№ 12-46/2022
УИД 21RS0024-01-2021-005960-96
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление и решение по делу
об административном правонарушении
17 февраля 2022 года город Чебоксары
Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2022 года
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Тимофеева Е.М.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Волкова В.И., заместителя начальника Калининского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике ФИО2,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «АЛСТА» на постановление заместителя начальника Калининского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.17.14 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя начальника Калининского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АЛСТА» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.17.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица в связи с отсутствием состава административного правонарушения указав, что требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении документов не являлось законным, поскольку все запрошенные сведения уже имелись у судебного пристава-исполнителя. Ответ на запрос Обществом был дан ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании защитник Волков В.И. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил отменить постановление начальника Калининского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, заместитель начальника Калининского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике ФИО2 считал постановление от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст.17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 июля1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки, давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий.
Как усматривается из материалов дела, на исполнении Калининского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике находится исполнительное производство №-ИП, в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО3 выдан в адрес ООО «АЛСТА» запрос о предоставлении в срок до 10.00 часов ДД.ММ.ГГГГ следующих сведений:
1. сведения о регистрации должника по указанному адресу (зарегистрирован, не зарегистрирован, дата регистрации, дата снятия с регистрации, сведения об иных местах проживания, командировках, нахождения на заработках);
2. сведения в отношении иных лиц, зарегистрированных по указанному адресу (ФИО, дата рождения, степень родства, дата регистрации, иные данные в отношении зарегистрированных лиц);
3. сведения об уплате должников услуг ЖКХ (последняя дата уплаты, оплачиваемые услуги, наличие задолженности, способ оплаты услуг (наличными, перечисления, взаимозачет (если взаимозачет – наименование организации, перечисляемой денежные средства));
4. площадь жилого помещения, в котором проживает должник, из нее полезная и иная площадь;
5. сведения о проведенном должником ремонте жилого помещения (наименование проведенных работ (сантехника, электромонтаж, малярные работы, иное) их стоимость, способ оплаты);
6. сведения об иных помещения, принадлежащим должнику на иных правах (аренда, безвозмездное пользование, иное) в жилом доме (часть подвала, гараж, пристрой, чердак, лестничная клетка, иное);
7. характеризующие данные должника.
ДД.ММ.ГГГГ Обществом был дан ответ, где указано, что:
- судебный пристав-исполнитель в порядке электронного взаимодействия может запросить информацию в Управлении Росреестра по ФИО1 о зарегистрированных правах должников на недвижимость, площади и иных сведений об иных помещений, принадлежащих должнику; в Управление по вопросам миграции МВД по ФИО1 для получения сведений о регистрации должников.
- информацию об иных местах проживания должников можно получить путем вызова и опроса должников.
- сведения в отношении лиц, зарегистрированных по указанным адресам, невозможно в целях соблюдения требования закона «О персональных данных».
- достоверными сведениями о проведенном должниками ремонте жилых помещений Общество не обладает.
- сведения об иных помещениях, принадлежащих должникам, отсутствуют.
- погашение задолженностей осуществляется через депозитный счет Калининского РОСП <адрес>.
- должники охарактеризованы как граждане, «безответственно, попустительски относящиеся к оплате задолженности услуг ЖКХ, оказанных ООО «АЛСТА».
Из ответа на запрос следует, что судебным приставом-исполнителем в адрес взыскателя направлены запросы в отношении 54 должников, все запросы направлены в один день, в них установлен один срок для исполнения – 10 часов ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Калининского РОСП г.Чебоксары было вынесено обжалуемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности по тем основаниям, что ответ на запрос не содержал сведений, истребованных ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в установленный срок требование судебного пристава-исполнителя не исполнено. Из акта об обнаружении правонарушения исключено указание на неисполнение ООО «АЛСТА» требований судебного пристава-исполнителя в части предоставления сведений, содержащихся в пунктах 5-7 запроса.
В силу положений ст. 26.1. КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» Федеральная служба судебных приставов и его подразделения входит в систему органов принудительного исполнения РФ. На судебных приставов возложена обязанность использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Как следует из материалов дела, исполнительный документ содержал все сведения, необходимые для его исполнения, указанные в ст. 13 Закона об исполнительном производстве», в том числе и необходимые сведения о должнике, вследствие чего был признан в качестве основания для возбуждения по нему исполнительного производства.
