ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-471/13-2022 от 28.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

№ 12-471/13-2022 г.

46RS0030-01-2022-005716-95

Р Е Ш Е Н И Е

28 июля 2022 года город Курск

Судья Ленинского районного суда города Курска Аверинова А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Голодниковой И.Н. на постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области Калугина В.И. по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении конкурсного управляющего ГУП Курской области «Беловское Автотранспортное предприятие» Голодниковой Ирины Николаевны,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области Калугина В.И. по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ конкурсный управляющий ГУП Курской области «Беловское Автотранспортное предприятие» Голодникова И.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в Ленинский районный суд г. Курска с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, указав об истечении срока привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании Голодникова И.Н. довод жалобы поддержала в полном объеме и просила ее удовлетворить. При этом указав, что за ГУПКО «Беловское АТП» числиться задолженность по заработной плате работников предприятия. Данная задолженность включается во вторую очередь реестра требований кредиторов на основании п.2 ст. 134 Закона о банкротстве. Численность работников с задолженностью по заработной плате составляет 12 человек, в том числе и ликвидатор Гутенев Н.Н. По форме 3-ф задолженность по заработной плате за 2019-2021 г. имелась и она всегда включалась в справку 3-ф. Кроме того, постановлением Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Курской области от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ликвидатор Гутенев Н.Н. правомерно включил в форму -ф сведения об имеющейся перед ним задолженности, а потому производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание прокурор Беловского района Курской области, извещенный надлежащим образом о слушании дела, не явился. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было.

Выслушав заявителя, изучив предоставленные материалы и доводы протеста в их совокупности, прихожу к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статья 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с представлением предусмотренных Федеральным законом от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» сведений о наличии просроченной задолженности по заработной плате.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации, в том числе юридические лица (часть 2).

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 620. Согласно пункту 3 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (пункт 4).

Формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению, утверждены Приказом Росстата от 15 июля 2019 года № 404 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы», приложением № 12 к которому установлена Форма № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».

Кроме того, в целях заполнения формы № П-4 за отчетные периоды 2022 г. респонденты руководствуются Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденными приказом Росстата от 24 ноября 2021 г. №832.

Согласно пункту 1 Приложения сведения по форме № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» заполняются по состоянию на 1 число каждого месяца и предоставляются в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения на следующий день после отчетной даты юридическими лицами только при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам (кроме субъектов малого предпринимательства).В пункте 3 Приложения закреплено, что организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления сведений по форме. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по форме.

В силу части 1 статьи 127 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением Арбитражного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А35-8316/2020 ГУПКО «Беловское АТП» признано несостоятельным (банкротом) как ликвидируемый должник. Конкурсным управляющим ГУПКО «Беловское АТП» назначена Голодникова И.Н. Определением Арбитражного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ срок конкурсного производства в отношении «ГУПКО «Беловское АТП» продлен до ДД.ММ.ГГГГ Проведенной проверкой было установлено, что согласно реестру требований кредиторов у предприятия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелась просроченная задолженность по оплате труда 11 бывших работников предприятия на сумму 774277 руб., размер задолженности во втором полугодии 2021 г., а также в 2022 г. не изменялся. Однако, конкурсным управляющим ГУПКО «Беловское АТП» Голодниковой И.Н. ДД.ММ.ГГГГ в Курскстат направлены недостоверные сведения о наличии просроченной задолженности по заработной плате по форме -Ф, согласно которым у ГУПКО «Беловское АТП» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность по оплате труда перед 12 работниками предприятия на сумму 774 000 руб.

Привлекая конкурсного управляющего ГУПКО «Беловское АТП» Голодникову И.Н. к административной ответственности, должностное лицо исходило из того, что ее вина в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ доказана.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ, выражается в не представлении бюджетными учреждениями в территориальный орган Росстата по месту нахождения на следующий день после отчетной даты сведений о наличии просроченной задолженности по заработной плате работников.

Как следует из предоставленных материалов, ликвидация - это когда организация прекращает деятельность, увольняет всех работников и перестает существовать официально. Закон о банкротстве предусматривает и иные случаи, когда должник обязан обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд. Так, если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве (п. 4 ст. 62 ГК РФ). В соответствии со ст. 224 Закона о банкротстве при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, обнаруженной после создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), обязанность подать заявление о банкротстве в арбитражный суд возлагается на ликвидационную комиссию. Если же недостаточность имущества ликвидируемого юридического лица обнаружена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до образования ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), то обязанность подать заявление о банкротстве должника в арбитражный суд возлагается на собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника или руководителя должника. С руководителем, состоящим в ликвидационной комиссии (или являющимся единоличным ликвидатором), трудовые отношения расторгаются в последнюю очередь, как и с сотрудниками, занимающимися ликвидацией. Именно ликвидационная комиссия или ликвидатор являются руководящими органами в процессе оформления прекращения деятельности предприятия. Поскольку с ликвидатором ГУПКО «Беловское АТП» трудовые отношения не расторгнуты, то он относиться к работникам и должен был включен в численность работников предприятия.

Оценив фактические обстоятельства настоящего дела, прихожу к выводу об отсутствии в материалах дела допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих факт совершения конкурсным управляющим ГУПКО «Беловское АТП» Голодниковой И.Н. административного правонарушения.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных обстоятельствах вывод должностных лиц о совершении конкурсным управляющим ГУПКО «Беловское АТП» Голодниковой И.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Таким образом, постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области Калугина В.И. по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, а жалоба - удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области Калугина В.И. по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении конкурсного управляющего ГУП Курской области «Беловское Автотранспортное предприятие» Голодниковой Ирины Николаевны, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу Голодниковой И.Н. удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья: