины и Правил пожарной безопасности в лесах, которые были отменены (Правила № от 13.09.20216, Правила № от ДД.ММ.ГГГГ), и нарушение которых вменено названному лицу, не отменена. Соответствующие обязанности предусмотрены как названными Правилами, так и новыми Правилами, не устраняющих противоправность деяния АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат».
Оснований для применения положений ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ устанавливающей случаи, при которых закон имеет обратную силу, не имеется.
Указание в оспариваемом постановлении и протоколах нормативных актов - Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ и Правил пожарной безопасности в лесах № от ДД.ММ.ГГГГ, действовавших в период заготовки, не является основанием, влекущих отмену оспариваемого постановления.
Доводы жалобы о том, что ответственность за недоруб законодательством не предусмотрена действующим законодательства, судом не принимаются.
Заготовку древесины общество осуществляло на основании технологической карты лесосечных работ, согласно которой определен сплошной вид рубки, интенсивность - 100 %, деревья, не предназначенные в руку, в том числе подлежащие сохранению семенные группы, куртины, единичные деревья, не отмечены, за исключением характеристики подроста ели, подлежащего сохранению – 10Е(30)-3м-1,8 т./га. При этом соответствующие изменения в технологическую карту лесосечных работ в данной части не вносились. Проектом освоения лесов также не предусмотрено оставление семенных групп, куртин и единичных семенных деревьев, подлежащих сохранению, а также неэксплуатируемых участков с наличием природных объектов, имеющих природоохранное значение, в целях сохранения биоразнообразия.
Поскольку условия технологической карты обществом не соблюдены, что свидетельствует о нарушении вида рубки, в связи с чем оно обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ.
Утверждение защитника о том, что укладка порубочных остатков шириной более 3 м обусловлена габаритами лесозаготовительной техники, не позволяющей формировать волоки меньше допустимой ширины, суд находит неубедительным.
Указанное обстоятельство не может быть препятствием для сбора порубочных остатков в валы допустимой ширины после проведения основных лесосечных работ.
В силу п. 9 Видов лесосечных работ, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 367, очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков относится к заключительным лесосечным работам.
Согласно п. 27 Правил № при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
Ссылка заявителя на предусмотренный технологической картой комбинированный способ очистки в виде укладки порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке и укладки и оставления на перегнивание порубочных остатков на месте рубки не может быть принят во внимание, поскольку указанное обстоятельство не освобождает это лицо соблюдать приведенные выше требования Правил пожарной безопасности в лесах, выполнение которых также предусмотрено технологической картой лесосечных работ (раздел 5).
При таких обстоятельствах суд считает, что должностным лицом министерства лесного хозяйства <адрес> Пинюгского лесничества были правильно установлены обстоятельства дела, дана верная оценка исследованным доказательствам, правонарушения, совершенные АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат», правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.25, ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено в пределах санкций ч.1 ст.8.25, ч.1 ст.8.32 КоАП РФ с учетом ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Оснований для освобождения общества в связи с малозначительностью совершенных правонарушений не имеется.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного лесного инспектора в Пинюгском лесничестве <адрес>, начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства <адрес> Пинюгского лесничества ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без изменения, а жалоба АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» - без удовлетворения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление старшего государственного лесного инспектора в Пинюгском лесничестве Кировской области, начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Пинюгского лесничества ФИО1 № 23-5-126 от 27.10.2021 об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.25, ч.1 ст.8.23 КоАП РФ, вынесенное отношении АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат», оставить без изменения, а жалобу АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья О.М.Доника
Решение10.01.2022