ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-470/20 от 18.05.2020 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

18 мая 2020 года <адрес>

Судья Сургутского городского суда <адрес>-Югры Лопатнев А.В., расположенного по адресу: <адрес>, рассмотрев начальника ИФНС России по <адрес>Голышевой Е. Л. на постановление мирового судьи судебного участка Сургутского судебного района города окружного значения Сургута ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица ООО «СПК «Террастрой» Шевчук Н. Н.евны,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка Сургутского судебного района города окружного значения Сургута ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производством дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица ООО «СПК «Террастрой» Шевчук Н. Н.евны в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Сургутский городской суд, начальник ИФНС Голышева Е.Л. выражает несогласие с вынесенным постановлением, просит его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ руководителю ООО «СПК Террастрой» Шевчук Н. Н.евне направлен по телекоммуникационным каналам связи запрос о необходимости предоставления информации в течении 5 рабочих дней, предусмотренной пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В ответ на запрос руководитель ООО «СПК Террастрой» Шевчук Н.Н. информирует, о том, что бенефициарные владельцы отсутствуют. Информации о принятых мерах по выявлению, установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев в Инспекцию не поступало.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона № 115-ФЗ юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона № 115-ФЗ под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

При этом под обоснованными и доступными мерами следует понимать порядок действий, разработанный организацией самостоятельно, направленный на выявление и установление необходимых сведений в отношении своих бенефициарных владельцев.

В свою очередь, пунктами 4 и 5 статьи 6.1 Федерального закона - ФЗ установлено право юридических лиц запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев, а также

корреспондирующая этому праву обязанность учредителей или участников юридического лица или иным образом контролирующие его, представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев.

В случае, если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца и приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно него, то такое юридическое лицо, в случае получения запроса уполномоченных органов государственной власти, должно представить информацию о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений. Документами, подтверждающими принятие мер, могут являться вышеуказанные запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них.

Одновременно обращают внимание, что единый государственный реестр юридических лиц не содержит информацию о бенефициарном владельце юридического лица. В целях исполнения статьи 6.1 Федерального закона № 115-ФЗ юридическое лицо обязано самостоятельно выявлять и располагать информацией о своем бенефициарном владельце.

В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Федерального закона № 115-ФЗ информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Так, юридическое лицо раскрывает данные о бенефициарных владельцах в годовой бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 27 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность по организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету и финансовых результатах организации должны раскрывать данные о юридических и физических лицах, которые способны оказывать влияние на деятельность организации (связанных сторонах), составляющей бухгалтерскую отчетность. Порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций установлен Положением по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденным приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн.

Так, перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности, организация должна установить самостоятельно на основе положений ПБУ 11/2008 исходя из содержания отношений между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной с учетом требования приоритета содержания перед формой (пункт 9 ПБУ 11/2008). При установлении указанного перечня следует иметь в виду понятие бенефициарного владельца, установленное Федеральным законом № 115-ФЗ. При раскрытии информации о бенефициарных владельцах указываются сведения, позволяющие однозначно идентифицировать последних. Такие разъяснения даны в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год, содержащихся в Приложении к Письму Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ.

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторинга) или налоговых органов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Указанная ответственность закреплена в статье 14.25.1 КоАП РФ.

Таким образом, наличие вины Шевчук Н.Н. в противоправном действии (бездействии) физического лица, за которое установлена административная ответственность усматривается в материалах дела и свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного по ст. 14.25.1. КоАП РФ.

Кроме того, инспекция обращает внимание на следующий аспект. Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.25.1 КоАП РФ составляет три месяца со дня его совершения. Постановление по делу об административном правонарушении о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения вынесено ДД.ММ.ГГГГ При этом, несмотря на направление Инспекцией жалобы на указанное постановление, течение сроков давности привлечения к административной ответственности?

не приостановлено. В силу чего, просят учесть указанное обстоятельство при направлении материалов для повторного рассмотрения мировому судье судебного участка Сургутского судебного района города окружного значения Сургута <адрес> - Югры и исключения прекращения производства по указанному делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В судебное заседание должностное лицо ООО «СПК Террастрой» Шевчук Н.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена.

В судебном заседании представитель налогового органа ФИО4 доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Заслушав представителя налогового органа, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья Сургутского городского суда пришел к следующему.

Согласно ст. 14.25.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем ООО «СПК «Террастрой» Шевчук Н.Н. совершено административное правонарушение, выразившиеся в неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов, за которое предусмотрена статьи 14.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях руководителя ООО «СПК «Террастрой» Шевчук Н.Н. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ответ на запрос ИФНС от ДД.ММ.ГГГГ направлен Шевчук Н.Н.ДД.ММ.ГГГГ, в котором доведена информация об отсутствии бенефициарных владельцев общества.

Оснований не согласиться с выводами мирового судьи не имеется.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ИФНС в адрес ООО «СПК Террастрой» направлен по телекоммуникационным каналам связи запрос о необходимости предоставления информации в течение 5 рабочих дней, предусмотренной пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а именно информацию о своих бенефициарных владельцах ( л.д.4-7). ДД.ММ.ГГГГ руководителем ООО «СПК «Террастрой» Шевчук Н.Н. по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогового органа направлено обращение, в котором Шевчук Н.Н. информирует инспекцию, что не имеет бенефициарных владельцев ( л.д. 36-37)
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что единственным учредителем и руководителем общества (генеральным директором) является Шевчук Н.Н. ( л.д. 11-12)

При изложенных обстоятельствах, наличие вины должностного лица - руководителя ООО «СПК Террастрой» Шевчук Н.Н. в инкриминируемом правонарушении не нашло своего объективного подтверждения.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка Сургутского судебного района города окружного значения Сургута ХМАО-Югра не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка Сургутского судебного района города окружного значения Сургута ХМАО-Югра от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица ООО «СПК «Террастрой» Шевчук Н. Н.евны оставить без изменения, а жалобу должностного лица - начальника ИФНС России по <адрес>Голышевой Е.Л. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно с момента вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статей 30.12-30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья: подпись

Копия верна: судья А.В. Лопатнев