Дело об административном правонарушении № 12-46/2021
УИД 19RS0004-01-2021-000235-48
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Стулова А.А.,
при секретаре Логиновой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Екимова А.В. на постановление старшего государственного лесного инспектора- начальника отдела Балыксинского лесничества департамента лесного хозяйства Минприроды Хакасии от 11.12.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении юридического лица- общества с ограниченной ответственностью «Артель старателей Хакасия»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного лесного инспектора- начальника отдела Балыксинского лесничества департамента лесного хозяйства Минприроды Хакасии от 11.12.2020 юридического лица- общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей Хакасия» (далее по тексту ООО «Артель старателей Хакасия») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприродназора от 28.01.2021 постановление старшего государственного лесного инспектора- начальника отдела Балыксинского лесничества департамента лесного хозяйства Минприроды Хакасии от 11.12.2020 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными актами, просит признать их незаконными и отменить, поскольку постановление по делу было вынесено без достаточных доказательств, подтверждающих использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений.
Представитель административного органа, законный представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, что позволяет суду рассмотреть жалобу в их отсутствии.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Аскизский районный суд Республики Хакасия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту ФЗ «Об охране окружающей среды») размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Частями 1 и 8 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Из положений пп. 2 п. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются размещение отвалов размываемых грунтов.
Из материалов дела следует, что во исполнение распоряжения руководителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 07.09.2020 №-р/п о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Артель старателей Хакасия» в период с 10.09.2020 по 07.10.2020 была проведена проверка.
По окончании проверки был составлен акт №в от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что в точке с координатами 53°16/42,0// с.ш. 89°10/47,3// в.д. на территории участка устьевой части ручья «Усть-Веселый» в границах водозащитной зоны реки Балыксу размещены отвалы легкоразмываемых грунтов (пески, суглинки, глины, галя и др.). Размещение осуществляется непосредственно на урезе воды водного объекта.
По итогам проверки сделан вывод о том, что в результате вышеописанных действий ООО «Артель старателей Хакасия» нарушены требования ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», пп.2 п. 17 ст. 65 Водного кодекса, выразившиеся в осуществлении обществом хозяйственной деятельности с нарушением специального режима осуществления такой деятельности в водоохранной зоне водного объекта.
Таким образом, в действиях ООО «Артель старателей Хакасия» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного лесного инспектора- начальника отдела Балыксинского лесничества департамента лесного хозяйства Минприроды Хакасии от 11.12.2020, с которым согласился в решении от 28.01.2021 заместитель главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, ООО «Артель старателей Хакасия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что в документах проверки отсутствует протокол осмотра территории комиссией от 28.09.2020, судом отклоняется, поскольку в деле имеется акт проверки с фототаблицами к нему, которые удостоверяют факт обнаружения правонарушения.
Довод защитника о том, что не указано, с помощью какого прибора определены координаты размещения отвалов удовлетворению не подлежит, поскольку при определении координат использовался навигационный прибор <данные изъяты>, указанный в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Артель старателей Хакасия» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Состав административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий.
Доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не опровергают наличия в действиях ООО «Артель старателей Хакасия» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Вместе с тем, по делу имеются основания для изменения обжалуемого постановления и в части назначенного Обществу наказания.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 данного Кодекса).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В силу ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 данного Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
С учетом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда, несоответствия назначенного административного наказания характеру совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и в целях исключения избыточного ограничения прав Общества, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление административного органа подлежит изменению путем снижения назначенного Обществу наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 11 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении ООО «Артель старатель «Хакасия», изменить, снизив размер назначенного штрафа до 100 000 (ста тысяч) рублей, в остальной части постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Артель старателей «Хакасия» Екимова А.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Судья А.А. Стулов