В силу положений ст. 26.1. КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» Федеральная служба судебных приставов и его подразделения входит в систему органов принудительного исполнения РФ. На судебных приставов возложена обязанность использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Как было указано выше, юридическому лицу вменено неисполнение требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении следующих сведений:
1. о регистрации должника по указанному адресу (зарегистрирован, не зарегистрирован, дата регистрации, дата снятия с регистрации, сведения об иных местах проживания, командировках, нахождения на заработках);
2. в отношении иных лиц, зарегистрированных по указанному адресу (ФИО, дата рождения, степень родства, дата регистрации, иные данные в отношении зарегистрированных лиц);
3. об уплате должников услуг ЖКХ (последняя дата уплаты, оплачиваемые услуги, наличие задолженности, способ оплаты услуг (наличными, перечисления, взаимозачет (если взаимозачет – наименование организации, перечисляемой денежные средства));
4. площадь жилого помещения, в котором проживает должник, из нее полезная и иная площадь.
В ходе рассмотрения жалобы должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, ФИО2 указал, что ООО «АЛСТА» ничего не препятствовало представить выписки из лицевых счетов с указанием сведений о регистрации должника по указанному адресу а также в отношении о лицах, зарегистрированных по указанному в исполнительном документе адресу.
Однако требование о предоставлении выписки из лицевого счета по месту жительства должника с указание конкретного адреса судебным приставом-исполнителем не выставлялось
Как в постановлении об административном правонарушении, так и в ходе рассмотрения жалобы должным лицом не указано, что препятствовало судебном приставу-исполнителю путем электронного документооборота получить сведения о регистрации должника из компетентных органов МВД РФ, имеющих полномочия по их предоставлению – Отделов адресно-справочной службы УВМ МВД по Чувашской Республике в соответствии с Положением о системе межведомственного электронного документооборота, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 года №754.
Должностное лицо в ходе судебного заседания пояснил, что выяснение сведений о лицах, зарегистрированных по адресу должника, необходимо для розыска должника. Однако каких-либо доказательств того, что в отношении должника требуется розыск, не представлено.
В судебном заседании должностное лицо ФИО2 пояснил, что сведения об уплате должником услуг ЖКХ судебному приставу-исполнителю необходимы для того, чтобы в случае оплаты в счет задолженности по исполнительному документу внести их в исполнительное производство.
Обсуждая указанный довод обращаю внимание на следующее.
Согласно п.67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с п.69 Правил платежный документ должен содержать в том числе: указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с этими правилами, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
В п.32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.
Таким образом, сведения об уплате должником услуг управляющей организации не могут повлиять на ход исполнительного производства.
Более того, требование СПИ содержит указание на предоставление сведений о способе произведенной оплаты – наличными, перечислением, взаимозачет, если взаимозачет – наименование организации перечисляемой денежные средства.
Обоснований объективной необходимости указанных как в оспариваемом постановлении, так и в ходе судебного разбирательства, со стороны должностного лица не приведено.
Тогда как со стороны ООО «АЛСТА» последовал ответ о том, что погашение задолженностей осуществляется через депозитный счет Калининского РОСП г.Чебоксары, то есть, произведенные оплаты в счет погашения задолженности по исполнительному производству не распределяются.
Равно не приведено доказательств необходимости сведений о площади жилого помещения, по которому проживает должник, учитывая, что предметом исполнения является задолженность должника по оплате жилищно-коммунальных услуг и содержанию жилья, установленная судебным решением. Обоснований того, каким образом наличие сведений о площади жилого помещения может повлиять на ход исполнительного производства, как постановление от ДД.ММ.ГГГГ, так и пояснения должностного лица не содержат.
Анализируя изложенное, прихожу к выводу о том, что предъявленные судебным приставом-исполнителем взыскателю по исполнительному производству требования нельзя признать законными.
Кроме того, следует учесть, судебным приставом-исполнителем в адрес общества было направлено запросов по 54 исполнительным производствам и такое количество запросов существенно влияет на срок исполнения запроса судебного пристава-исполнителя, который был ограничен фактически в четыре дня.
Тогда как в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Принимая во внимание, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.17.14 КоАП РФ, заключатся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, полагаю, что в отсутствие законности требований судебного пристава-исполнителя, действия привлекаемого лица не содержат признаков вышеуказанного административного правонарушения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5, ч.2 ст.29.4 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2. 9, 24. 5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Калининского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Постановление заместителя начальника Калининского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «АЛСТА» отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.М. Тимофеева
Решение24.02.2022