ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-46/2022 от 21.02.2022 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Материал №12-46/2022

УИД 43RS0002-01-2021-007858-62

РЕШЕНИЕ

г. Кирово-Чепецк 21 февраля 2022 года

Судья Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области Зеленкова Е.А., при секретаре Здоровенковой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФГУП «Федеральный экологический оператор» П. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды о назначении административного наказания по делу в отношении ФГУП «ФЭО» по ст.8.5 КоАП РФ и решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 10.12.2021,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды о назначении административного наказания от 25.11.2021 по делу ФГУП «Федеральный экологический оператор» (далее ФГУП «ФЭО») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 руб.

Решением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 10.12.2021 в удовлетворении жалобы представителя ФГУП «ФЭО» по доверенности П. на постановление о назначении административного наказания от 25.11.2021 по делу , было отказано, постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными постановлением от 25.11.2021 и решением от 10.12.2021, ФГУП «ФЭО» обратилось в суд с жалобой. В обоснование жалобы указано, что расчетная плотность мусора почти всегда отличается от фактической плотности, она не постоянна, зависит от времени года и сезонности, это обусловлено разницей между составом отходов. Кроме того, данный показатель постоянно меняется, каждый период измеряется отдельно. Летом плотность ТКО намного выше. На мусор не оказывают воздействие негативные внешние факторы. Зимой картина меняется: ТКО, содержащие жидкие вещества, вязкие компоненты (например, органические отходы), замерзают. Уличного мусора и растительных отходов, из-за погодных условий, зимой транспортируется меньше, чем летом. Кроме того, нужно принимать во внимание и содержание влажных отходов - органических. Ближе к лету их содержание в составе ТКО увеличивается. Это приводит к изменению физических свойств. Возникающее различие в расчетной плотности ТКО (проектной) и фактической ведет к незначительной погрешности в массе ТКО. При подготовке ежеквартальных расчетов по массе отхода предприятием использовались показатели плотности из сети Интернет. Таким образом, количество образованного и переданного отхода «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (код ) входит в диапазон установленных лимитов на размещение согласно проекта «Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) Кирово-Чепецкого отделения филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО». Отделение не имело умысла искажать информацию в отчетности о массе отходов, так как объем отходов был один, а плотность ТКО в разные сезоны менялась.

Проверка Росприроднадзора в отношении предприятия проводилась впервые, ФГУП «ФЭО» ранее не привлекалось к административной ответственности. Представленная в отчетной документации масса образованного в 2020 году отхода «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» - 5,6 т связана с технической ошибкой и с разницей принимаемой плотности твердых бытовых отходов. Считают, что совершенное административное правонарушение возможно признать малозначительным. ФГУП «ФЭО» просит суд применить ст. 2.9. КоАП РФ и в соответствии со ст. 3.1, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ отменить решение от 10.12.2021и постановление о назначении административного наказания от 25.11.2021, и прекратить производство по делу.

В судебном заседании представитель ФГУП «ФЭО» по доверенности П. доводы жалобы поддержала, просит применить ст.2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием. Также просит учесть, что за совершение административного правонарушения по этим же обстоятельствам должностное лицо ФГУП «ФЭО» было привлечено к ответственности, решением от 10.12.2021 производство по делу в отношении должностного лица ФГУП «ФЭО» было прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Должностные лица – государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Кировской обл. Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора К., заместитель главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместитель руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Г. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы ФГУП «ФЭО» извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя ФГУП «ФЭО» П., изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В судебном заседании установлено, что 07.09.2021 в 17 час. 45 мин. по адресу: <адрес> по результатам плановой выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства ФГУП «ФЭО», осуществляющего деятельность на объекте «Кирово-Чепецкое отделение филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «Федеральный экологический оператор» (код объекта ), расположенным по адресу: <адрес> установлен факт искажения ФГУП «ФЭО» полной и достоверной информации об источнике загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.

Объект ФГУП «ФЭО» «Кирово-Чепецкое отделение филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» (далее Объект), расположенный по адресу: <адрес> 14.12.2016 включен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением кода объекта <данные изъяты> На основании заявления о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре от 29.04.2020 выдано свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 30.04.2020 .

ФГУП «ФЭО» на Объекте осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы I-V классов опасности.

09.01.2020 (вх. ) для Объекта в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора представлена декларация о воздействии на окружающую среду. 14.01.2020 подана новая декларация о воздействии (вх. ). 21.05.2020 в связи с переименованием вновь подана декларация о воздействии. 18.06.2020 представлена последняя декларация о воздействии объекта, на сновании которой Объект осуществляет деятельность до настоящего времени.

Для Объекта разработана программа производственного экологического контроля, утвержденная и.о. директора Кирово-Чепецкого отделения филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» Н. 04.06.2020.

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте за 2019 и 2020 год представлен своевременно: 13.03.2020 и 18.03.2021.

