Судья Дмитричева В.М. Дело № 12-47-АК/2020 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е
22 мая 2020 года г. Курск
Судья Курского областного суда Курочкина И.А., рассмотрев жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении религиозная организация «Курский Свято-Троицкий женский монастырь Курской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)», действующей на основании доверенности Прохоренко Е.А., на постановление и.о.судьи Ленинского районного суда г.Курска от 17 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении
религиозной организации «Курский Свято-Троицкий женский монастырь Курской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)», расположенного по адресу: <адрес>, ИНН №, ОГРН №,
У С Т А Н О В И Л А:
12 декабря 2019 года уполномоченным должностным лицом начальником отдела учета и предоставления государственных услуг управления администрации Курской области по охране объектов культурного наследия Беспарточной О.Н. в отношении религиозной организации «Курский Свято-Троицкий женский монастырь Курской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, за нарушение п.2 ст.34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", выразившегося в осуществлении строительных работ по возведению пристройки со стороны ул. С.Саровского г.Курска в непосредственной близости от расположенного объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Троицы (Верхняя)», объект культурного наследия регионального значения «Настоятельский корпус 1880 г.».».
Постановлением и.о.судьи Ленинского районного суда г.Курска от 17 февраля 2020 года религиозная организация «Курский Свято-Троицкий женский монастырь Курской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении религиозная организация «Курский Свято-Троицкий женский монастырь Курской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)», действующая на основании доверенности ФИО1, обратилась в суд с жалобой об отмене вышеуказанного постановления, полагая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении религиозная организация «Курский Свято-Троицкий женский монастырь Курской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)», действующего на основании доверенности ФИО2, поддержавшего жалобу, а также пояснения должностного лица, вынесшего протокол об административном правонарушении, начальника отдела учета и предоставления государственных услуг управления администрации Курской области ФИО3, считаю постановление судьи и.о.судьи Ленинского районного суда г.Курска от 17 февраля 2020 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно требованиям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В постановлении по делу об административном правонарушении, согласно ст. 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Однако указанные требования закона в ходе рассмотрения дела судьей районного суда выполнены не были.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Объективной стороной правонарушения являются противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, т.е. в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.
Полагаю, что судьей не было установлено событие административного правонарушения, поскольку из постановления судьи районного суда не усматривается, в совершении каких действий, либо бездействии, нарушающем требования Федерального закона N 73-ФЗ, была установлена вина юридического лица.
Так, ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ наступает в случае нарушения требований законодательства:
об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
нарушения режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия,
несоблюдения ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, в том числе из протокола об административном правонарушении, основанием для привлечения религиозной организации «Курский Свято-Троицкий женский монастырь Курской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ явилось нарушение п.2 ст.34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Следует учесть, что протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Исходя из фабулы предъявленного юридическому лицу обвинения, ему вменено нарушение режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия, и несоблюдение ограничений, установленных в границах зоны охраны объекта культурного наследия.
При этом, указания в чем именно выразилось нарушение режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия (какие действия либо бездействие) протокол не содержит.
Что касается второй части предъявленного обвинения, то в протоколе указано на нарушение п.2 ст.34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В силу пунктов 3, 4 статьи 34 данного нормативно-правового акта границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015г. N 972 во исполнение ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее Положение).
На основании пункта 10 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно пункту 6 Положения N 972 проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.
Исходя из пункта 16 Положения N 972 сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Данных об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Курска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны, в том числе по спорному объекту, материалы дела не содержат.
Ссылка на то, что охранная зона объекта культурного наследия, в границах которой религиозной организацией «Курский Свято-Троицкий женский монастырь Курской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)» допущено, вмененное ей административное правонарушение, утверждена решением исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 15.03.1990 N 78 "Об установлении зон охраны памятников истории и культуры г.Курска", исходя из требований вышеприведенных норм, не может служить единственным и достаточным доказательством того, что противоправные действия производились именно в охранной зоне.
Поскольку при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей районного суда допущены существенные нарушения норм процессуального законодательства, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, вынести законное и обоснованное решение, то такое решение суда подлежит отмене.
Учитывая, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истек, дело подлежит направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела подлежат исследованию все обстоятельства, доказательства, имеющие значение для объективного и всестороннего рассмотрения дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Курского областного суда
Р Е Ш И Л А:
Постановление и.о.судьи Ленинского районного суда г.Курска от 17 февраля 2020 года - отменить, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении религиозной организации «Курский Свято-Троицкий женский монастырь Курской Епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)», - направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья
Курского областного суда ФИО4