На Объекте ведется первичный учет в области обращения с отходами в соответствии с установленными требованиями.

Руководствуясь установленными требованиями ФГУП «ФЭО» от Объекта сдана отчетность по форме федерального статистического наблюдения (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2019 и 2020 года.

Декларация о плате за негативное воздействие за 2020 год представлена в Управление в установленный законом срок в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, посредством сервиса «Личный кабинет природопользователя» 26.02.2021.

При рассмотрении вышеуказанных документов выявлено несоответствие между данными о массе образуемого отхода «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (код ), установленными в нормативах образования отходов и указанными в программе ПЭК с данными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год, данными первичного учета за 2020 год и данными, указанными в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, а именно: «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (код ) – норматив образования, т/год, согласно декларации от <дата> – 4,8; программа ПЭК от 04.06.2020 – 4,8; образовано за 2020 год (отчет ПЭК за 2020 год – 5,6; учет 2020 – 5,6; декларация о плате за 2020 год – 5,6).

Согласно справке от 06.08.2021 норматив образования отхода «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (код )» рассчитан при вывозе отходов 2 раза в месяц из контейнера объемом 0,66 м3. При заключении контракта с региональным оператором АО «Куприт» в 2020 году периодичность вывоза отходов установлена 3 раза в месяц из контейнера объемом 0,66 м3. В ответ на запрос от 03.09.2021 Кирово-Чепецкое отделение филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» направлен ответ от 06.09.2021 , согласно которому фактическая масса образованного в 2020 году отхода «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» составляет 4,8т. Представленная в отчетной документации масса образованного отхода связана с технической ошибкой и с разницей принимаемой плотности твердых бытовых отходов.

Таким образом ФГУП «ФЭО» на объекте НВОС «Кирово-Чепецкое отделение филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «Федеральный экологический оператор» (код объекта ) допущено искажение экологической информации об источнике загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, чем нарушило требования ч.1 ст.34, ч.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.11, ч.1 ст.19, ч.1. ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.2 ч.4 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Виновность ФГУП «ФЭО» в совершении вышеуказанного административного правонарушения не оспаривается по существу лицом, привлекаемым к административной ответственности, и подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств:

- протоколом об административном правонарушении от 11.11.2021, составленным в соответствии с требованиями КоАП РФ и в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности; копией решения о проведении плановой выездной проверки от 27.07.2021; копией решения о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 09.08.2021; копией акта плановой выездной проверки ФГУП «ФЭО» от 07.09.2021; копией декларации о воздействии на окружающую среду; копией нормативов образования отходов и лимитов на их размещения ФГУП «ФЭО»; программой производственного экологического контроля ФГУП «ФЭО»; отчетом ФГУП «ФЭО» об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Кирово-Чепецкое отделение филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» () за 2020 год; копией справки от 06.08.2021 Об отходах производства и потребления; копией письма ФГУП «ФЭО» от 06.09.2021 о предоставлении информации.

Указанные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности, с учетом требований ст.26.11 КоАП РФ, достаточными и доказывающими виновность ФГУП «ФЭО» в совершении правонарушения.

Действия ФГУП «ФЭО» правильно квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ - в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, не нарушены.

При назначении наказания должностным лицом учтено отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, наказание назначено в соответствии с санкцией ст.8.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Обсуждая доводы жалобы о необходимости применения положений ст.2.9 КоАП РФ и признания деяния малозначительным, поскольку каких-либо вредных последствий от действий ФГУП «ФЭО» не наступило и не было угрозы их наступления, сокрытия либо умышленного искажения информации ФГУП «ФЭО» не допущено, суд приходит к следующему.

Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности.

Принимая во внимание вышеизложенное и, учитывая фактические обстоятельства дела, отсутствие каких-либо вредных последствий, а также существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд приходит к выводу, что действия ФГУП «ФЭО» не создали угрозы причинения вреда охраняемым общественным отношениям и не причинили вреда интересам граждан, общества, государства в связи с чем имеются основания для признания данного административного правонарушения малозначительным.

Согласно ст.2.9. КоАП РФ к нарушителю при освобождении от административной ответственности применяется такая мера государственного реагирования как устное замечание, которое направлено на то, чтобы информировать нарушителя о недопустимости подобных нарушений впредь.

В соответствии с ч.3 ст.30.7. КоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды о назначении административного наказания от 25.11.2021 по делу в отношении ФГУП «ФЭО» по ст.8.5 КоАП РФ и решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 10.12.2021, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.6, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды о назначении административного наказания по делу в отношении ФГУП «ФЭО» по ст.8.5 КоАП РФ и решение заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 10.12.2021 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГУП «Федеральный экологический оператор» прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в виду малозначительности, объявить ФГУП «ФЭО» устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья Е.А. Зеленкова

Решение02.03.2022